Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов  и принципов государственного регулирования  предпринимательства в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
. дать правовую характеристику  предпринимательской деятельности: понятие, признаки;
. раскрыть понятие, виды  и формы государственного регулирования  предпринимательской деятельности  в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1. Правовая характеристика предпринимательской деятельности 7
1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности 7
1.2 Формы предпринимательской деятельности 11
2. Общие положения о предпринимательской деятельности в республике Беларусь 17
2.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности 17
2.2 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь 21
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике Беларусь на современном этапе 25
3.1 Приоритетные сферы государственного регулирования 25
3.2 Государственная поддержка предпринимательства в Республики Беларусь 31
Заключение 39
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.docx

— 120.85 Кб (Скачать)

- оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);

- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;

- создание специализированных радио - и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

Однако декларируя оказание субъектам малого и среднего предпринимательства  информационной поддержки, Закон не раскрывает механизмы ее реализации на практике. [15]

Иные формы  поддержки

- содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

Более того, Законом теперь установлено, что законодательством  могут предусматриваться:

◦ резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10 процентов от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;

◦ привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в качестве соисполнителей путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов малого и среднего предпринимательства определенной доли государственных закупок товаров (работ, услуг).

- содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

В соответствии с Законом  приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности субъектов малого и  среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при отсутствии отечественных аналогов.

Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и  среднего предпринимательства осуществляется путем:

◦ проведения работы по заключению международных договоров, предусматривающих реализацию мер по развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

◦ организации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств;

◦ создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности. [15]

- Согласно Закону поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров осуществляется в виде:

◦ подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров через сеть учреждений образования и реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;

◦ подготовки физических лиц к предпринимательской деятельности с помощью дистанционных образовательных технологий;

◦ проведения обучающих тематических семинаров, курсов, конференций по вопросам предпринимательства;

◦ реализации специальных образовательных программ переподготовки физических лиц из числа безработных и незанятого населения, в том числе в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах. [15]

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что основная поддержка (в первую очередь, мы ведём речь о финансовой поддержке) должна исходить не от государства, а от коммерческих банков путём кредитования малого и  среднего бизнеса. Основная же задача государства сводится к тому, чтобы  заложить стабильную основу законодательства по регулированию отношений в  рамках осуществления предпринимательской  деятельности, предоставить на практике гарантии неприкосновенности частной  собственности, осуществить иные последовательные меры по либерализации экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие  выводы.

Концепция государственной  политики в отношении предпринимательства  должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах поддержки и осуществляться с учетом реально складывающейся экономической конъюнктуры. Введение упрощенной системы налогообложения  является серьезным шагом государства  в сторону развития предпринимательства  в Республике Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и  сельских населенных пунктов.

Главной целью финансовой поддержки государства в отношении  предпринимательства должно быть устранение неблагоприятного положения малых  предприятий на рынке кредитных  ресурсов в силу их недостаточной  финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высокоэффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал  малых предприятий.

Рассмотрение предпринимательства  как элемента государственной экономики  показало, что малый бизнес имеет  свою нишу, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как  с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями  и функциями малого предприятия. Говоря о малом предпринимательстве  надо сказать, что оно наиболее эффективно лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и, наоборот, это единое целое, из которого нельзя исключать  отдельные части.

В настоящее время малые  предприятия представлены практически  во всех отраслях экономики. Они функционируют  не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства и новаторство.

Необходимо отметить, что  предпринимательство в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Особенности предпринимательства, в первую очередь, определяются его  размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок  сбыта, и исключительная гибкость в  предоставлении товаров и услуг  и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса. Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать природные ресурсы и отходы в производстве.

Для повышения эффективности  и широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создает  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные и  другие фонды, оказывая тем самым  помощь в становлении этого сектора  экономики.

Говоря о взаимоотношениях предпринимательства и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый  бизнес и вывести взаимоотношения  на более качественно высокий  уровень. Но будем надеяться, что  ситуация измениться.

Так же, на мой взгляд, серьезным  шагом навстречу дальнейшего  развития предпринимательской деятельности в нашем государстве стала  бы более глубокая дебюрократизация. Этот шаг способствовал бы не только предпринимательству в целом, но и экономии внутригосударственных ресурсов, совершенствуя существующее законодательство вместо разработки и внедрения новых правовых актов.

Все вышесказанное позволяет  сделать заключение, что можно  и нужно работать на благо себя, государства и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.         Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изм. и доп. принятыми на республиканском референдуме  
24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Мн.: Амалфея, 2003. - 48 с.

2.         Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2009. - 712 с.

3. О поддержке малого и среднего предпринимательства: закон Республики Беларусь, 01.07.2010 г. № 148-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - №170, рег. №2/1703.

4.      Вабищевич С.С., Маньковский И.А. Хозяйственное право. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - Мн.: Молодежное, 2006. - 392 с.

5.      "О личных подсобных хозяйствах граждан": Закон республики Беларусь от 11.11.2002г. №149-З (с изм. и доп. от 02.07.2009г. №31-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009. - 161, 2/1583.

6.      Захарченко С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право. -Мн.: БИП-С, 2004. - 111 с.

7.      Маньковский И.А. Курс гражданского права. Общая часть. -Мн.: Молодежное, 2006. -427 с.

8.      "О политических партиях": Закон Республики Беларусь от 05.10.1994г. №3266-XII (с изм. и доп. от 29.11.1999г. №327-З, 13.12.199г. №338-З, 22.06.2001г. №36-З, 26.06.2003г. №213-З, 19.07.2005г. №35-З, 08.05.2007г. №221-З, 21.07.2008г. №416-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008. -№184, 2/1513.

  9.      Альбертович С. Регулирование предпринимательской деятельности // Советская Белоруссия, 2009. - №240 (21615). -С.5.

10.      Сергеев А.П. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь // Белорусская деловая газета, 2008. - №187 (13549). -С.7.

11. Министерство информации РБ http://www.mininform.gov.by/

12. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики. - М.: Юнити - Дана, 2002.

13. Витушко В.А. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - М.: Мисанта, 2004.

14. О валютном регулировании и валютном контроле: закон Республики Беларусь 22.07.2003 №226-3, (в ред. Законов Респ. Беларусь от 29.06.2006 г., №137-З, от 05.01.2008 №317-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 2/978.

15. Войткевич Е.А., Деревцова В.Ф., Кашинский Ю.И. Правовые основы ведения бизнеса в Республике Беларусь. - М.: Интерпресссервис, 2003.

 


Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь