Американская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить историю развития американской модели менеджмента;
•рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
• выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
•проанализировать систему менеджмента в ОАО «Высокие Технологии» и разработать рекомендации по ее совершенствованию с учетом опыта американских фирм.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы управления в американских фирмах
1.1 Становление менеджмента в США………………….…………………….5
1.2 Особенности американской модели менеджмента……………………….8
1.3 Современное состояние модели менеджмента. Преимущества и недо-статки американской модели менеджмента……………………………………10
Глава 2. Исследование возможности использования элементов американской модели менеджмента в ОАО «Высокие Технологии»
2.1 Общая характеристика ОАО «Высокие Технологии»…………………...18
2.2 Характеристика и анализ функционирования системы менеджмента…21
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы менеджмента с уче-том опыта американских фирм……………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………………..31
Приложения

Файлы: 1 файл

американская модель мен-та.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

                         Министерство образования и науки

           ФГБОУ  ВПО «Чувашский Государственный  университет

                                          им. И.Н.Ульянова» 

 

 

 

 

                                    Экономический факультет

                          Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

                                      КУРСОВАЯ РАБОТА

                            по дисциплине «Менеджмент»

            на тему «Американская модель менеджмента»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Гр. ЭК-06-11

Павлова А. А.

 

 

Научный руководитель

к.э.н., доцент Иванова Т. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Чебоксары 2012

                                      

                                          СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы управления в американских фирмах

1.1 Становление менеджмента в США………………….…………………….5

1.2 Особенности американской модели  менеджмента……………………….8

1.3 Современное состояние модели менеджмента. Преимущества и недостатки американской модели менеджмента……………………………………10

Глава 2. Исследование возможности использования элементов американской модели менеджмента в ОАО «Высокие Технологии»

2.1 Общая характеристика ОАО «Высокие Технологии»…………………...18

2.2 Характеристика и анализ функционирования системы менеджмента…21

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы менеджмента с учетом опыта американских фирм……………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………………..31

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и в других сферах с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.

Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.

Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.

Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Этим объясняется актуальность данной работы.

Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

· изучить историю развития американской модели менеджмента;

·рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;

· выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;

·проанализировать систему менеджмента в ОАО «Высокие Технологии» и разработать рекомендации по ее совершенствованию с учетом опыта американских фирм.

 

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В          АМЕРИКАНСКИХ    ФИРМАХ

           1.1 Предпосылки становления менеджмента в США

В начале ХХ века центр развития теории и практики менеджмента переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников "научного менеджмента" отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма - свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий. В качестве социально-экономического учения менеджмент оформился к концу прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается его родиной.

Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала "организационную революцию" в сфере производства и управления им.

Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895).Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

Основы системы Ф. Тейлора:

· Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

·   Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;

·   Обучение и тренировка рабочих;

·   Сотрудничество администрации и рабочих.

Важная характеристика системы – ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:

·   Определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;

·   Подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;

·   Введение инструкционных карт;

·   Дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)

·   Калькуляция затрат на производство.    

Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных     научных принципах, должно осуществляться специально разработанными    методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать,   нормировать, стандартизировать не только технику производства, но  и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей  Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост  производительности труда.

Научное управление по Тейлору сосредотачивалось на работе,   выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его   последователи проанализировали взаимосвязь между физической     сущностью работы и психологической сущностью работающих для     установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло   предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и   диапазоны контроля и поручения полномочий.

Другим представителем американской модели менеджмента, а точнее ее "организационной школы" является Г. Форд (1863-1947), названный в свое время "автомобильным королем". Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил "революцию в цехе". Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые "вписывали" человека.

Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Основные принципы системы Г. Форда:

·   Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;

·   Непрерывность и подвижность процесса производства;

·   Максимальный темп работы;

·   Новая технология на основе поточного производства;

·   Точность как стандарт и качество продукции;

·   Определяющая роль технико–технологической системы;

·   Экономический эффект системы;

·   Не быть зависимым от человека, его слабостей.

В 1920-1930-е гг. зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Ее основоположником стал Элтон Мэйо (1880-1949). Данная школа положила начало развитию идей о "человеке в организации", роли "человеческого фактора" в ней. 
На рубеже 1950-1960-х гг., благодаря исследованиям ученых университета штата Огайо и Мичиганского университета, в науке управления развивался бихевиористический подход. Главной задачей этого направления стало изучение движущих мотивов поведения работника и его взаимодействие с другими людьми внутри организации.

В 1970-е гг. широко распространяются идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления.  
1980-е гг. характеризуются интернационализацией теоретических и практических разработок специалистов разных стран. Именно в это время американцы заражаются идеями "организационной культуры" как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами. 
Сегодня наиболее распространен ситуационный подход в менеджменте. Фирмы, связанные с услугами в области менеджмента, процветают. 
Исследуя опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу; менеджмент и капитал - это две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки.

 

1.2 Особенности американской модели менеджмента

В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты - важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь.

Американцы - снобисты, любят ездить в 1-м классе, им недостаточно иметь то, что они имеют. Они общительны, ибо без этого не пробиться в деловой мир. Оптимизм, уверенность в себе - залог успешной карьеры. От них часто слышишь: «O.К.! No problem». Американец, даже если он знает, что не сможет выполнить приказание шефа, ответит: «Это я беру на себя» и тем самым докажет репутацию делового человека. Американская нация, как ни какая другая, подвластна культу денег. Доллар для них больше, чем средство покупки. Шелест долларовой купюры звучит приятнее любой музыки. Новинки - электронные и пластиковые карты конечно хорошо, но наличные долларовые купюры лучше.

Американцы не любят работать на одном месте. Есть примеры, когда люди по 30 раз за жизнь меняют свою работу. Исходя из этого, составим таблицу соответствия менеджмента менталитету в США. (Приложение 1)

Анализ данной таблицы показывает, что главная основа, на которой базируется система управления США, - обостренное чувство индивидуализма. Его корни связаны с историей развития Америки. В период активного заселения основной контингент составляли авантюристы, стремящиеся к самовыражению в Новом свете. Ими использовались любые способы достижения поставленных целей. Главная из них - быстрое обогащение. С течением лет это стало основополагающим для американцев. На этой основе и стала формироваться система управления в США.

Задача управления в этой системе - не просто работа с людьми, а с личностями. Американский менеджер - индивидуалист. Борьба за прибыльность предприятия для него не столько процесс служения своему делу и обществу, сколько средство достижения личного успеха, выдвижения и обогащения. Американские менеджеры «объясняют свою высокую занятость вопросами компании не столько долгом перед ней, обществом и даже не увеличением потребностей его семьи, а стремлением к самовыражению, удовлетворению потребностей своего «Я».

Управляющий должен знать степень честолюбия подчиненных, их возможности и способности. Опытный менеджер играет на этих клавишах, как на пианино. В своей игре он учитывает стремление американцев к обогащению.

Используя этот стимул, менеджер может повысить производительность, качество продукции, ее конкурентоспособность.

Управленческие решения принимаются им строго индивидуально. Американский менеджер готовит ежедневно перечень вопросов для работников, которыми они должны заниматься. Продвижение их по службе зависит от собственного вклада в фирму. Рабочие и управленцы замыкаются на себе, на своей карьере. Для функционирования производства, достижения общей цели существует четкая регламентация действий, обязанностей и ответственности каждого индивида.

Итак, основа американской системы управления - психология индивидуализма. Она проявляется во всех формах и видах американского менеджмента, пропитывает всю его структуру.

 

1.3 Современное состояние модели  менеджмента. Преимущества и недостатки американской модели менеджмента

Общие принципы стратегии производства

В США поставщик поставляет комплектующие изделия в сборочный цех раз в неделю (имеется в виду автомобильная промышленность), что характерно для традиционных методов управления производством, которые предусматривают поставки более крупными партиями и с меньшей частотой. Внедрение в американской технологии метода «точно вовремя» сдерживается рядом факторов. Среди них: меньшая настойчивость руководителей в США в деле минимизации материально-технических запасов; американцы менее успешно и менее эффективно применяют эти системы; американцы не осуществляют надлежащую работу по интеграции своих систем управления материально-техническими запасами со своей философией бизнеса, своими подходами к управлению качеством и внедрением автоматизированных систем управления производством.

Информация о работе Американская модель менеджмента