Жанр новеллы в творчестве Ги де Мопассана

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

Одним из самых замечательных и признанных новеллистов позапрошлого века был Ги де Мопассан.
В новелле подчёркивается значение развязки, которая содержит неожиданный поворот. По утверждению французского исследователя, «в конечном счёте, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка».

Оглавление

Введение .......................................................................................................3
1. Становление писателя..................................................................................4
2. «Пышка» ……......................................................................................….…5
3. Темы новелл..................................................................................................9
4. «Драгоценности»……………………………………………………….…10
5. Заключение……………………………………………………………..…14
6. Список использованных источников………………………………....…15

Файлы: 1 файл

Жанр новеллы в творчестве Ги де Мопассана..doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Министерство культуры Российской Федерации

Челябинская государственная  академия культуры и искусства

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по зарубежной литературе

Тема: Жанр новеллы в творчестве Ги де Мопассана.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Иванова И., 

студентка 2 курса 201 ТиК КФ ОЗО группы

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск

2010 г.

План.

Введение .......................................................................................................3

  1. Становление писателя..................................................................................4
  2. «Пышка» ……......................................................................................….…5
  3. Темы новелл..................................................................................................9
  4. «Драгоценности»……………………………………………………….…10
  5. Заключение……………………………………………………………..…14
  6. Список использованных источников………………………………....…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

Новелла.

Одним из самых замечательных  и признанных новеллистов позапрошлого века был Ги де Мопассан. Эту тему я выбрала потому, что замечательные новеллы писателя кажутся мне современными и сегодня. Но сначала надо было выяснить, что же это за жанр новеллы. Обратимся к словарю.

Нове́лла (итал. novella —  новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.  Действие новеллы происходит в современном автору мире.

В новелле подчёркивается значение развязки, которая содержит неожиданный поворот. По утверждению французского исследователя, «в конечном счёте, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

1. Становление личности и писателя.

Ги де Мопассан - французский  писатель. Большую роль в творчестве писателя сыграли его  родители, их друзья, их образ жизни, его окружение. Родился в 1850 году в замке Миромениль. Дворянином  Ги  был по отцу; мать его происходила из состоятельной буржуазной семьи. Отец Мопассана, человек со светскими претензиями  быстро растратил свои средства, обеднел и поступил на биржевую службу. Будущему писателю было шесть лет, когда его родители разошлись, и его вместе с младшим братом  воспитывала мать.  Детские годы Ги прошли на семейной вилле в приморском городке. Море, рыбачий промысел, матросы, парусные лодки, быт мелкопоместных дворян и нормандских фермеров прочно входили в сознание подростка. Затем эти детские воспоминания мы видим в новеллах. Тринадцати лет поступил учиться в духовную семинарию. Суровой дисциплины семинарии мальчик не вынес и после нескольких побегов был исключен из нее. Учеба в закрытом учебном заведении - в лицее в городе Руане, который он окончил в 1869 году со званием бакалавра и поступил на юридический факультет в Канне. Вспыхнувшая в 1870 году война с Пруссией прервала учение.  Мопассан был призван на военную службу. В качестве рядового он принимал участие в походах, находился в осажденном пруссаками Париже. Опыт,  приобретенный на войне, помог ему в литературном творчестве.  После войны, материальное положение семьи Мопассана резко пошатнулось,  будущий писатель был вынужден стать мелким чиновником, На чиновничьей службе он находился 8 лет. Именно здесь он начал писать. Мать Мопассана, получив хорошее образование, горячо любила литературу и всегда была другом и неизменной советчицей своего сына-писателя. Ее брат, рано умерший поэт, был учителем и покровителем юного Флобера, что определяло в будущем особый интерес Флобера к начинающему свой литературный путь Ги де Мопассану.

Мопассан упорно трудился, потратив на флоберовскую школу мастерства не меньше семи лет. Множество сюжетов и тем было накоплено им за это время. Однако работы Мопассана разбирались, правились и отвергались Флобером.

В конце семидесятых  годов в кругу молодых писателей - друзей Эмиля Золя - возник замысел создать сборник новелл с эпизодами из франко-прусской войны. Сборник этот, названный «Меданские вечера», вышел в свет в 1880 году. В нем была помещена новелла Мопассана «Пышка» - лучшая в книге. Мопассан, принявший участие в франко-прусской войне, увидел, как себя показали французские буржуа в дни войны с неприглядной стороны.  И результатом его наблюдений стала  эта новелла.

Это был  дебют писателя, и дебют блестящий.  Новелла  «Пышка», в один день прославила Ги де Мопассана.

 Эту новеллу оценили  именитые писатели. Флобер был от «Пышки» в восторге и объявил ее «истинным шедевром».

Эмиль Золя назвал «Пышку»  произведением «совершенным по нежности, иронии и смелости». 

Антон Павлович Чехов  говорил, что после Мопассана  уже нельзя писать рассказы по старинке, что автор «Пышки» предъявил к этому жанру такие требования, которые теперь никому не дано обойти.

 

2. «Пышка».

Из города, оккупированного  прусскими войсками, выезжает дилижанс с шестью знатными французами, двумя  монахинями, мужчиной-демократом и  женщиной легкого поведения по прозвищу Пышка. Мопассан дает нелестную характеристику известным персонам, раскрывает  подноготную их прежней жизни, как они сколотили свое состояние , как получили титулы. Но внешне - это были пристойные, знатные люди. Присутствие Пышки оскорбило  их добродетельных жен, и  все они объединились против «этой бесстыжей продажной твари».

Пышка была единственной, кто взяла  с собой в дорогу продукты, и  она предложила  поесть своим  спутникам. И они, презирая эту «бесстыжую тварь» , не отказались от еды.  Вот здесь я начинаю видеть их лицемерие. Добропорядочные пассажиры дилижанса сначала гнушаются обществом проститутки, но смягчаются, попользовавшись ее провизией. «Нельзя было есть припасы этой девушки и не говорить с нею. Поэтому завязалась беседа, сначала несколько сдержанная, потом все более непринужденная...»  Это первая маленькая подлость, она почти незаметна. Ну, презирали, ну угостились, ну, теперь подобрели, и стали к ней как будто лучше относиться. Так бы и доехали  до места, если бы…

Поселок, куда въехал дилижанс, был  занят немцами. Проверка документов задержала пассажиров. Ожидая, когда  же отправятся снова в путь ,они  высокопарно рассуждают о патриотизме  и войне, чувствуя и показывая  себя патриотами. Прусский офицер, якобы  беспричинно, отказывает в выезде дилижанса из поселка. Мопассан поставил богатых людей в тупик. Они пытаются понять, что за причина задерживает их. «Они изо всех сил старались выдумать какую-нибудь правдоподобную ложь, скрыть свое богатство, выдать себя за бедных, очень бедных людей ». Это тоже не подлость, это своего рода хитрость, она понятная. Но она так же отрицательно характеризует этих людей.

Причина вскоре открылась — прусский офицер хочет воспользоваться услугами Пышки. Пышка взбешена и оскорблена унизительным предложением. Она, считая себя истинной патриоткой, не хочет оказывать привычные для неё услуги врагу. Вынужденный «отдых» уже начал раздражать пассажиров. «Надо ее переубедить» — было принято решение.

Автор показывает лицемерие в том, что эти люди уговаривают Пышку, действовать в их интересах, но прикрываются разговорами о патриотизме. Разговоры о самопожертвовании велись  замаскировано, ловко, пристойно. Соотечественники убедили Пышку уступить прусскому офицеру, маскируя этим свое желание продолжить путь и мотивируя тем, что она, как истинная патриотка, спасет им всем жизнь. Они действовали в своих интересах, их раздражал отказ Пышки по патриотическим   соображениям. Сами, считая себя патриотами, раздражались патриотизму Пышки. Да, она женщина  легкого поведения, но она патриотка, и ей ненавистны враги.  Её же спутники,  были готовы идти на компромисс с врагом. Да к тому же чужими руками. Кто же из них более патриотичен? Пышка, отказывающая прусскому офицеру, или они со своими патриотическими  разговорами? У меня, как впрочем,  у большинства читателей, а может быть у всех, симпатию вызывает Пышка.  Эта «продажная» женщина более патриотична, а её спутники более продажны, чем она. У меня бы эти люди вызвали меньшую неприязнь, если бы они просили Пышку выручить их, просто по-человечески, не прикрываясь словами о патриотизме и самопожертвовании, которые все-таки убедили Пышку помочь им.

Пышка была убеждена в искренности  этих людей, тем более, что даже монахини приняли участие в уговорах, мужчины  вели себя с ней почтительно, несмотря на первоначальное отношение к её профессии. И они все смогли убедить женщину в её патриотическом, самопожертвенном поступке. И к прусскому офицеру она шла, как на подвиг, во имя людей, которые так к ней хорошо отнеслись, которые были с ней почтительны и даже ласковы. Простодушная и искренняя женщина не увидела обмана. Её спутники её подло обманули.

Возвращаясь в дилижанс, она  была, возможно, даже горда собой, ведь она  действовала во имя людей, её соотечественников, её спутников. Где-то в душе она, может и ждала благодарности. Но в силу своего положения, может благодарности и не ожидала, ну хотя бы благосклонных взглядов… Ведь она выручила их, ведь благодаря ей дилижанс может продолжать свой путь.

 Пока Пышка «отрабатывала»  всем свободу, представители буржуазии веселились, отпускали гнусные шуточки, «хохотали до колик, до одышки, до слез».

И что в награду получила патриотка  Пышка — «взгляд оскорбленной добродетели», все сторонились ее, будто боялись «нечистого прикосновения».

 «Эти честные мерзавцы», которые принесли её в жертву, ели свою провизию в движущемся дилижансе и хладнокровно рассматривали слезы опозорившейся девицы.

В одном дилижансе Мопассан свел «приличных» господ и падшую женщину, показал ханжество, лицемерие, продажность первых – и подлинный патриотизм, открытость, готовность к самопожертвованию второй.

 Конец повествования соответствует  новелле. Неожиданный конец.  А  казалось, хотелось, ожидалось, что  эти люди проявят хоть малую  благодарность. Но это казалось  нам, с высоты своего времени. Во время Мопассана, именно с такими героями новеллы, конец был предсказуем, только таким.

Под благопристойной маской представители  изысканных слоев общества скрывали ханжество, лицемерие, всеобщую продажность, бесстыдную погоню за наживой, авантюризм и разврат. Как никто другой, Мопассан знал жизнь высшего общества. В новелле "Пышка" Мопассан мастерски описал все лицемерие, низость и трусость людей, по наследству получающих право быть избранными или претендующих на ту ступеньку, которая недосягаема для простых смертных.

 Интересно то, что  подобный случай был в действительности, о нем Мопассан слышал от  одного из своих родственников,  который сам был в числе  пассажиров дилижанса и выведен  в новелле под именем Корнюде.  Но, разумеется, многое в «Пышке» автор написал по-своему, не считаясь с фактическими деталями. Впоследствии на Мопассана обижалась реальная героиня новеллы, ибо она, в отличие от Пышки, не подчинилась домогательствам прусского офицера. Наверное,  в дилижансе её спутниками были совсем другие люди.

 

3.Темы новелл.

Мопассан оставил  богатое творческое наследие - многообразное  и яркое. Пиком  его творчества можно считать жанр новеллы, в  которой он, по мнению известных писателей, он достиг совершенства. Новелла же приносит Мопассану известность и читательскую любовь к нему в сегодняшнем мире, через целое столетие после  жизни писателя.

Кого только в новеллах Мопассана мы не встречаем! Здесь  люди всех рангов, всех состояний - чиновники и аристократы, священники и бродяги, богатые фермеры и батраки, матросы и рабочие-мастеровые, старики и дети.  Мы видим  будто своими глазами темные, подозрительные закоулки и изысканно обставленные гостиные в Париже, шумные таверны в  гавани и будуар светской красавицы, старинный замок и жалкую хижину крестьянина.

Мопассан умел отобрать материал, создавая картины действительности. Он хотел дать, как он выражался, «не банальную фотографию жизни, а воспроизведение ее более совершенное, чем сама действительность».

«Для меня, - говорил  он, - психология в романе или новелле  сводится к следующему: выявить тайное в человеке через показ его  жизни». Он обновил искусство новеллы, поднял его на небывалую высоту.

Все  новеллы Мопассана  можно разделить на несколько  групп.

О войне.

Мопассан, сам участвовавший  в прусской войне, не мог не писать о ней. Он видел и помнил, как  пруссаки проявляли во Франции самую  настоящую жестокость, издевались над  жителями, часто лишая их крова  и отнимая имущество. Простые люди, те же крестьяне в первую очередь, выступают в новеллах Мопассана героями сопротивления врагу.

О крестьянстве

В новеллах («Бочонок», «Признание»  и др.) Мопассан рисует крестьян без  всяких прикрас, как можно объективнее, не страшась вызвать тягостное впечатление у читателя. Мопассан хорошо осознает всю тяжесть положения крестьянина, обреченного на темноту и невежество, на беспрерывный труд, на зависимость от дождя и зноя, от урожая, от кюре и стражника.

 

 О любви 

Огромное место в  произведениях Мопассана занимает любовь. Тема любви особенно привлекала и привлекает к нему читателя; Тема любви для Мопассана - одно из средств проникновения в мир человеческой психики, в мир страстей, один из путей познания современного писателю. «Лунный свет» - так назвал Мопассан едва ли не лучшую новеллу о любви, настоящий гимн душевной чистоте и искренности, гимн поэзии любви, ее красоте.

 

О светской жизни.

Во многих новеллах неприглядная изнанка внешне благопристойной  и чинной жизни решительно обнажена, и люди «света» осмеяны без пощады. В число таких новелл входят и «Знак», и «Окно», и отчасти «Гарсон, кружку пива!».

 

Новеллы о Париже:

«Драгоценности», «Награжден», «Ожерелье».

Из всех новелл мне  особенно понравилась «Драгоценности»

 

4. «Драгоценности»

Бедный чиновник был  сбит с толку и очень расстроился, когда узнал, что драгоценности  недавно умершей его жены не поддельные, как он считал, а настоящие. « Его  жена не имела возможности купить такую дорогую вещь. Тогда, значит, это подарок! Подарок! От кого? За что?» Когда он понял, как достались эти дорогие вещи жене, он упал в обморок, им овладели стыд и горечь. Написана новелла повествовательно, здесь, казалось бы, нет острого сюжета, но  в конце неожиданная развязка.

Вначале идет история  встречи героя со своей будущей женой и краткое описание их семейной жизни. Все как в рассказе. Встретил хорошую девушку, женился и был счастлив. Жена при его скромном  заработке хорошо вела хозяйство, одаривала ласками мужа. Ему не нравилось её увлечение театром, но, в конце концов, он её уговорил ездить в театр без мужа. Ему не нравилось пристрастие жены  к фальшивым драгоценностям, которое он не одобрял. Когда после 6 лет совместной жизни его милая супруга умерла, то искреннему горю его не было предела. Со своей женой он был счастлив. «Он сам чуть не последовал за ней в могилу». Вот вам и рассказ. У этого рассказа могло быть дальше  продолжение о том, как он наладил свою жизнь, встретив  другую и женившись на ней, или  умер бы с горя, или всю жизнь оставался один, вспоминая свою любимую жену.  Жить ему стало трудно. Он вспоминает, как жена хорошо вела хозяйство, что у них на все хватало денег.

Информация о работе Жанр новеллы в творчестве Ги де Мопассана