Совершенствование организационной структуры службы маркетинга в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определение влияния отдела маркетинга предприятия ОАО «Автоагрегат» на улучшение экономических и маркетинговых показателей предприятия.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты организационной службы маркетинга;
- составить маркетинговую характеристику предприятия ОАО «Автоагрегат»;
- сделать анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы организационной структуры службы маркетинга в организации
1.1 Понятие, задачи и функции службы маркетинга
1.2 Основные типы организационных структур маркетинговых служб
1.3 Взаимодействие службы маркетинга с другими подразделениями предприятия
2. Анализ деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат»
2.1 Маркетинговая характеристика предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ финансовой деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курс.docx

— 186.20 Кб (Скачать)

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

  1. кадровый потенциал;
  2. организация управления;
  3. финансы;
  4. маркетинг;
  5. организационная структура.

Окружающая среда маркетинга представляет собой совокупность факторов, оказывающих влияние на маркетинговую деятельность предприятия. Среда, в которой проводится маркетинг, состоит из двух частей: внутренний (микросреда) и внешней (макросреда).

Внутренняя среда – это среда внутри предприятия, контролируемая им самим. Внутреннюю среду составляют интересы руководителей, производственников, финансово – экономических работников, работников снабжения и сбыта на предприятии, то есть это совокупность активных сил, имеющих непосредственное отношение к данному к данному предприятию.

Макросреда – это среда представленная факторами, которые воздействуют на деятельность предприятия, но не могут управлять им, то есть макросреда не подлежит контролю предприятия. Элементами макросреды являются:

Потребители. Продукция предприятия применяется во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, а также как товары широкого спроса. Основными потребителями продукции предприятия являются такие предприятия, как ОАО КАМАЗ, ОАО АвтоВАЗ, АО УралАЗ, ОАОА Ростельмаш, Красноярский комбайновый завод, Волгоградский тракторный завод, АМО ЗиЛ г. Москва, ОАО ГАЗ г. Н. Новгород. Кроме того, в общей структуре сбыта продукции, значительное место занимают технические центры сервиса перечисленных предприятий. Важная роль в структуре сбыта, отведена сельскохозяйственному производству. Посредством с/х техники, агроснабов реализуется 10 – 12% продукции. С 1993 г. Создана дилерская сеть на предприятии, насчитывающая более 150 предприятий. На сегодняшний день предприятие насчитывает 17 тысяч потребителей. Постоянный контингент составляет 7 тысяч покупателей.

Конкуренты. Сегодня недостаточно внимание потребителей. Необходимо анализировать поведение конкурентов. В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды потребителей более чем предложения конкурентов.

На силу конкурентной борьбы влияют множество факторов. Однако некоторые из них повторяются чаще других.

Существуют прямые конкуренты и потенциальные:

Прямые конкуренты – это предприятия, которые в прошлом и настоящем выступали как таковые.

Потенциальные конкуренты – это предприятия, которые расширяют круг своей деятельности и новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу.

Прямые конкуренты ОАО «Автоагрегат» это предприятия, выпускающие аналогичную продукцию. К ним относятся предприятия:

- ОАО  «Энгельский завод фильтров» (г. Энгельск) – имеет широкий ассортимент  элементов очистки воздуха, масла  и топлива на все виды авто- и мототехники, отдел продаж имеет  возможность предоставлять скидки  для оптовых покупателей в зависимости от объемов закупки.

- «Невский  фильтр» (г. Санкт-Петербург) – предприятие  не имеет такого ассортимента  продукции, как ОАО «АВТОАГРЕГАТ». но принятие решений о проведении  рекламы во всех средствах  массовой информации (радио, интернет, газеты, журналы), способствовало улучшению  экономического положения предприятия. Менеджеры предприятия работают  в режиме он-лайн, это способствует  облегчению и ускорению процесса  выполнения заказа.

- «Цитрон» - помимо выпуска фильтров и  фильтрующих элементов выпускает  и другие запасные части для  автомобильной техники. Цены продукции  «Цитрон» равны ценам ОАО «Автоагрегат». Улучшение внешнего вида масленой  группы фильтров способствует  увеличению спроса продукции, но  по техническим характеристикам  значительно отстает в качестве.

Существуют и другие конкуренты это:

- ОАО  «Дифа»; «Пушкинский завод металлоизделий»; «БИГ»; «Инпроком»;НПП «Альфа» и  другие.

Сравнивая ценовую политику можно сказать, что по отношению к конкурентам ценам ОАО «Автоагрегат» вполне доступны. Продукция предприятия рассчитана на среднего покупателя.

Основные конкуренты предприятия по каналам распределения и сбыта продукции, являются «Цитрон», работающий с дилерами, оптовыми базами, магазинами. Промышленная группа «Эдельвейс», работающая напрямую с дилерами пробует поставлять свою продукцию на конвейера автозаводов, но не в таких крупных объемах, как ОАО «Автоагрегат».

По проведенному анализу можно сделать вывод: отношение между конкурентами ОАО «Автоагрегат» относятся к олигополистической конкуренции, где господствует несколько крупных российских производителей, продукция этих предприятий в принципе одинаковая, но отличается техническими параметрами.

Поставщики. Экономические возможности поставщиков заключаются в том, что они представляют собой рыночную силу, если поставляемые материалы составляющие, существенную часть издержек продукции, влияют на качество отраслевого продукта.

 

2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат»

 

На основании данных бухгалтерской отчетности проведем хозяйственный анализ деятельности предприятия в периоде 2007 – 2009 гг. Данные расчета представлены в таблице (Приложение А).

Расчеты проводятся с учетом инфляции, и все показатели приводим к базовому 2007 г. С помощью коэффициента пересчета в сопоставимые цены. Для обеспеченности достоверности анализа необходимо исключить влияния изменения цен на динамику показателей. С этой целью абсолютные показатели периода нужно привести к сопоставимому виду (уровню цен базового периода) при помощи индекса цен (дефлятора). В качестве дефлятора используем сводный индекс потребительских цен. Таким образом, для проведения показателя отчетного периода к сопоставимому виду необходимо данный показатель в текущей оценке разделить на индекс соответствующего периода. Сводный индекс потребительских цен по Орловской области за 2008 год составил 1,13, за 2008 год – 1,12.

Товарная продукция – это продукция, которая реализуется на сторону и не потребляется внутри предприятия.

 

Т = РП – (Ок + Он ) (1)

 

где: Т – товарная продукция, тыс. руб.;

РП – реализованная продукция, тыс. руб.;

Ок и Он – остаток на начало и конец отчетного периода, тыс. руб.

Резкий рост цен на материалы и энергоресурсы с одной стороны и появление на рынке конкурентов, сбивающих цены на готовую продукцию, привели к снижению продукции. Затруднение сбыта продукции привело к сокращению ее объемов на 29506,69 тыс. руб. в 2008 году, на 105159,12 тыс. руб. в 2009 году, что в процентном соотношении представляет собой 30 %.

Динамику изменения объема товарной продукции можно проследить на рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Динамика изменения объема товарной продукции

 

Выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг с каждым годом снижается. Так в 2008 году снижение выручки составляет 36191,66 тыс. руб., а в 2009 году выручка снизилась на 76982,96 тыс. руб.

Фондоотдача рассчитывается, как отношение выручки от продажи продукции к среднегодовой стоимости основных средств по формуле:

 

Ф = N/Сср (2)

 

Фондоотдача составляет в 2008 году 4,31 руб/руб, что говорит об увеличении этого показателя на 0,18 руб/руб.в 2008 году. Данный показатель показывает, что в 2007 году на каждый рубль основных средств приходилось 4,31 руб. реализованной продукции, в 2008 году 4,49 руб. в 2009 году 3,65 руб.

Динамику изменения фондоотдачи можно проследить на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Динамика изменения фондоотдачи

 

Фондоемкость показатель обратный фондоотдаче, используется для планирования дополнительной потребности основных средств, рассчитывается по формуле:

 

Фе = Сср/N (3)

 

На анализируемом предприятии величина фондоемкости в 2007 году составила 0,23, в 2008 году составила 0,22, в 2009 году 0,27. Показатель фондоемкости снижается в 2008 году. В 2008 году снижение этого показателя составляет 4%, в 2009 году увеличение этого показателя на 23%.

Согласно данным бухгалтерской отчетности основные средства с каждым годом выбывают, так в 2008 году выбытие основных средств составит 11004,32 тыс. руб., а в 2009 году основных средств выбыло на 14808,4 тыс. руб.

Фондовооруженность труда – это показатель, который рассчитывается как отношение стоимости фондов к численности персонала.

Этот показатель тесно связан с показателем фондоотодачи и производительности труда. Темп роста производительности труда должен быть выше этого показателя. На предприятии величина фондовооруженности увеличивается в 2008 году на 2,79, а в 2009 году увеличение этого показателя на 15,96 по сравнению с 2007 годом.

Производительность труда характеризует эффективность трудовой деятельности людей и определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени или затратами рабочего времени на единицу производимой продукции. Производительность труда определяется как отношение выручки от продажи продукции и среднесписочной численности персонала.

На рассматриваемом предприятии величина производительности продукции в 2007 году составит 238,3 тыс. руб., в 2008 году – 255,19 тыс. руб., в 2009 году – 241,4 тыс. руб. В 2008 году производительность труда возросла на 16,89 тыс. руб., в 2009 году возросла на 3,1 тыс. руб. Темп роста 2007 года составит – 7 %, в 2009 году темп роста составит – 1 %.

Оборотные средства или текущие активы предприятии – это средства, инвестируемые организацией в текущие операции в течении каждого цикла. Особенностью оборотных средств является, то что они в условиях нормальной хозяйственной деятельности не расходуются, а авансируются в различные виды текущих затрат организации, возвращаясь после завершения каждого оборота к своей исходной величине. Эти средства совершают непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности.

Финансовое положение организации зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. В процессе анализа выявили, что оборотные средства в 2008 году увеличились на 7802,96 тыс. руб., а в 2009 году снизились на 8854,06 тыс. руб.

Динамику изменения оборотных средств предприятия можно проследить на рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Динамика изменения оборотных средств предприятия

 

Для оценки оборачиваемости оборотных средств используется коэффициент оборачиваемости в числе оборотов, который рассчитывается по формуле:

 

Коб = V/CO (4)

 

где V – выручка от реализации продукции;

СО – среднегодовая стоимость оборотных средств.

Коб 2007 год = 2

Коб 2008 год = 2

Коб 2009 год = 2

Длительность одного оборота рассчитывается по формуле:

 

Дл = СО*Т/V (5)

 

где Т – отчетный период

Дл 2007 год = 172 дня;

Дл 2008 год = 193 дня;

Дл 2009 год = 229 дней.

Коэффициент закрепления оборотных средств рассчитывается по формуле:

 

Ка =СО/V (6)

 

Этот показатель обратный коэффициенту оборачиваемости, он используется для планирования оборотных средств и показывает величину оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции. Ускорение оборачиваемости капитала способствует сокращению потребности в оборотных средствах, приросту объема продукции, увеличению прибыли.

Ка 2006 год = 0,48

Ка 2007 год = 0,54

Ка 2008 год = 0,64

Таким образом, оборотный капитал предприятия совершает 2 полных оборота в среднем за 198 дней.

Проводим анализ прибыли предприятия ОАО «Автоагрегат» величина прибыли от продаж в 2008 году составит 24284,07 тыс. руб., а в 2009 году – 15394,27 тыс. руб., что говорит о снижении прибыли на 24% по сравнению с 2007 годом. По сравнению с 2007 годом прибыль в 2009 году снизилась на 16596,73 тыс. руб. или 52%.

Чистая прибыль отчетного периода в 2007 году составит 6441 тыс. руб., в 2008 году – 2590,27 тыс. руб., в 2009 году 18938,05 тыс. руб. Таким образом, в 2008 году снижение чистой прибыли составит 60%, а в 2009 году темп роста составит 194 %.

Динамику изменения чистой прибыли можно проследить на рисунке 8.

 

Рисунок 8 – Динамика изменения чистой прибыли предприятия

 

Прибыль до налогообложения в 2007 году составила 134926 тыс. руб., в 2008 году прибыль составит 8792,92 тыс. руб., что в процентном соотношение составит 37% снижение прибыли, в 2009 году прибыль до налогообложения составит 32806,57 тыс. руб. темп роста по сравнению с 2007 годом составит 136 %.

Чистые активы представляют собой реальный собственный капитал организации, поэтому эффективность использования чистых активов характеризуется показателем рентабельности собственного капитала. Рентабельность активов определяет границы и темп роста собственного капитала, рассчитывается по формуле:

Информация о работе Совершенствование организационной структуры службы маркетинга в организации