Американская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности американской модели и особенностей её развития на современном этапе.
Объектом исследования является – американская модель менеджмента.
В рамках поставленной цели в работе предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента;

Оглавление

Оглавление Введение………………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Характеристика американской модели менеджмента…………………...5
1.1. Современное состояние американского менеджмента…………………………….5
1.2. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской………………………………………………………………………9
Глава 2. Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента…………………………………………………………………………….15
2.1. Научная школа управления………………………………………………………...15
2.2. Административная школа управления…………………………………………….18
2.3. Школа психологии и человеческих отношений ………………………………….20
Глава 3. Предложения по внедрению элементов американской модели менеджмента в России…………………………………………………………………22
3.1. Российская модель менеджмента…………………………………………………..22
3.2 Предложения по внедрению элементов американской модели менеджмента в России…………………………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………………….29
Приложение……………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 70.45 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление Введение………………………………………………………………………..…………3

Глава 1. Характеристика американской модели менеджмента…………………...5

1.1. Современное состояние американского менеджмента…………………………….5

1.2. Особенности американской  модели менеджмента в сравнении  с японской и западноевропейской………………………………………………………………………9

Глава 2. Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента…………………………………………………………………………….15

2.1. Научная школа управления………………………………………………………...15

2.2. Административная школа  управления…………………………………………….18

2.3. Школа психологии и  человеческих отношений ………………………………….20

Глава 3. Предложения по внедрению элементов американской модели менеджмента в России…………………………………………………………………22

3.1. Российская модель  менеджмента…………………………………………………..22

3.2 Предложения по внедрению  элементов американской модели  менеджмента в России…………………………………………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………………...28

Список литературы…………………………………………………………………….29

Приложение……………………………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны  накопили значительные сведения в области  теории и практики управления в   промышленности, сельском хозяйстве, торговле с учетом своих специфических  особенностей. К сожалению, наша отечественная  наука  управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя  зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий  в нашей стране господствовала административно-командная  система  управления, направлявшая в основном свои усилия на критику  зарубежного   опыта управления.

Однако, опыт ведения бизнеса  и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для  изучения тем, кто  вступил на стезю менеджмента.  Создание собственной модели менеджмента  требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в  зарубежной теории и  практике (но не бездумного его перенесения на отечественную  почву), а с другой —  использования  его лучших достижений в своей  деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой  цивилизацией». Американский менеджмент позволил США  занять лидирующее положение среди  стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его  ведущее значение в мире сегодня  неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем  не менее, нет нужды слепо следовать  выводам американских теоретиков и  рекомендациям их практиков, но знать  их идеи, безусловно, необходимо. Этим и объясняется актуальность проблемы изучения истории американской модели менеджмента, а, следовательно, и тема данной работы, т.к. американская модель является самой значимой.

Целью  работы является  рассмотрение сущности американской модели и особенностей её развития на современном  этапе.

Объектом исследования является – американская модель менеджмента.

В рамках поставленной цели в работе предстоит решить следующие  задачи:

- рассмотреть исторические  предпосылки формирования американской  модели менеджмента;

- изучить особенности  американской модели менеджмента  в сравнении с другими моделями.

- дать характеристику  американской модели менеджмента.

           Поставленные нами задачи в полной мере объясняет структуру данной курсовой работы. Первая глава работы посвящена характеристики американской модели менеджмента. В ней описывается современное состояние американского менеджмента и сравнивается с японской и западноевропейской моделью.

 Во второй главе подробно изложены исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента.

 Третья глава, заключительная, описывает предложения по внедрению элементов американской модели менеджмента в России.

 В заключении сформулированы основные выводы по проведенной работе.

           При выполнении работы использовалась учебная литература, а также статьи из периодических изданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 1. Характеристика американской модели менеджмента

          1.1. Современное состояние американского менеджмента

 

Соединенные Штаты  Америки являются ведущей державой мира по большинству экономических  и прочих показателей, они имеют  самый большой в мире совокупный ВВП. США занимают 4 место в мире по величине территории и 3 место по численности населения. На душу населения  в США приходится около 44 000 долларов ВВП, что ставит это государство на первые места в рейтингах самых богатых стран мира.1

США - самый емкий и конкурентоспособный рынок в мире. Страна неизменно занимает первые позиции в мировом рейтинге наиболее благоприятных для ведения бизнеса государств. Экономика США является одной из движущих сил трансатлантической зоны. Экономику США в настоящее время характеризуют высокая эффективность предприятий, гибкость рынка труда, умение создавать рабочие места. Самой успешной и конкурентоспособной моделью менеджмента в мире в настоящее время является американская модель [3, с.28].

Изучение американской модели менеджмента представляет известный  интерес. Именно в США впервые  сформировалась наука и практика менеджмента. Американская модель применяется  в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и  некоторых других странах.

Современный американский тип менеджмента  характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к  формализации управленческих отношений. Также для американского менеджмента  характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации  производства, постоянному росту  производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время, как внешние факторы отходят на второй план.  
     Рационализация производства выражается в высокой степени специализации отдельных работников и структурных единиц компании и жёстком разграничении их обязанностей. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности специализированного оборудования.  
     Решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде на одну - две ступени выше, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство отвечает за деятельность своих подчинённых.  
Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место работы в поисках индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде. 2

Для американской модели менеджмента характерна иерархическая  модель управления. В традиционной модели иерархической организации  имеет место разграничение процесса принятия деловых стратегических решений  и оперативных решений. Основой  стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы и пр.) среды. 
      Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений. 
Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

В американском хозяйстве  государство не играет значительной роли как собственник средств производства и совокупный предприниматель. Доля государственного сектора в ВВП – около 4%, а вместе с предприятиями местных властей – около 13% ВВП. В нем занято порядка 14-15% рабочей силы. 3    

  Государство играет определяющую роль в воспроизводстве рабочей силы, охране окружающей среды, развитии научной сферы. Оно осуществляет общенациональное регулирование через кредитно-денежную и бюджетную политику, федеральную контрактную систему. В целом государство выполняет общественно значимые функции, которые или не приносят быстрого дохода или не являются оптимальными для частных хозяйствующих субъектов. 

Американские бизнесмены действуют прямолинейно: прибегают  к натиску, приказу в процессе согласования решения на переговорах; не делают долгих отступлений, а сразу  переходят к самой сути вопроса, прагматически классифицируя их, решая вопросы один за другим.    

  Одно из самых важных условий – соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, который имеет право на принятие решений, и юрист. Американские менеджеры не приветствуют, если их коллеги (партнеры) прерываются во время дискуссий или перед принятием решения удаляются для обсуждения своего решения.

Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией»  в управлении после выделения  управления в особый вид деятельности и появления менеджеров.     

 В настоящее время  в США получили распространение  четыре основные формы привлечения  рабочих к управлению:

  •     участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;
  • создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих;
  • разработка систем участия в прибыли;
  • привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.4

Привлечение рабочих к  участию в высших органах управления корпорацией – советах директоров – на практике встречается крайне редко. 

Перестройка кадровой работы начиналась с управляющих и высокооплачиваемых специалистов. С позиции концепции  «человеческих ресурсов» инвестиции в этот персонал наиболее оправданы. 
Компетентность и личная «заинтересованность в фирме» управляющих высшего уровня наиболее радикально влияют на общие результаты деятельности корпорации. Поэтому кадровая работа, включая систему вознаграждения, социального страхования и различных льгот, сориентирована на закрепление управленческой верхушки фирмы. Тогда как пренебрежение работой с рядовыми исполнителями способствовало высокой текучести этого персонала ввиду преждевременного физического или морального (устаревания профессиональных навыков) износа, низкого качества трудовой жизни. Резко дифференцированный подход к работе с персоналом сохранялся в 70-80-е годы, хотя ряд фирм вынужден был перенести новые методы работы на более широкий контингент персонала.

Таким образом, можно выделить следующие особенности управления в американской компании:

  • Функциональность, что означает четко закрепленные должностные обязанности за сотрудником. Принцип: сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее всего; не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист. 
  • Задача менеджера состоит в раскрытии творческого потенциала сотрудника. Поощрение новых идей.
  • Обязательная переподготовка и непрерывное обучение.
  • Управление по целям. Расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью разнородных знаний. Четкий алгоритм достижения.
  • Реализация противоположных тенденций: жесткий функциональный подход (например, конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации.
  • Карьерный рост происходит строго в рамках профессиональной специализации.
  • Развитая корпоративная культура.
  • Менеджмент считается сильным конкурентным преимуществом.

 

         1.2. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской.

 

Национально-исторические особенности  корпораций проявляются в составе  и структуре ключевых участников корпоративного управления, их правах и обязанностях, в механизмах взаимодействия участников и порядке формирования высших органов управления. Исследования мировой практики корпоративного управления выделяют три модели менеджмента:

  • Американская (англо-американская)
  • Японская
  • Западноевропейская (Немецкая)

Американская модель отличается особой демократизацией управления. Здесь высоки требования к нормативно-правовой базе, открытости информации, сведений об акционерах. В европейских и  японских корпорациях высока концентрация крупных пакетов акции в руках  небольшого числа собственников  и очень значима роль банков. Управление на предприятиях Германии и Японии имеет свои характерные черты, но нередко их модель называют германо-японской [12, с.25].

В Германии широко распространено привлечение широких слоев населения  к участию в собственности  корпораций. Для этого используются налоговые льготы для акционерных  обществ и массовых вкладчиков, льготы для приобретения акций, акции для  работников как форма участия  в управлении компанией. Широко распространена практика взаимного участия корпораций в работе друг друга с помощью  коллективных акционеров, общих банков, наблюдательных советов.

Информация о работе Американская модель менеджмента