Американская модель менеджмента и возможность ее адаптации на российских предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - разработать направления по адаптации американской модели менеджмента на ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретический подход к рассмотрению зарубежной модели менеджмента;
Проанализировать деятельность предприятия ОАО «НКНХ» и особенности адаптации американского менеджмента на данном предприятии;
Разработать направления по адаптации американского менеджмента на ОАО «НКНХ».

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические подходы к рассмотрению американской модели менеджмента
1.1 Формирование американского менеджмента 6
1.2 Особенности американской модели менеджмента 11
2. Анализ деятельности предприятия ОАО «Нижнекамскневтехим»
2.1 Краткая характеристика ОАО «НКНХ» 18
2.2 Особенности управления на ОАО «НКНХ» 24
2.3 Особенности адаптации американской модели менеджмента на ОАО «НКНХ» 27
3. Основные направления по адаптации американской модели управления на ОАО «НКНХ»
3.1 Разработка методологических рекомендаций по внедрению зарубежного опыта 31
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 303.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ  И

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(ГАОУ ВПО НГТТИ)

 

Кафедра “Менеджмента и маркетинга”

 

Курсовая работа

по дисциплине: Менеджмент

на тему: Американская модель менеджмента и возможность ее адаптации на российских предприятиях

 

  Работу выполнил:

                                                                  Студент гр. 391-о

                                                         Саярова Э.Р.

                                                                                                                                                                        

                                                                              Работу проверил:

научный руководитель

доцент  к.с.н

Вильданова  Ф.Д

 

Дата защиты                    Оценка                                     Подпись

«__»______                   ___________         __________

 

г. Набережные Челны

2012г.

Оглавление

Введение                                                                                                             3

1. Теоретические  подходы к рассмотрению американской  модели менеджмента

1.1 Формирование американского менеджмента                                           6

1.2 Особенности  американской модели менеджмента                                11

2. Анализ деятельности  предприятия ОАО «Нижнекамскневтехим»

2.1 Краткая характеристика ОАО «НКНХ»                                                  18

2.2 Особенности  управления на ОАО «НКНХ»                                           24

2.3 Особенности  адаптации американской модели  менеджмента на ОАО «НКНХ»                                                                                                                      27

3. Основные направления  по адаптации американской модели  управления на ОАО «НКНХ»

3.1 Разработка  методологических рекомендаций  по внедрению зарубежного опыта                                                                                                    31

3.2 Экономическая  эффективность предложенных мероприятий              32

Заключение                                                                                                       36

Список используемой литературы                                                                 38

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны  накопили значительные сведения в области теории и практики управления в   промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука  управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя  зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в   нашей стране господствовала административно-командная система  управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного   опыта управления. [6, c.35]

Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для  изучения тем, кто вступил на путь менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и  практике (но   не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой —  использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять   лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме  того,     надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и  практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня    неоспоримо, а   влияние на развитие теории, практики наиболее велико, это все и объясняет актуальность выбранной темы. Тем не менее,  нет    нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и  рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. [2, c.41]

Данная тема является актуальной, потому что одной из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень  подготовки управленческих кадров, а  разумный путь решения данной проблемы – использование западного опыта менеджмента.

 

Анализируя информацию с целью  выявления особенностей американского  менеджмента, изучение которого дает широкую  возможность  применения, при условии  адаптации к условиям работы организации, способствует тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента в России.

Задача российских руководителей  заключается не в механическом перенесении  опыта западного менеджмента, а  в творческом поиске новых решений, практическом применении менеджмента  в российских организациях.

Предметом исследования является возможность использования зарубежного опыта ведения менеджмента на российских предприятиях.

 Объектом данной работы является  предприятие ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Цель  курсовой  работы  -  разработать направления по адаптации американской модели менеджмента на ОАО «Нижнекамскнефтехим».

 Для достижения данной цели  необходимо решить следующие  задачи:

      1. Изучить теоретический подход к рассмотрению зарубежной модели менеджмента;
      2. Проанализировать деятельность предприятия ОАО «НКНХ» и особенности адаптации американского менеджмента на данном предприятии;
      3. Разработать направления по адаптации американского менеджмента на ОАО «НКНХ».

Методы исследования: анализ документов, системный анализ, анкетирование. 

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель и задачи исследования.

В первом разделе рассмотрены предпосылки  формирования американского менеджмента, его создатели.

Во втором разделе описана характеристика рассматриваемого предприятия.

В третьем разделе прописаны направления по внедрению американского опыта на российское предприятие.

Источниками информации для написания  работы послужили базовая учебная  литература, фундаментальные теоретические  труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой  области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике американский менеджмент, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические подходы к рассмотрению американской модели менеджмента

 

  • 1.1 Формирование американской модели менеджмента
  • Управление как наука, научная  дисциплина возникла в США в начале  XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых  следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных  догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915). [3, c.119]

    Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв.,  в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

    В 19 веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так  и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам.[1, c.197]

    В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого  аппарата. Предприятия – гиганты  испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной  работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

    Великая индустриальная революция XVII - XVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как  индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая,  диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров, т.е. совместных  владельцев одного капитала. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наёмных менеджеров,  рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов. [5, c.37]

    При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и   узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций   возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на     новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные  функции отдаются менеджменту.

    Здесь важно отметить следующую  закономерность. Вначале собственник  и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей. [10, с.341]

    Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за   конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь  дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему     принятия решений, цели политики компании и др. Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента [6, с.32].

    Основоположники

    Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., как было уже отмечено выше, на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали Ф. Тейлор, Г. Форд, Э. Мэйо, Д. Макгрегор.

    Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915)[2, c.46].

    Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

    Впервые свои взгляды он изложил  в статье «Система кусочных расценок (1895).Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

    Основы системы Ф. Тейлора:

    1.   Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

    2.   Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;

    3.     Обучение и тренировка рабочих;

    4.   Сотрудничество администрации и рабочих. [2, c.49]

    Важная характеристика системы  – ее практическая реализация с  помощью определенных средств, или  «техника системы». Применительно к  разработкам Ф. Тейлора она включала:

    - определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;

    - подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;

    - введение инструкционных карт;

    - дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)

    - калькуляция затрат на производство. [2, c.50]   

    Резюмируя, можно  сказать, что главная идея Тейлора  состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать,   нормировать, стандартизировать не только технику производства, но  и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей  Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост  производительности труда.

    Научное управление по Тейлору сосредотачивалось  на работе,   выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической  сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и  диапазоны контроля и поручения полномочий.

    Другим представителем  американской модели менеджмента, точнее, ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный в свое время «автомобильным королем» [7, c.98].

    Информация о работе Американская модель менеджмента и возможность ее адаптации на российских предприятиях