Жанровое своеобразие творчества Василия Аксенова на примере романа "Ожег"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования- становление романной формы в творчестве Василия Аксенова, эстетическая конкретизация ее вариаций; обозначение особенностей стиля и языка романа В.П. Аксенова «Ожог», выделение основных черт поэтики романа.
Цель работы заключается в изучение жанрового своеобразия в творчестве В. Аксенова на примере романа «Ожог».
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач:
- проанализировать важнейшие константы романного творчества исследуемого автора;
- проанализировать трансформацию традиционного жанра романа в творчестве В. Аксенова;
- выявить особенности жанровой структуры в романе В. Аксенова «Ожог»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Специфика романной формы в творчестве В. П. Аксенова
1960-х-1990-х годов……………………………………………………………….5
Размышления В. П. Аксенова о романе в контексте классической теории жанра……………………………………………………………………....5
Трансформация традиционного жанра романа в творчестве В. П. Аксенова…………………………………………………………………………...9
Своеобразие жанровой структуры романа В. Аксенова «Ожог»…….15
2.1 Особенности стиля и языка в романе В. Аксенова «Ожог»……………...15
2.2 Основные черты поэтики В. П. Аксенова в романе «Ожог»……………...19
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………….............28

Файлы: 1 файл

курсовая В. Аксенов Ожог.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Специфика романной формы в творчестве В. П. Аксенова

1960-х-1990-х годов……………………………………………………………….5

    1. Размышления В. П. Аксенова о романе в контексте классической теории жанра……………………………………………………………………....5
    2. Трансформация традиционного жанра романа в творчестве В. П. Аксенова…………………………………………………………………………...9
  1. Своеобразие жанровой структуры романа В. Аксенова «Ожог»…….15

2.1 Особенности  стиля  и языка в романе В. Аксенова  «Ожог»……………...15

2.2 Основные черты поэтики В. П. Аксенова в романе «Ожог»……………...19

Заключение……………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………….............28

 

 

 

 

Введение

Василий Аксёнов относится к числу авторов, которые вели интенсивные жанровые поиски на протяжении всего своего творчества. В одних случаях такая эстетическая установка приводит к жанровому разнообразию в творчестве писателя, в других, как, например, у В. Аксёнова, - к созданию специфической модели традиционного жанра.

Изучение жанровой специфики произведений Василия Аксенова позволяет обратить внимание на ряд вопросов, связанных с художественным осмыслением и дальнейшим изменением жанра романа в современном литературном процессе, а также с выяснением места произведений Аксенова в контексте жанрово-стилевых поисков писателя.

Произведения  Аксенова отличаются новизной и актуальностью  идей, живостью образов, стилистическим своеобразием и глубиной морально-философских  вопросов.

Мы рассмотрим жанровое своеобразие его творчества на примере романа «Ожог». Роман «Ожог»- роман-фантасмагория, представляющий собой «причудливо-сюрреалистическую картину». В романе "Ожог" Василий Аксенов бесстрашно и остроумно говорит о своих современниках, пугающе - о сталинских лагерях, откровенно - о любви, честно - о высокопоставленных мерзавцах, романтично - о молодости и о себе и, как всегда, пронзительно - о судьбе России. Действие романа разворачивается в Москве, Ленинграде, Крыму 60-70-х гг. и "столице Колымского края" Магадане 40-50-х гг.

Роман "Ожог" вырвался из души Аксенова как крик, как выдох. Невероятный, немыслимо высокий градус свободы - настоящая обжигающая проза.

Объектом работы стал роман В. Аксенова «Ожог».

Предмет исследования- становление романной формы в  творчестве Василия Аксенова, эстетическая конкретизация ее вариаций; обозначение особенностей стиля и языка романа В.П. Аксенова «Ожог», выделение основных черт поэтики романа.

Цель работы заключается в изучение жанрового своеобразия в творчестве В. Аксенова на примере романа «Ожог».

Для достижения поставленной  цели представляется необходимым решить ряд задач:

- проанализировать  важнейшие константы романного  творчества исследуемого автора;

- проанализировать  трансформацию традиционного жанра романа в творчестве В. Аксенова;

- выявить особенности жанровой структуры в романе В. Аксенова «Ожог»

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специфика романной формы в творчестве В. П. Аксенова 1960-х-1990-х годов
    1. Размышления В. П. Аксенова о романе в контексте классической теории жанра

В творчестве Василия  Аксенова роман является наиболее продуктивным и часто используемым способом организации текста: «Роман-это передвижной пир, который всегда с тобой. И всякий раз это попытка создать некое художественное чудо»1.  Однако в полной мере романная форма сформировалась и приобрела окончательный узнаваемый вид в творческой лаборатории Аксенова не сразу, пройдя стадии увлечения рассказом и повестью.

Традиции романной формы  в литературе складывались не одно десятилетие. В традиционном литературоведении  роман все еще определяется как  жанр повествовательной литературы, который представляет собой развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей в процессе их развития и в связи с другими героями.

Роман уделяет основное место изображению  человека в совокупности со сложными жизненными (социальными, историческими, психологическими и др.) факторами. Наиболее привычным для романиста является обращение к чисто бытовым заботам своих персонажей; в отличие от баснописца или автора аллегорий, он не делает из них носителей абстрактных качеств и эмблематических смыслов.

Несмотря на исключительную распространённость этого жанра, его  границы до сих пор недостаточно ясны и определенны. Наряду с произведениями, носящими это имя, встречаются в  литературе последних столетий крупные повествовательные произведения, которые называются повестями. Некоторые писатели дают своим большим эпическим сочинениям название поэмы.

Все эти большие эпические  жанры существуют наряду с романом  и отличаются от него, хотя их названия, так же как и у романа, мало определены. Проблема заключается, следовательно, в том, чтобы подойти к самим произведениям, к их отличительным особенностям и на основании их изучения определить, что же такое роман, чем он отличается от других крупных повествовательных жанров, в чём его сущность. Подобного рода исследования неоднократно ставились историками и теоретиками литературы. Пытаясь определить особенности романа как жанра, они, однако, уходили в скрупулёзное описание отдельных романов, их строения, их композиционного своеобразия; они искали ответа на вопрос в плоскости формальных наблюдений, на основе чисто морфологических обобщений. Они делали своё исследование статическим, упуская социально-историческую перспективу.  Другого рода ошибки встречаются у тех историков литературы, которые исходили из совершенно правильной методологической предпосылки: разрешение проблемы романа, как и всех прочих поэтических форм, возможно только в исторической перспективе. В особом положении оказались те исследователи, которые совмещали историчность изучения с высотой теоретических предпосылок.

Для разрешения проблемы романа нужно, прежде всего, поставить вопрос о том, как и когда, в каких социально-исторических условиях этот жанр возник, какие и чьи художественно-идеологические запросы он собой удовлетворял, каким и чьим иным поэтическим жанрам пришёл он на смену.

В XX веке в литературоведении велась дискуссия о природе жанра, о взаимоотношении формы и содержания. И в особенности о природе романа как динамичной, переживающей период самоопределения.

Согласно новейшим определениям, принципиальная особенность «жанрового  содержания» романа заключается в том, что он «представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, неслиянные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга стихии»2, изображает «конфликт между индивидуальными побуждениями героев и общепринятыми нормами»3, делает предметом познания «душевный мир» личности, «так или иначе противостоящий социуму, в котором герой живет»4. Подчеркивается также мысль о развитии внутреннего мира этого героя, об изменении его характера и самосознания.

По мнению В. П. Аксенова, у жанра романа нет твердого канона или нормы, он всегда простирается за пределы своих постоянно расширяющихся  границ. Каждый роман оживляет и наполняет новой энергией генетический концепт жанра просто самим фактом его существования. В то же время роман «романизирует» и реальный мир.

Давая характеристику своей  творческой манере, писатель утверждает следующее:  « Я считаю себя полным анархистом, и я нахожусь во власти художественной метафоры. Когда я пишу роман, то я не считаюсь ни с чем и свойственные мне гротеск и ироническая интонация - они меня отталкивают от массового, общепринятого ощущения мира и, наоборот, ставят в некую позицию одиночества, чему я очень рад.»5

Заявив о себе в  полной мере в период нарождения капиталистический  отношений, роман в полной мере стал, по мнению В. Аксенова, «детищем рынка». И этот факт не мог не наложить на него ряд отличительных черт, среди  которых главенствующая - полифонизм идей, образов, тем и проблем. Рынок привнес в жанр открытость, динамичность и гибкость, которые обеспечивали ему на протяжении долгого времени ведущее положение среди прочих жанров.

По мнению Василия  Аксенова, нынче, когда в человеческой психологии произошли столь существенные сдвиги, когда процесс демократизации приобретает глобальный характер, роман начинает постепенный, но неумолимый спуск с вершины карнавала к своей первичной сути, к состоянию товара. Аксенов утверждает, то «кумирами публики, живущей в мире пейджеров, в потоке мелькания видеоклипов становятся посредственные писатели, потому что они предлагают более или менее приемлемый синтаксис»6.

При этом Россия как самая  молодая капиталистическая страна рассматривается Аксеновым в  качестве некоторого исключения. Писатель утверждает, что в  России в течение долгого времени роман был «становым хребтом того, что мы называли «духовная жизнь».7 И это оставляет определенные надежды и дает авторам стимул к новым поискам и свершениям.

Василий Аксёнов относится к числу авторов, которые вели интенсивные жанровые поиски на протяжении всего своего творчества. В одних случаях такая эстетическая установка приводит к жанровому разнообразию в творчестве писателя, в других, как, например, у В. Аксёнова, - к созданию специфической модели традиционного жанра.

Василий Аксенов в  своем творчестве не ставит целью  формальные эксперименты, предпочитая  не заигрывать с формой, поговорить с читателем на темы, болезненные для него самого и представляющие интерес для целого поколения, для тех, кто жил с ним в одно время. Его читательская аудитория – те, для кого вопросы нравственности, поиска своего предназначения и следование по пути своего служения не является пустым звуком, но отражают истинную суть внутреннего миросозерцания. Именно поэтому его творчество, безусловно, интересное с точки зрения постижения основных процессов, протекавших в литературе во второй половине XX века, не ограничивается исключительно академическим вниманием, продолжая занимать как исследователей, так и широкого читателя.

 

1.2 Трансформация традиционного жанра романа в творчестве В. Аксенова

 

Особенности развития романного жанра в литературе ХХ столетия, а точнее, особенности  его существования в рамках литературы модернизма и постмодернизма еще не до конца установлены. Жанр романа, о кризисе которого в последние годы говорят достаточно часто, адаптируется к новым духовно-эстетическим контекстам, ставя вопрос о природе жанровых трансформаций в литературе последних десятилетий. На наш взгляд, ярким примером разработки поэтики романа могут стать произведения В. Аксенова – одного из наиболее популярных современных российских писателей. По мнению А. Немзера, В. Аксенов сыграл одну из ключевых ролей в истории русской словесности второй половины ХХ века. Активное участие В. Аксенова в литературном процессе нового века ставит перед исследователями вопросы об авторской эволюции и константных формах художественного мышления писателя.

Повышенное внимание к жанру характеризует весь путь Аксёнова-художника. С этой точки зрения творчество писателя можно разделить на два периода, которые условно можно назвать «дороманным» и «романным». Первый период начинается в 1959 году, когда в журнале «Юность» (№ 7) были напечатаны рассказы 26-летнего врача Василия Аксёнова «Наша Вера Ивановна» и «Асфальтовые дороги», и завершается в 1978 году созданием программного произведения «Поиски жанра». Он характеризуется обращением к традиционным эпическим жанрам рассказа и повести, в которых, однако, уже просматривается стремление к большой форме, а также началом жанровых и стилевых экспериментов. В этот период в творчестве Василия Аксёнова преобладает рассказ. Писатель убежден, что «рассказ -школа прозы»8.

На втором этапе доминирует роман, который подвергается разного рада трансформациям, в каждом конкретном случае приводившим к созданию авторской разновидности жанра. Исследование обозначенных этапов творчества В. Аксёнова с точки зрения жанровых стратегий — задача актуальная. Проблемы жанра как универсальной литературной категории остаются доминирующими в литературоведении. Картина литературного процесса складывается помимо прочего из представлений о специфике жанровой системы. Особенности жанровой системы: определенного» исторического периода обусловлены индивидуальными художественными практиками: B свете этого исследование конкретного историко-литературного материала представляется, актуальным; поскольку позволяет дополнить характеристику жанровых; процессов результатами наблюдений над индивидуальными жанровыми реализациями.

Отечественными и зарубежными  исследователями: творчества В. Аксёнова не раз предпринимались попытки  периодизации творчества писателя. Обычно систематизация творчества писателя предстает в виде периодов творческого пути, на которые оказали влияние современные ему общественно-политические события.

Информация о работе Жанровое своеобразие творчества Василия Аксенова на примере романа "Ожег"