Американский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:34, реферат

Краткое описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.

Оглавление

Введение
1. История формирования американской модели менеджмента
2. Яркие представители американского менеджмента
3. Характеристика и особенности американской модели управления
4. Сравнение американской и японской моделей управления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Американский менеджмент.docx

— 45.78 Кб (Скачать)

 

    Содержание 

    Введение

    1.  История формирования американской модели менеджмента

    2.  Яркие представители американского менеджмента

    3.  Характеристика и особенности американской модели управления

    4. Сравнение американской и японской моделей управления

    Заключение

    Список  использованной литературы

 

    

    Введение

    За  всю историю существования менеджмента  многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная  наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя  зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий  в нашей стране господствовала административно-командная  система управления, направлявшая в  основном свои усилия на критику зарубежного  опыта управления.

    Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления  менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента  требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в  зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную  почву), а с другой - использования  его лучших достижений в своей  деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией».

    Американский  менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного  мира и Японии. Кроме того, надо иметь  в виду, что именно в США впервые  сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние  на развитие теории, практики наиболее велико.

    Во  всём вышеизложенном заключается  актуальность выбранной темы.

    Объектом работы является американская модель менеджмента, предметом – особенности формирования и осуществления американской модели менеджмента.

 

    

  1. История формирования американской модели менеджмента

    Практика  управления имеет такую же древнюю  историю, как и само человечество, однако управление стало признанной и широко распространенной научной  дисциплиной только в 1910 г. В каждой стране развитие менеджмента происходило  со своими особенностями. Возникновение  менеджмента в США тесно связано  с общим прогрессом науки и  техники, именно практическая потребность  в новых методах организации  труда оказывала влияние на его  становление и совершенствование.

    Обновление  методов управления предприятиями  было обусловлено несколькими причинами:

  • Заменой живого труда на труд машин (в результате резко увеличилась производительность труда, в результате образовались трудности сбыта);
  • Наличие затруднений, которые нельзя было решить традиционными средствами и социальным переустройством.[4]

    До  начала ХХ в. работа управляющих в  США основывалась на опыте и интуиции инженеров предприятий. К тем, кто  хотел внести в управление элементы науки, относились с недоверием. Недостаток комплексных знаний управления сказывался на результатах производства. Часто  даже решения об использовании новых  машин принимались без ясных  представлений о будущем компании, без малейшей слабо проработанной  стратегии развития. В таких условиях руководители все чаще думали о методах  и способах рационального использования  средств и ресурсов, о выработке  наиболее эффективных приемов работы и о новой, рациональной системе  управления.

    В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Систематическое использование термина «менеджмент» при обсуждении проблем практического управления предприятием связывают с именем Генри Тауна (1844 – 1924). Генри Таун, предшественник Ф.Тейлора, был известен в США как директор ряда компаний. С 1870 г. он начал внедрять на предприятиях методы управления под лозунгом «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника». Г.Таун в своих публикациях не раз отмечал, что у менеджеров не существует специальной научной дисциплины, в рамках которой бы систематизировался накопленный опыт управления. Именно Г.Таун был одним из первых президентов Американского общества инженеров-механиков, которое было основано в 1880 году с целью способствовать развитию науки и машиностроения.

    В 1895 г. американский инженер Фредерик Тейлор на заседании Американского  общества инженеров-механиков выступил с докладом «Система сдельной оплаты труда». Вопросы эффективной оплаты труда в то время волновали  умы большинства руководителей, поэтому данный доклад был встречен с интересом. Однако из-за чрезмерной сложности и детальности расчетов доклад не встретил широкого одобрения. Тогда Тейлор и его единомышленники  приступили к практической разработке новых методов управления на базе Мидвейлской стальной компании, Массачусетском заводе велосипедных деталей, бумажной фабрике в Мэне, Бетльхемской стальной компании. Исследования Тейлора не остались незамеченными, вскоре его  стали приглашать в качестве консультанта на производства с целью оптимизации  деятельности компаний.

    До  конца 50-х гг. XIX в. в США игнорировались достижения европейских исследователей, в том числе и теория Анри Файоля. В 1949 году его труд «Общее и промышленное управление» был переведен на английский язык, а до того момента научный менеджмент рассматривался как американское изобретение.

    Американский  менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы менеджмента в США. Гьюлик работал над совершенствованием функций управления, расширив их до семи. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала большое влияние на формирование других направлений в формировании американской теории менеджмента.

    Как было отмечено, переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-е гг. потребовал поиска новых  форм управления. Постепенно сложилось  понимание того, что для выживания  капиталистического производства необходимо изменить отношение к положению  рабочего на предприятии, выработать новые  методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Формирование новой концепции, получившей название «школы человеческих отношений», связано с именем американского  социолога и психолога Э. Мэйо. Часто этот период развития американской теории управления называют эпохой «новых начинаний» гуманистической направленности. Наиболее яркими ее представителями являются ученые экономисты, социологи, психологи, такие как Мери Фоллетт, Фриц Ротлисбергер, Абрахам X. Маслоу, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг и др.

    Термин  «менеджмент человеческих ресурсов»  возник в 60-е гг. XX в. Американский социолог Р.Е. Майлз в одной из своих работ противопоставил модель «человеческие отношения» модели «человеческие ресурсы». Модель «человеческие ресурсы» рассматривается как стратегическая, способствующая решению основных целей организации. Модель «человеческие ресурсы» ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен отвечать за результаты своего труда, знать общие цели организации и своим трудом способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять личную инициативу своих сотрудников с помощью материального стимулирования и продвижения по службе. Концепция «человеческих ресурсов» допускает участие подчиненных в управлении. Менеджмент «человеческих ресурсов» требует совершенствования кадровой политики в организации.

    Стремясь  выразить свое повышенное внимание к  человеческим ресурсам, большинство  американских фирм в 70 - 60-е гг. XX в. переименовали кадровые подразделения в службы человеческих ресурсов, роль которых в последние два десятилетия заметно выросла.[6]

    В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали  требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к  убеждению, что целый ряд организаций  не достигает своих целей по причине  игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление  доктрины производственной демократии («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды.

    Некоторые американские авторы называют привлечение  непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении. Первая революция, по их мнению, связана с  отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии.

    Американский  менеджмент внес значительный вклад  в разработку менеджмента как  учебной дисциплины. Впервые научный  курс управления был разработан в 1881 г. американским ученым Джозефом Вартоном. Через 100 лет Г. Кунц и С.О'Доннел опубликовали свой труд «Управление: системный и  ситуационный анализ управленческих функций», который был переведен с английского  и вышел в свет в России в 1981 г. Также существует американский учебник  Д. О'Шонесси, в котором были описаны  самые заметные достижения в области  управления.[1] 

    
  1. Яркие представители американского менеджмента

    Основоположником  науки управления по праву считается  американский инженер и исследователь  Ф. Тейлор (1856 - 1915). Предложенная им система  организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

    Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок» (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

    Основы  системы Ф. Тейлора:

    - умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

    - подбор рабочих для выполнения данного вида;

    - обучение и тренировка рабочих;

    - сотрудничество администрации и рабочих.

    Важная  характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно  к разработкам Ф. Тейлора она  включала:

    - определение и точный учет  рабочего времени и решение  в этой связи проблемы нормирования  труда;

    - подбор функциональных мастеров - по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате;  ремонту оборудования; планово - распределительным работам; разрешению  конфликтов и дисциплине;

    - введение инструкционных карт;

    - дифференциальная оплата труда  (прогрессивная оплата);

    - калькуляция затрат на производство. [4]

    Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что  необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику  производства, но и труд, его организацию  и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

    Научное управление по Тейлору сосредотачивалось  на работе, выполняемой на самом  нижнем уровне организации. Тейлор и  его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью  работы и психологической сущностью  работающих для установления рабочих  дефиниций. Следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.

    Другим  представителем американской модели менеджмента, точнее, ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 - 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.[5]

    Основные  идеи Г. Форда изложены в работах  «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Информация о работе Американский менеджмент