Анализ и совершенствование организационных коммуникаций на предприятии (ООО «Агат Тур»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — исследование особенностей коммуникаций ООО «Агат-Тур» и разработать рекомендации по совершенствованию коммуникаций.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и классификацию, а также модели коммуникаций;
- изучить межличностные и организационные коммуникации;
- рассмотреть методы повышения качества коммуникационного процесса;
- раскрыть сущность коммуникационной политики;
- представить организационно - экономическую характеристику организации ООО «Агат-Тур»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационных коммуникаций в организации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Теоретические основы коммуникаций в организации…………………………..6
1.1 Понятие и классификация коммуникации. Модели коммуникаций………………………………………………………………………..6
1.2 Межличностные и организационные коммуникации…………………16
1.3 Методы повышения качества коммуникационного процесса………..18
1.4 Сущность коммуникационной политики………………………………23
2 Анализ организационных коммуникаций на предприятии……………………28
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Агат-Тур» …………………………………………………………………………28
2.2Анализ деятельности и коммуникационного процесса на предприятии ООО «Агат-Тур»……………………………………………………………………34
2.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию организационных коммуникаций……...………………………………..………...38
Заключение ……………41
Библиографический список………………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Курсовая моя..doc

— 1.31 Мб (Скачать)

       Коммуникация  считается успешной, если получатель информации понимает её содержание адекватно  тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, т. е. менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация. Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами (преградами). Различают коммуникационные барьеры макро — и микроуровня.

         Таблица 1 – Коммуникационные барьеры

       
Макробарьеры  коммуникаций Микробарьеры  коммуникаций
- перегрузка информационных сетей и искажение информации;

- потребность в более сложной информации;

- интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных

- отношение отправителя информации к получателю;

- отношение получателя к отправителю информации;

- восприятие получателем многозначных слов и отсутствие обратной связи.

 

Макробарьеры  коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом. Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. Все преграды, возникающие в процессе межличностных и организационных коммуникаций также можно представить в виде схемы. «Приложение А» Затрудняют коммуникации также предвзятые представления людей, отвергающие новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной или в силу устойчивого мнения, порожденного определенными условиями (стереотипы).

       В результате искажается восприятие сообщения, замедляется и искажается процесс обратной связи, снижается результативность данного сообщения. 

       1.3 Методы повышения качества коммуникационного процесса 

     Менеджеру необходимо до конца понять практические потребности в коммуникации. Но также  важно, чтобы вопросы, влияющие на установление хорошей коммуникации, были проанализированы. Эти вопросы включают в себя готовность установить коммуникацию, определение препятствий, влияющих на нее, ее принципы, выбор метода, перекрестную коммуникацию.

     Как могут такие крупные предприятия действовать при нехватке коммуникации? Тем не менее, если поинтересоваться степенью понимания необходимой информации в любой данный момент, то можно поразиться ее убогости. Это бывает возможным потому, что, даже, если предприятие и преуспевает, оно часто потребляет необходимую информацию урывками. Можно достигнуть заметного улучшения эффективности, если ликвидировать препятствия для коммуникации.

     1. Плохо сформулированные сообщения.

     Независимо  от того, как доставляются сообщения, их расплывчатость и туманность - слишком частые явления. Такие недостатки, как плохо выбранные и ничего не значащие слова, небрежные упущения, отсутствие последовательности, плохое изложение мыслей, неуклюжесть структуры предложений, недостаток лексических средств, банальности, поразительные повторения, жаргон и т.д., довольно широко распространены. Отсутствие ясности и точности приводит к дорогостоящим ошибкам.

     2.Ошибочный перевод.

     Менеджеры находятся в центрах коммуникаций и функционируют как получатели и отправители сообщений. Они получают разнообразные виды сообщений от вышестоящих лиц, от своих коллег и от подчиненных и в свою очередь должны перевести информацию, предназначенную для подчиненных, своих коллег и руководства, на понятный для них язык. Часто бывает недостаточно передать информацию слово в слово, она или должна быть выражена в словах, понятных для людей в той области, в которой работает получатель, или должна сопровождаться разъяснениями, которые будут понятны получателю. Этот процесс требует умения, которое зачастую отсутствует. Поскольку сотрудники предприятия действуют, обычно только приблизительно понимая друг друга, эффективность постоянно от этого страдает, что приводит к значительным убыткам.

     3. Потери в процессе передачи или хранения.

     Последовательная передача одного и того же сообщения уменьшает его точность. В устном сообщении при каждой последовательной передаче теряется около 30% информации. Следовательно, на крупных предприятиях совершенно невозможно положиться на устную связь одного уровня с другим. Даже письменные сообщения, сопровождаемые разъяснениями, теряют при передачи часть своего смысла. В равной мере серьезной проблемой является удержание информации в памяти. Является ли удивительным то, что предприятия часто функционируют в обстановке неведения: исследования показывают, что сотрудники сохраняют в памяти только 50% переданной информации, а руководители всего 60. Необходимость повторения сообщения, следовательно, очевидна.

     4. Невнимательность.

     Часто приходится встречаться с простой неспособностью прочесть бюллетени, уведомления, протоколы, сообщения, доклады. Что касается неспособности выслушать устное сообщение, то психологи и работники просвещения заметили, что «слуховые аппараты» не слушающих часто выключены, а они сами в это время заняты мыслями о гольфе, семейных проблемах. К сожалению, невнимательное выслушивание информации является хронической человеческой слабостью. Поэтому довольно часто можно слышать споры по уже решенным вопросам. Причины варьируются от желания произвести на говорящего впечатление своими знаниями до простого неуважения к точке зрения другого человека. В любом случае попытки сообщить что-то тому, кто не слушает, потерпят неудачу.

     5. Неразъясненные предположения.

     Часто недооцениваемыми, но существенно важными являются несообщенные предположения, которые лежат в основе практически всех сообщений. Например, делегирование полномочий может выглядеть конкретным, но как должны подчиненные толковать его, если они знают, что им следует принять решение, о котором конкретно не говорится, но, как они полагают, подразумевается? Они могут предполагать, что их руководитель имел в виду только то, что было конкретно оговорено, или они могут предполагать, что подразумевается свобода принятия непредвиденных решений в интересах фирмы. Кажущаяся ясность первоначального делегирования полномочий вызывает подобную неуверенность при наличии неясного предположения.

     6. Недостаточный период приспособления.

     Иногда  в сообщении говорится о перемене, которая серьезно повлияет на сотрудников: сдвиги во времени, месте, виде и порядке работы или изменения в составах групп. Некоторые сообщения указывают на необходимость дальнейшей профессиональной подготовки, изменении в служебном положении и т.п. Перемены воздействуют на людей по-разному, и может потребоваться время, чтобы понять полное значение сообщения. Следовательно, для сохранения эффективности деятельности важно не навязывать изменения людям, прежде, чем они не приспособятся к их последствиям.

     7. Страх.

     Опытный руководитель признаёт, что в вопросах информации он должен полагаться на своих подчиненных, но надежная классификация предмета информации и ее срочности еще не выработана, чтобы подчиненные могли руководствоваться ею при выборе того, что они должны сообщить наверх. Выбор времени и точность контрольных, проблемных и специальных докладов обычно не вселяют в руководителя чувства уверенности. Здесь всегда можно ждать неумелого отбора, полуправды или полного сокрытия истины.

     8. Отсутствие передачи.

     Для непосвященных это «препятствие»  может показаться странным и непростительным, и тем не менее фактом является то, что руководители просто не передают нужных сообщений. Причины обнаруживаются в хорошо известных человеческих склонностях к лени, к предположению, что «все знают», к медлительности, к намеренному желанию сбить с толку. Поскольку вы не можете сообщить всего, вы и выбираете, что передать. Иногда это приводит к полному умалчиванию информации, в чем виноваты сами руководители.

     Кроме этих преград существуют помехи так  называемых «организационных коммуникаций».

     9. Искажение сообщений.

     Когда информация движется внутри фирмы вверх  и вниз, смысл сообщений несколько  искажается. Сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений  в межличностных коммуникациях. Сознательное искажение информации может иметь место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением. В этом случае управляющий модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах. Проблемы обмена информацией вследствие искажения сообщения могут возникать также вследствие фильтрации. В организации существует потребность фильтровать сообщения, с тем, чтобы с одного какого-то уровня на другой уровень организации или отдела направлялись только те сообщения, которые его касаются. Поскольку именно управляющие определяют, какие сообщения направлять, всевозможные преграды в межличностных контактах могут подталкивать их к отсеиванию одних и акцентированию других сообщений. Такой отбор может стать причиной непопадания важной информации в другой сектор организации или поступления информации туда с существенным искажением содержания. Сообщения, отправляемые наверх, могут искажаться в силу несовпадения статусов уровней организации. Руководители высшего звена обладают более высоким статусом, поэтому возникает тенденция снабжать их только положительно воспринимаемой информацией. Это может привести к тому, что подчиненный не информирует руководителя о потенциальной или существующей проблеме, поскольку не хочет сообщать начальнику плохие новости. Дополнительной причиной ухудшения поступающей наверх информации может быть повышенное внимание руководителей среднего звена к сообщениям с верхних этажей власти по сравнению с информацией от их подчиненных.

     10. Информационные перегрузки.

     Преграды  на путях обмена информацией могут быть следствием перегрузки канала коммуникаций. Руководитель организации, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной, то же относится и к обмену информацией. Одним из обычных способов разрешения проблемы информационной перегрузки является развитие и поддержание различных специализированных каналов передачи информации. Предприятия постоянно это осуществляют через организационную структуру, децентрализацию полномочий, группировку деятельности по ее видам и организацию информационных систем, спроектированных для обслуживания отдельных направлений деятельности, таких, как сбыт, финансы, закупки и общественные отношения. К сожалению понимание руководителем важности информации может отличаться от понимания таковой другими работниками организации.

     11. Неудовлетворительная структура организации.

     Структура организации - эта логическая взаимосвязь  уровней управления и функциональных сегментов, обеспечивающая эффективное  достижение целей. Если структура организации  продумана плохо, возможности руководителя планировать и добиваться реализации поставленных целей сужаются. В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения. К другим аспектам, которые могут вызвать проблемы в коммуникациях, можно отнести неудовлетворительный состав и использование комитетов, рабочих групп, кадров вообще, а также способ организации власти и распределения задач. Ясно, что плохо разработанная информационная система может снижать эффективность обмена информацией и принятия решений в организации.

1.4 Сущность коммуникационной политики 

     Успехи  организации во многом зависят от конструктивности взаимодействия с  внешней средой, с наиболее активными  её компонентами. Внешняя среда наполнена контактными аудиториями, и каждая по-своему взаимодействует с организацией. Либо способствует достижению организационных целей, либо препятствует их приближению. К контактным аудиториям относятся:

  • финансовые круги – банки, инвестиционные организации, брокерские фирмы, биржи, акционеры и т.д.;
  • средства массовой коммуникаций – газеты, журналы, телецентры, радиостанции и т.д.;
  • государственные учреждения – органы власти, налоговые инспекции, суды и т.д.;
  • местные контактные аудитории – окрестные жители, общинные организации и т.д.;
  • широкая общественность;
  • внутренние контактные аудитории – собственные работники, занятые в организации.

     В соответствии с этим коммуникациями необходимо управлять. Обычно под управлением  понимается целенаправленное регулирующее воздействие на объект. Рассматривая базовый набор управленческих действий по отношению к коммуникациям, это означает:

  • определять цели коммуникации;
  • определять пути достижения целей;
  • планировать с учётом ресурсов и ситуаций конкретные действия, направленные на достижение целей;
  • организовывать реализацию планов;
  • координировать взаимодействие компонентов коммуникационного процесса, а также действия непосредственных исполнителей;
  • контролировать процесс исполнения;
  • корректировать процесс по результатам коммуникаций.

Информация о работе Анализ и совершенствование организационных коммуникаций на предприятии (ООО «Агат Тур»)