Войны и революции в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучить фрагменты биографии М.Шолохова;
- показать те средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею «Тихий Дон»;
- исследовать проблему войны, ее влияние на судьбы людей.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Биография и творческие пути М. А. Шолохова
1.1 Биография М. А. Шолохова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава 2. Тема войны в литературе
2.1 Изображение войны в литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 Первая мировая война в «Тихом Доне» М.А. Шолохова . . . . . . . 13
2.3 Гражданская война в «Тихом Доне» М. А. Шолохова . . . . . . . . . 17

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.06 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Тема войны в  литературе

2.1 Изображение войны в литературе

 

Войны были разные, ими полна история народов  с древности. По-разному они отражены и в литературе. Картины войны и военной среды есть в «Капитанской дочке» А. Пушкина, в «Тарасе Бульбе» Н. Гоголя, в произведениях М. Лермонтова, Л. Толстого, в рассказах В. Гаршина и К. Станюковича, «Поединке» А. Куприна, «Красном смехе» Л. Андреева, в «Рассказах о войне» и записках «На войне» В. Вересаева и т. д.

После 1914 года тема войны становится одной  из главных у нас и в других странах.

Войны, как  известно, делятся на справедливые, оборонительные, поднимающие весь народ  на защиту своей Родины, рождающие  массовый героизм, и несправедливые, захватнические. По мере развития гуманистических  идей агрессивные войны признавались как явление противочеловечное, несовместимое с нормами морали, как пережиток варварства. Они  калечат и уничтожают людей, приносят неисчислимые беды и страдания, огрубляют  нравы. Правдой подобных войн, их «апофеозом»  стали не парады, марши, генералы, гарцующие  на красивых нетерпеливых конях, трубные  звуки, а кровь и муки истерзанных  людей. К примеру, Л. Толстой, В. Верещагин, про патриотизм и доблесть русского солдата, в то же время развенчивали политику насильственного вторжения  в чужие страны, стремление подчинить  силой оружия волю народов, разоблачали  культ величия, воздвигаемого на трупах, романтику истребления людей.

Поскольку именно это все больше выдвигалось  па первый план, то произведения о войне  становились резко разоблачительными  и подводили к проблемам социальным. В них правдиво показывалось не только то, что творилось на полях сражения, в лазаретах, на операционных столах и в семьях, потерявших близких,—  но и то, что происходило в жизни  общества, какие мощные катаклизмы созревали в его глубинах.

Толстовский метод— воспроизведение войны и мира в органическом единстве и взаимной обусловленности, точная реальность, историзм, батальная живопись и в центре всего — судьба человека — воспринимается как новый прогрессивный шаг в развитии реализма. Шолохов, унаследовав эту традицию, развил ее, обогатил новыми достижениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Первая мировая война в «Тихом Доне» М. А. Шолохова

 

У Шолохова концепция войны точна и определенна. Причины войны — социальные. Война  преступна от начала до конца, она  растаптывает принципы гуманизма. Он смотрит  на военные события глазами трудового  народа, к нелегкой судьбе которого прибавились новые страдания.

Героем  военного романа у Шолохова является миллионное население страны, которое  обладает силой, способной решить свою судьбу.

Война пристигла как раз в то время, когда народ был занят уборкой хлеба и дорожил каждым часом. Но примчался вестовой, и пришлось выпрягать коней из косилок и мчаться в хутор.

Захлебываются газеты. Торжественно говорят ораторы, а у мобилизованных казаков на митинге – округленные глаза и квадратная чернота раскрытых ртов. Слова до них не доходят. Их думы – о другом:

 Через два часа погрузка в эшелоны. Единственное, что ворвалось в память каждому.

Передовая фронта – сплошной ад. И всюду  в произведении Шолохова проступает боль за землю: вызревшие хлеба – топтала конница, там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. А еще мучительнее была боль за людей. Русские волны трупами повисают на проволочных заграждениях. Немецкая артиллерия до корня выкашивает целые полка. Раненные ползают по жнивью. Глухо охает земля, распятая множеством копыт. Не помогает казаку ни молитва от ружья, ни молитва при набеге.

Первые  удары шашки, первые выстрелы – все  это остается в памяти у тех, кто  совершал убийства. Всего лишь месяц  войны, а как изменились люди: Егорка Жарков грязно ругался, похабничал, все проклинал, Григорий Мелехов весь как–то обуглился, почернел. Война калечит души, опустошает до самого дна.

Казаки  познают ту самую черту неизвестности  между двумя неприятельскими  войсками, отделявшую живых от мертвых. Поле недавней сечи. На прогалине в лесу – длинная стежка трупов. «Лежали в накат, плечом к плечу, в различных позах, зачастую непристойных».

Такова  страшная правда о войне. И каким  кощунством над моралью, разумом, сущностью  человечности казалось прославление подвига. Потребовался герой — и он появился. Кузьма Крючков якобы один убил одиннадцать  немцев.

Герой нужен  штабу дивизии, влиятельным дамам  и господам офицерам, императору. О  Крючкове писали газеты и журналы. Его  портрет был на пачке папирос.

Шолохов пишет:

«А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом».

Главное внимание Шолохова сосредоточено на изображении неурядиц, которые принесла война России. Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время  войны еще больше усилился, особенно в армии. Дикое обращение с  солдатом, зуботычины, слежка... Фронтовиков  кормят, чем придется. Грязь, вши... Бессилие генералов поправить дело. Бездарность  и безответственность многих из командования. Стремление союзников выиграть кампанию за счет людских резервов России, на что охотно шло царское правительство.

Разваливался  тыл. Вместе со второй очередью ушла и третья. Станицы и хутора обезлюдели, будто на покое, на страду вышла вся Донщина.

Не лень, якобы свойственна русским, не анархизм, не безразличие к судьбе Родины, а более чуткое восприятие интернационалистических  лозунгов, недоверие к правительству, протест против внутренней анархии, порожденной господствующими классами, вот что руководило русскими, когда  они шли на братание, отказывались воевать.

С исключительной выразительностью нарисованы картины  народного бедствия в «Тихом Доне». Осенью 1917 года казаки стали возвращаться с фронтов империалистической войны. Радостно встречали их в семьях. Но это еще безжалостнее подчеркивало горе тех, кто потерял родных.

 Многих недосчитывались казаков,— растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело сыпучим снегом.

Войны обычно связаны в памяти народа с именами  городов, сел, полей, рек. В древности  были Дон, Куликово поле. Потом Бородино, Шипка, Цусима. Мировая война —  это обагренные кровью трудового  люда поля Галиции, Буковины, Восточной  Пруссии, Прикарпатья, Румынии. Все  эти географические обозначения  обросли новым страшным смыслом.

Разоблачая  карьеристов и авантюристов, привыкших  распоряжаться чужими судьбами, всех тех, кто во имя грабежа гонит  свой народ на другие народы — прямо  на минные поля и колючие заграждения, в сырые окопы, под пулеметный огонь, и страшные кавалерийские  и штыковые атаки, решительно протестуя  против любого посягательства на право  человека жить свободно и радостно, Шолохов противопоставил преступлениям  перед народом красоту человеческих чувств, счастье земного бытия, гуманизм, победное шествие нарождающейся  жизни. Страницы романа, посвященные  дружбе, родственным чувствам, любви, состраданию всему истинно человеческому, поразительны и трудно сказать, где  Шолохов добивается большей художественной силы: в описаниях фронтовых зрелищ или  эмоций, волнующих своей искренностью и человечностью [1. c.137]

Неудержимо  зрели в народе внутренние силы протеста, которые умножались со дня на день и нависли над царским строем грозовой тучей. Народ не хотел войны. Фронтовики стали смелее разговаривать  с офицерами. Накалялся гнев. К  концу 1916 года «коренным образом  изменились казаки по сравнению с  прошлыми годами»,— пишет Шолохов.

Война обнажила классовые противоречия, еще больше отделила солдат от реакционных офицеров, а в деревне — трудовой народ  от верхушки.

В «Тихом Доне» показан процесс постепенного пробуждения и роста народного  сознания, движение масс, определившее весь ход истории. Царизм свергнут. События развиваются дальше. Разгорается  классовая борьба. Идея мира, свободы, равенства овладевает всеми трудящимися, их невозможно повернуть назад [1. c.117]. Раз превзошла революция, к всему народу дадена свобода,— говорит казак Манжулов,— значится, должны войну прикончить, затем что народ и мы войну не хотим!.

Идея  революции выношена и выстрадана «низами»,  народ искал и находил  выход из трагического тупика истории, вставая под большевистское знамя. «Тихий Дон» резко отличается от тех  книг о мировой войне, герои которых, проклиная действительность, не в  силах найти выход впадают  в отчаяние или примиряются. Роман  и по сей день остается непревзойденной  книгой о той страшной мировой  катастрофе [ 5. c.195].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Гражданская война

 

Шолохов рассмотрел тему гражданской войны  значительно шире, чем это делали другие писатели. Он наблюдает белогвардейское  движение изнутри, вскрывает причины  его временного успеха и окончательного поражения. Шолохов обезоруживает  белоэмигрантов — активных участников движения, печатавших свои мемуары  и исследования в Париже, Берлине, Константинополе, Брюсселе. Все они, как известно, играли роль правозащитников России [ 2. c.103].

Писатель  воссоздает в романе подлинные факты, которые показывают, по чьей вине разгорелась  гражданская война, прослеживает нити заговора, активную роль мятежных генералов, монархистов, кадетов, эсеров, националистов, буржуазных автономистов. Многие из них  выведены под собственными именами; Керенский, Родзянко, Савинков, Корнилов, Алексеев, Каледин, Чернецов, Краснов, Деникин, Алферов, Попов, Кутепов, Назаров, Агеев и другие.

Московское  совещание в августе 1917 года, корниловский путч, быховское заточение генералов, собрание Войскового круга в Новочеркасске  в апреле 1918 года, избравшего атаманом Краснова, его переговоры с добровольческой  армией в станице Манычской, совещание  военных — все это нашло  место в романе.

Страницы, посвященные этим событиям, подтверждены документами: воззвание Корнилова, его телеграмма Каледину, телеграмма Романовского штабу Северного фронта, письмо Корнилова Духонину ответ  Войскового правительства на требования Военно-революционного комитета, постановление  выборных от хуторов Каргинской и  других станиц о смертной казни подтелковцев и приговор военно-полевого суда, письмо Краснова немецкому император Вильгельму [3. c.203]

Шолохов опирается на факты и в том  случае, когда показывает, как организуется, набирает силы революционный лагерь.

Известно, обилие фактического материала приводит иногда к тому, что эмпирика подавляет  главную мысль. Некоторые критики  находили эти недостатки в «Тихом Доне» особенно во второй книге. Но согласиться с этим никак нельзя. Исторический материал органически  включен в художественное повествование, очень важен для всей концепции  книги, характеристики ситуаций.

Два мира, две силы, упорные в достижении своих целей победить, во что бы то ни стало,— действуют в эпопее, сталкиваются лицом к лицу. В смертельной  схватке идет проверка, чья политическая программа жизненнее, ближе народу, проверялись на прочность идеологические, нравственные основы двух мировоззрений, тактические приемы и организаторские  способности.

На подступах  к Петрограду сталкиваются фронтовики и корниловцы. Силы оказались равными. На переднем плане — есаул Калмыков, истинный корниловец, и Бунчук. Есаул  отличался незаурядной способностью агитатора, он, бледнея, говорил о совместно пролитой крови. И смерть он принимает мужественно: шагнул вперед, быстро застегивая шинель на все пуговицы. Бунчуку кричит: «Стреляй! Смотри, как умеют умирать русские люди….

Упорство  врага отчаянное. Но все же оно  было сломлено революционным народом, который начинает действовать по правилу: Они нас или мы их!.. Середки нету... На кровь — кровью... Кто кого.

На Дону сталкиваются красногвардейцы и  калединцы. У красногвардейцев не было военного опыта. Они шли на передовую  в гражданской одежде, некоторые  из них впервые взяли в руки винтовку часто палили мимо цели. Зато очень точно, как на ученье, стреляли вымуштрованные белогвардейцы, шли  в наступление, редко ложась, цепи офицерского отряда текли парадной перебежкой

Шесть дней под Ростовом и в самом  Ростове шли бои. Дрались на улицах и перекрестках. Два раза красногвардейцы  сдавали ростовский вокзал и оба  раза выбивали оттуда противника. За шесть  дней не было пленных ни с той, ни с другой стороны.

Опасность реставрации старых порядков не ослабляет, а, наоборот, удесятеряет энергию  красных бойцов, они идут в бой  с пением «Интернационала» дерзко, с вызовом держатся па допросах. Вспомним сцену, когда пленный красный  командир отвечает полковнику: Вы мне надоели, старый дурак, тупица!

Продотрядник, парень из Псковской губернии, попавший в плен к Фомину, на предложение  остаться в банде отвечает, кто они такие По-вашему, значит, борцы за народ? Т-а-к. А по-нашему просто бандиты, да чтоб я вам служил? Ну и шутники же вы, право!

Информация о работе Войны и революции в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова