Американская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить историю развития американской модели менеджмента;
рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
проанализировать систему менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер".

Оглавление

Введение
Глава I Американская модель менеджмента
1.1 Общая характеристика Американской модели менеджмента
1,2 История зарождения и развития Американской модели менеджмента
1.3«Менталитет-менеджмент». Особенности американского менталитета
Глава 2. Особенности развития менеджмента в США
2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента
2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием
2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2.docx

— 62.42 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

Глава I Американская модель менеджмента

1.1 Общая характеристика Американской модели менеджмента

1,2 История зарождения и развития Американской модели менеджмента

1.3«Менталитет-менеджмент».  Особенности американского менталитета

Глава 2. Особенности развития менеджмента в США

2.1 Характеристика современного  состояния американского менеджмента

2.2 Опыт американских компаний  в управлении предприятием

2.3 Особенности использования  американской модели менеджмента  в российских условиях

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 Введение.

В процессе образования и  развития Соединенных Штатов Америки  формировался американский стиль управления. Особенности этого стиля обусловлены  такими факторами создания американского  общества, как отсутствие пережитков феодализма, а также освоение территории и богатств страны энергичными и изобретательными иммигрантами.

Американский  менеджмент основывается на индивидуальной, предпринимательской  инициативе. Прежде всего, его можно  представить  как брак индивидуализма и конкуренции заложенный в американской бизнес идеологии.

Индивидуализм отражает преимущество такой социальной конструкции, в  которой каждый заботиться сам о  себе. Американский менеджер имеет  адекватное позиционирование своего места  и роли в управленческой системе. Это не только благодаря профессионализму и компетенции, но осознанию себя частью деловой культуры, традиций и опыта полученного на внутреннем и международном рынках.

Данная  тема является весьма актуальной, она  действительно важна  и нуждается  в дальнейшем изучении, поскольку выявляет особенности  и характерные черты Американской модели менеджмента. В последние  десятилетия в развитых капиталистических  странах, а в последние годы и  в России, интерес к социально-психологическим  аспектам, «человеческому» фактору  управления резко возрос.

Научно-технический  прогресс приводит к глубоким изменениям методов  труда, что, в свою очередь, требует  новых форм организации  и управления персоналом, направления  на повышение  эффективности использования  людских  ресурсов. Поиски соответствующих  мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности. В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.

Методологическую  основу исследования  составляют  научные  проработки ученых, ведущие современные учебные пособия, научные статьи в журналах и газетах.

Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

    • изучить историю развития американской модели менеджмента;
    • рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
    • выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
    • проанализировать систему менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер".

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Американская  модель менеджмента

1.1 Общая характеристика Американской модели менеджмента.

Первую  главу своей  курсовой работы я  посвящаю теоретической  части изучения Американской модели менеджмента.

Изучение  Американской модели менеджмента представляет известный  интерес. Во многом особенности этой модели обусловлены национальными  особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство  и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, “богоизбранность”, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Современный американский менеджмент в таком  виде, какой сложился в настоящее  время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ  организации производства.

3. Корпорация  как основная  форма предпринимательства.

Американский  экономист  Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество).

Основой стратегического  управления является системный и  ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные  исследования и разработки, кадры  и их потенциал, финансы, организационная  культура и пр.) среды.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее  в условиях насыщения  рынка и  замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает  базу для принятия эффективных  управленческих решений.

Для снижения сопротивления  рабочих  организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы повышения «качества  трудовой жизни», с помощью которых  работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних  и внутренних проблем.

Американские  ученые продолжают ставить и разрабатывать  реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие  организаторские способности, а не на знания специалиста.1

Говоря об Американской модели менеджмента, можно сказать, что американская модель идет революционным путем развития. Американцы  приверженцы краткосрочного найма. Они часто меняют работу в зависимости от материальных благ. Главный их мотив - экономические факторы т.е. деньги. Как они меняют место работы, так же быстро у них происходит перемещение по должности. Их высокая квалификация, способность к обучению лишь способствуют этому.

1.2 История зарождения и развития Американской модели

менеджмента.

Американская  модель управления зарождалась на рубеже XIX – XX веков, когда в США переживали экономический  бум. Огромные природные  ресурсы  привлекали передовые умы  того времени; уровень развития техники  и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот  момент системой производственных отношений. Классический капитализм переходил  в свою высшую, монополистическую  стадию. Именно в этот период складывались объективные  предпосылки для  зарождения «научного  менеджмента» в США и деятельности его лидера – Фредерика Уинслоу Тейлора.

Вовсе не случайно, что центр  развития теории и практики менеджмента  в начале XX века переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников «научного менеджмента» отражала характерные  тенденции эпохи классического  капитализма – свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших  предприятий. Организация труда  и управления в такой «локальной экономике» не требовала систематического применения науки, да и сама наука  ещё не была доминирующим общественным институтом, главной производительной силой промышленности. Так обстояло положение дел в Англии эпохи  Аркрайта, Смита, Болтона и Оуэна.  Таким образом, можно сделать вывод, что именно английская, а точнее англо-саксонская модель легла в основу американской школы менеджмента. 

Иная ситуация складывалась в конце XIX – начале XX века в США, которые по техническому уровню производства вошли в число мировых лидеров. Даже в начале XX века США были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации, например, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколько тысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типическую структуру общества, поведение людей, их образ жизни. Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органы правительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен большого бизнеса»… Именно невмешательство государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами.

Отмечая различия в развитии индустрии континентальной  Европы и Северной Америки, некоторые  специалисты  указываю, что американцы начали с  механизации всего комплекса  операции, в то время как европейцы  склонны были механизировать отдельные  операции, например, ткачество или  прядение.

В Англии техническая мысль  развивалась в Рамках академической  науки. Так сказать, на государственной  основе, а затем уже, через какое-то время, достигла практики. Американцы заимствовали в готовом виде лучшие технические идеи европейцев и тут  же претворяли их в конкретные технические  модели. Подход североамериканцев был  более гибким и скорым, внедрение  техники в меньшей степени  опутано бюрократическими сетями. Центрами технического прогресса в Европе чаще всего служили государственные  учреждения и университеты, а в  США – предприятия. Передовые  фирмы имели хорошо оснащенные лаборатории, занимающиеся практическим внедрением технических достижений. Таковы исторические предпосылки возникновения американской школы менеджмента. 

В американской школе менеджмента  принято считать, что успех фирмы  зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному  росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время  как внешние факторы отходят  на второй план. 

Рационализация производства выражается в высокой степени  специализации отдельных работников и структурных единиц компании и  жёстком разграничении их обязанностей. Преимущества специализации заключаются  в том, что она позволяет сократить  объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем  месте, отделить от производственных заданий  те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены  неквалифицированными работниками, получающими  меньшую заработную плату, а также  увеличивает возможности специализированного оборудования.

Решения чаще всего принимаются  индивидуально, уровень ответственности  же находится в управленческой пирамиде на одну - две ступени выше, чем  уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство  отвечает за деятельность своих подчинённых.

Американская  фирма функционирует  в социальной атмосфере, проповедующей  равноправие. Соответственно рабочие  здесь являются более мобильными, легко меняют место  работы в поисках  индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух  «жертвенности» (альтруизма) редок  у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку  легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция  между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде.

Для американской модели менеджмента  характерна иерархическая модель управления.

В традиционной модели иерархической  организации, прежде всего, имеет место  разграничение процесса принятия деловых  стратегических решений и оперативных  решений. Основой стратегического  управления является системный и  ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные  исследования и разработки, кадры  и их потенциал, финансы, организационная  культура и пр.) среды.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее  в условиях насыщения рынка и  замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает  базу для принятия эффективных управленческих решений.

Для снижения сопротивления  рабочих  организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы повышения «качества  трудовой жизни», с помощью которых  работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних  и внутренних проблем.

Первый касается деловых решений фирмы, которые определяют основные направления её функционирования. После выработки последних фирма принимает оперативные решения для адаптирования своей деятельности к непредвиденным различным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке. Основной принцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумя  особенностями:

Каждая функциональная единица  имеет не более одного прямого  начальника и не связана с другими  единицами (следовательно, любая координация  действий двух несравнимых единиц осуществляется общим прямым начальником).

В настоящее время в  США получили распространение четыре основные формы  привлечения рабочих  к управлению: участие рабочих  в управлении трудом и качеством  продукции  на уровне цеха; создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и  управляющих; разработка систем участия  в прибыли; привлечение  представителей рабочих в советы директоров корпораций.

Информация о работе Американская модель менеджмента