Анализ ассортимента, значение и роль ассортиментной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения эффективности деятельности торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.
На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:
изучить ассортимент предприятия;
определить методы его формирования;
выявить влияние ассортимента на конкурентоспособность предприятия;
изложить направления улучшения ассортимента и улучшения сбыта в магазине.

Оглавление

Введение 3
Роль и значение ассортиментной политики в деятельности организации
5
Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка его сильных и слабых сторон
16
Анализ ассортимента предприятия и методов его повышения
22
Основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
27
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложения

Файлы: 1 файл

курс.по маркетингу.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение 3
  1. Роль и значение ассортиментной политики в деятельности организации
5
  1. Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка его сильных и слабых сторон
16
  1. Анализ ассортимента предприятия и методов его повышения
22
  1. Основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
27
Заключение 30
Список  использованных источников 33
Приложения 35
 

 

Введение 

      Ассортиментная  политика – это одна из важнейших  составляющих конкурентной стратегии  предприятия. Вопрос о расширении или сужении ассортимента выпускаемой-продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

      Формирование  и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

      В результате насыщения товарного рынка, превышения предложения товаров над спросом  на них, предприятие становится перед необходимостью искать себе место на рынке. Лишь, используя рациональное управление ассортиментной политикой, оно сможет «выжить» условиях рыночной экономики и создать предпосылки для прибыльного введения дел на перспективу, вследствие чего тема курсовой работы является актуальной.

        Целью курсовой работы является  раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения эффективности деятельности  торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных  направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.

        На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:

    • изучить ассортимент предприятия;
    • определить методы его формирования;
    • выявить влияние  ассортимента на конкурентоспособность предприятия;
    • изложить направления улучшения  ассортимента и улучшения сбыта в магазине.

      Поставленные  цель и задачи обусловили структуру  курсовой работы, которая состоит  из четырех глав. Первая глава посвящена определению роли и значению ассортиментной политики в деятельности торговой организации, раскрытию ее сущности. Во второй главе приведена организационно-экономическая характеристика предприятия, дана оценка его сильных и слабых сторон. В третьей главе проведен анализ ассортимента предприятия и методов его формирования. Четвертая глава посвящена определению основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.

      Объектом  исследования является Унитарное предприятие «Торговый дом  «Свитанок».

      На  основе трудов ученых, таких как  Кравченко Л.И., Брагина Л.А., Леонов А. и ряда других были раскрыты теоретические вопросы, а также с помощью годовой бухгалтерской отчетности, ассортиментного перечня  УП ТД «Свитанок» анализировался ассортимент данного предприятия.

     Следует отметить, что вопросы, связанные  с ассортиментной политикой торгового предприятия раскрыты в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания курсовой работы. 
 
 
 

 

1. Роль и значение ассортиментной политики в деятельности

организации 

      Становление и развитие конкурентной среды на розничном рынке, динамизм факторов окружения предприятий и высокая степень коммерческого риска, традиционно приходящаяся на субъекты хозяйствования конечного звена процесса товародвижения, требуют постоянного отслеживания ситуации на рынке и стол же динамичных адекватных решений в области центрального звена коммерческой стратегии деятельности предприятия  розничной торговли – ассортиментной политики.

      Практика  хозяйствования предприятий розничной торговли Беларуси свидетельствует о том, что более 80% субъектов хозяйствования уходят с рынка по причине непродуманного подхода к выбору ассортиментного профиля магазинов, статичности ассортиментных наборов товаров и негибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке под влиянием факторов их макро- и микроокружения [20, с.50].

      Необходимость постоянного развития ассортимента предприятия обусловлена рядом факторов, основные из которых:

    • изменение спроса на отдельные товары;
    • появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенных исследований в области техники и технологий;
    • изменения в ассортименте конкурентов [11, с.328].

      Составляющие  ассортиментной политики предприятия  схематично представлены в Приложении 1.

      Современная ассортиментная политика предполагает решение следующих важных задач:

    • удовлетворение спроса конкретных групп потребителей;
    • гибкое реагирование на требования рынка;
    • обеспечение устойчивости торгового предприятия.

      Вместе  с тем ее разработка и осуществление ассортиментной политики требует соблюдения определенных условий:

  • четкого предоставления о коммерческой стратегии предприятия на розничном рынке;
  • хорошего знания розничного рынка и характера требований потребителей;
  • ясного предоставления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе [13, с.100].

      Задачи  ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, т.е. каждое решение, имеющее отношение к данному  вопросу, должно приниматься с учетом общей коммерческой стратегии на розничном рынке, Такой подход обеспечивает достижение конечных целей предприятия, связывает воедино составляющие коммерческой стратегии и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами (рис. 1.1.) [20, с.51] 

    

Рис. 1.1. Схема принципиальных взаимосвязей ассортиментной политики с элементами коммерческой стратегии предприятия 

      Хорошо  продуманная ассортиментная политика предприятия розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.

      Модель, в данном случае рассматривается  как средство количественного и качественного описания оптимального ассортиментного набора товаров для конкретного предприятия розничной торговли, характеризующегося высокой степенью адаптивности к факторам макро и микросреды его деятельности. Это продвижная ассортиментная структура (набор товаров) способная гибко реагировать на изменение среды деятельности предприятия, обеспечивать его прибыльность и необходимый запас конкурентной прочности.

      Основными направлениями ассортиментной политики деятельности торговых предприятий являются [18, с.40]:

  1. расширение ассортимента – принятие товарных групп и артикулов, которые до этого ещё не были представлены в ассортименте (распределение сбытового риска);
  2. углубление ассортимента – принятие в ассортимент как можно большего количества разнообразных артикулов и сортов товара внутри одной группы;
  3. устранение ассортимента  (улаживание ассортимента) – отсортировка артикулов с низкой частотой товарооборачиваемости (залежалый товар). Благодаря данному мероприятию избегают   перенасыщения ассортимента;
  4. ориентация на групповые запросы – например, во всем мире наблюдается  тенденция, в соответствии с которой магазины, торгующие мебелью, всё больше превращаются в торговые предприятия, имеющие в своем ассортименте все товарные группы и артикулы, необходимые для обустройства дома (например имеют отделы торгующие коврами, гардинами, осветительным оборудованием). В данных торговых предприятиях клиенты находят всё необходимое для обустройства квартиры. Таким образом благодаря  комплексным решениям ассортимент приобретает большую привлекательность;
  5. обобщение ассортимента – к основному ассортименту «привязывается » товары, которые предлагаются клиентами после первоначального, так называемые ассортиментное окаймление. Например, продажа модных украшений в магазине, торгующем верхней женской одежды.

      Управление  ассортиментом в предприятиях розничной торговли различных форм собственности – это основной и один сложных процессов, протекающих в коммерческой деятельности.

      Управление  ассортиментом – это комплекс функций управления, к которым в торговом предприятии относятся:

    1. планирование;
    2. организация;
  1. контроль,  направленный на формирование и реализацию торгового ассортимента, обеспечивающего наиболее полное удовлетворение спроса населения в определенный период времени [15, с.116].

      С функциональной точки зрения содержанием  и целевым назначением процесса управления ассортиментом в торговле является подготовка и принятие эффективных решений по вопросам планирования, организации и контроля ассортимента потребительских товаров.

      Основные  элементы, отражающие структуру процесса управления ассортиментом в торговле можно представить схематично [5, с.29]. 

Рис. 1.2. Структура процесса управления ассортиментом 

      В соответствии с этим управление ассортиментом  в торговле складывается из нескольких взаимосвязанных и последовательно осуществляемых этапов, на каждом из которых выполняются определенные функции.

      Коммерческая  деятельность в области планирования ассортимента  должна строиться  на принципах комплексного подхода  и предполагает разработку системы мер и принципиальных подходов стратегического характера, направленных на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей устойчивые позиции  предприятия на рынке.

      Функция планирования состоит из ассортиментной политики, направленной на создание ассортиментной модели торгового предприятия. Проведение ассортиментной политики в торговом предприятии предусматривает [2, с.36]:

  • определение занимаемой доли на розничном рынке товаров и услуг;
  • изучение потребностей населения к товарам, упаковке, методам продажи, сервису услугам;
  • определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия;
  • определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла;
  • выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов;
  • разработка стратегии реализации товаров.

      Хорошо  разработанная политика предприятия  розничной торговли является своего рода гарантом не только построения конкурентоспособного торгового ассортимента магазина, но и сохранение позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия. Ассортиментная политика разрабатывается на перспективу, и  в своей основе в течение определенного времени, как правило, остается неизменной. Но при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может измениться.

      Формирование  ассортиментной политики торговых организаций  заключается в оценке потребностей населения (дифференцированной по основным социально-экономическим и демографическим признакам – пол, возраст, место проживания, доход, образование, социально-психологические особенности и др.) в конкретном товаре, выявлении набора признаков этого товара, которые бы соответствовали требованиям всех групп потребителей, и определении реальных путей их обеспечения. Ассортиментная структура формируется исходя из комплекса требований различных групп потребителей  к ассортименту и качеству, выявленных в ходе обработки материалов опроса населения. Понимание различий между отдельными типами потребителей дает возможность работникам торгового предприятия на стадиях закупки, планирования и реализации более тесно увязывать потребности с предложением товаров и услуг [8, с.76].

Информация о работе Анализ ассортимента, значение и роль ассортиментной политики предприятия