Войны и революции в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучить фрагменты биографии М.Шолохова;
- показать те средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею «Тихий Дон»;
- исследовать проблему войны, ее влияние на судьбы людей.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Биография и творческие пути М. А. Шолохова
1.1 Биография М. А. Шолохова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава 2. Тема войны в литературе
2.1 Изображение войны в литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 Первая мировая война в «Тихом Доне» М.А. Шолохова . . . . . . . 13
2.3 Гражданская война в «Тихом Доне» М. А. Шолохова . . . . . . . . . 17

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.06 Кб (Скачать)

ТЕМА  ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»

М. А. ШОЛОХОВА

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .          3

Глава 1. Биография и творческие пути М. А. Шолохова

1.1      Биография М. А. Шолохова  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .          4    

 

Глава 2. Тема войны в литературе

2.1      Изображение войны в литературе  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         11

2.2      Первая мировая война в «Тихом Доне» М.А. Шолохова . . . . . . .        13

2.3      Гражданская война в «Тихом Доне» М. А. Шолохова . . . . . . . . .        17

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        21

 

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .       25

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена теме «Войны и революции в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова».

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

- изучить фрагменты биографии  М.Шолохова;

- показать  те средства, с помощью которых  М. А. Шолохов     написал свой великий роман – эпопею «Тихий Дон»;

- исследовать проблему войны,  ее влияние на судьбы людей.

Главная тема романа - тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Войны были разные, ими полна история  народов с древности. По–разному они отражены и в литературе.

После 1914 года тема войны становится одной  из главных. Опаляющим гневом полны  воспоминания о том времени, страшном по степени одичания и бесчеловечности, особенно тех, кто побывал в окопах, вырвался еле живым из пламени  и черного пепла.  

Воспроизведение войны и мира в органическом единстве и взаимной обусловленности, точная реальность, историзм, батальная живопись и в центре всего судьба человека – вот те традиции, которые были унаследованы русскими писателями в  изображении войны. Автор воспринял эту традицию и обогатил ее новыми достижениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография и творческие пути М. А. Шолохова

1.1 Биография М. А. Шолохова 

 

Русский писатель Михаил Александрович Шолохов  родился на хуторе Кружилин, казачьей станицы Вешенская в Ростовской области, на юге России. В своих произведениях писатель увековечил реку Дон и казаков, живших здесь и защищавших интересы царя в дореволюционной России и выступавших против большевиков во время гражданской войны.

Его отец, выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой  мельницы, а мать, украинка, вдова  донского казака, наделенная от природы  живым умом, выучилась грамоте, чтобы  переписываться с сыном, когда тот  уехал учиться в Воронеж [2. c. 89].

Учебу Шолохова прервала революция 1917 г. и гражданская война. Окончив четыре класса гимназии, он в 1918 г. вступил в Красную Армию - и это несмотря на то, что многие донские казаки присоединились к белой армии, боровшейся против большевиков. Будущий писатель сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал в кровопролитных боях на Дону. С первых дней революции Шолохов поддерживал большевиков, выступал за Советскую власть. В 1932 г. он вступил в коммунистическую партию, в 1937 г. был избран в Верховный Совет СССР, а двумя годами позже - действительным членом Академии наук СССР. В 1956 г. Шолохов выступил на XX съезде КПСС, а в 1959 г. сопровождал советского лидера Н.С. Хрущева в его поездках по Европе и США. В 1961 г. Шолохов стал членом ЦК КПСС [2. c. 95]

В 1922 г., когда большевики окончательно взяли власть в свои руки, Шолохов приехал в Москву. Здесь он принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», работал грузчиком, разнорабочим, делопроизводителем. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г., в той же газете, - первый рассказ «Родинка».

Летом 1924 г. Шолохов вернулся в станицу Вешенская, где и жил, почти безвыездно, всю оставшуюся жизнь. В 1925 г. в Москве вышел сборник фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под заглавием «Донские рассказы».

Главный, наиболее известный роман Шолохова «Тихий Дон» представляет собой эпическое повествование о первой мировой войне, революции, гражданской войне, об отношении к этим событиями казачества. Один из главных героев романа Григорий Мелехов - вспыльчивый, независимо мыслящий казак, храбро воевавший с немцами на фронтах первой мировой войны, а затем, после свержения самодержавия, оказавшийся перед необходимостью выбора, - сражается сначала на стороне белых, потом - на стороне красных и, в конце концов, оказывается в отряде зеленых. После нескольких лет войны Григорий, подобно миллионам русских людей, оказался духовно опустошенным. Двойственность Мелехова, его противоречивость, душевные метания делают его одним из самых известных трагических героев советской литературы.

Первоначально советская критика отнеслась  к роману довольно сдержанно. Первый том «Тихого Дона» вызвал нарекания тем, что в нем описывались события дореволюционной жизни с «чуждых», как тогда выражались, позиций; второй том не устраивал официальных критиков, поскольку отличался, по их мнению, антибольшевистской направленностью. В письме к Шолохову Сталин писал, что не согласен с трактовкой в романе образов двух коммунистов. Однако, несмотря на все эти критические замечания, ряд известных деятелей советской культуры, горячо поддержали молодого писателя, всячески способствовали завершению эпопеи.

В 1930-е гг. Шолохов прерывает работу над «Тихим Доном» и пишет роман о сопротивлении русского крестьянства принудительной коллективизации, проводившейся в соответствии с первым пятилетним планом. Озаглавленный «Поднятая целина», этот роман, как и «Тихий Дон», начал выходить частями в периодике, когда первый том еще не был закончен. Подобно «Тихому Дону», «Поднятая целина» была встречена официальной критикой в штыки, однако члены Центрального Комитета партии сочли, что в романе дается объективная оценка коллективизации, и всячески способствовали публикации романа.  В 1940 - 1950-е гг. писатель подверг первый том существенной переработке, а в 1960 г. завершил работу над вторым томом.

Во время  второй мировой войны Шолохов - военный корреспондент «Правды», автор статей и репортажей о героизме советского народа; после Сталинградской битвы писатель начинает работу над третьим романом - трилогией «Они сражались за Родину». Первые главы романа увидели свет на страницах «Правды» уже в 1944 г., а также в 1949 и 1954 гг., однако отдельным изданием первый том трилогии выходит только в 1958 г. Трилогия так и осталась незаконченной - в послевоенные годы писатель значительно перерабатывает «Тихий Дон», смягчает свой сочный язык, пытается «обелить» носителей коммунистической идеи.

В 70-е  гг. Александр Солженицын, осуждаемый членами партии (в т. ч. и Шолоховым) за критику социалистической системы, обвинил Шолохова в плагиате, в присвоении произведений другого казачьего писателя, Федора Крюкова, умершего в 1920 г.. Тем самым Солженицын дал ход обвинениям, имевшим место еще в 1920-е гг. и широко распространившимся в 1970-е гг. На сегодняшний день авторство М. А. Шолохова доказано, доказательством являются найденные рукописи, а также «Словарь языка М. А. Шолохова», вышедший к 100-летию со дня рождения писателя.

Произведения  Шолохова остаются по-прежнему популярными у читателей. Переработав «Тихий Дон», он заслужил одобрение советской официальной критики; что же касается западных специалистов, то они считают первоначальную версию романа более удачной. Так, американский критик, выходец из России, Марк Слоним сравнивает «Тихий Дон» с эпопеей Толстого «Война и мир», признавая, правда, что книга Шолохова «уступает гениальному творению своего великого предшественника». «Шолохов, идя по стопам своего учителя, совмещает биографию с историей, батальные сцены - с бытовыми, движение масс с индивидуальной психологией, - пишет Слоним, - он показывает, как социальные катаклизмы влияют на судьбы людей, как политическая борьба ведет к счастью или краху [4. c. 153]

По мнению американского исследователя Эрнеста  Симмонса, первоначальный вариант «Тихого Дона» - это не политический трактат. «Это роман не о политике, хотя и перенасыщен политикой, - писал Симмонс, - а о любви. «Тихий Дон» - это великая и вместе с тем трогательная история любви, быть может, единственный настоящий любовный роман в советской литературе». Симмонс высказывает мнение, что «тенденциозность окончательного варианта романа вступает в противоречие с его художественной целостностью».

Слоним  утверждал, что «Поднятая целина», считавшаяся слабее «Тихого Дона», не идеологическое произведение... это живо написанный, традиционный по манере роман, в котором отсутствует элемент назидательности. Симмонс с этим не соглашается, называя «Поднятую целину» искусной советской пропагандой, тщательно замаскированной в художественном повествовании. Указывая на роль Шолохова как пропагандиста и апологета социализма, американский литературовед Эдвард Браун, как и другие современные критики, отдает должное незаурядному мастерству Шолохова - прозаика, автора «Тихого Дона» в его первоначальном варианте. В то же время Браун разделяет распространенную точку зрения, в соответствии с которой Шолохова нельзя отнести к числу крупнейших писателей, поскольку он написал слишком мало и немногое из им написанного достигает высокого уровня [4. c. 153].

Первое  упоминание о рукописи начальной  книги «Тихого Дона» относится  к 1927 году, когда Шолохов, приезжая в  Москву, читал своим друзьям некоторые  главы романа. Первоначальный замысел  охватывал только корниловский мятеж  и назывался «Донщина». Однако объяснить  причины неудачи восстания без  предыстории казачества оказалось  «не под силу» правдивому летописцу  Шолохову. Он делился со своими друзьями замыслом романа, советовался, как справиться с бесчисленными трудностями. Одним  из основных доказательств претензий  было убеждение, что 23-летний писатель не мог овладеть самим материалом, положенным в основу событий «Тихого  Дона». Первая книга увидела свет в 1927 г. благодаря вмешательства редактора журнала Серафимовича. Немного позже, в 1928 г., с рукописью романа познакомилась Евгения Григорьевна Левицкая, и именно ей было суждено стать верным другом и помощником Шолохова на долгие годы. Именно она первой встала на защиту молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа. В 1928 г. в журнале «Октябрь» печатается вторая книга «Тихого Дона», в которую вошли главы отложенной когда – то «Донщины» Писатель включает в роман многочисленные документы, подробные военные сводки, а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица. Особенно драматичной оказалась судьба третьей книги. Это видно из хроники её публикации:1929 г., журнал «Октябрь» №1 – 3; повествование доходит до 12 главы и вдруг обрывается – без всякого объяснения редакции. В 1930 – 1931 гг. появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 г. «Октябрь» без всяких объяснений возобновил публикацию романа, подвергнув его жестокой цензуре (были вырезаны главы, по мнению редакции журнала, крамольные) После угрозы Шолохова забрать роман совсем, некоторые главы были допечатаны. Однако несмотря ни на что работа над книгой продолжалась, Шолохов закончил её в 1930 г., но тут возникла проблема с печатанием. Шолохов обращается за помощью к Сталину, убеждает его, что роман антибелогвардейский, т. к. заканчивается полным разгромом Добровольческой армии. И Сталин дал разрешение на печатание. В 1934 г. Шолохов заканчивает 4 книгу, но решает её переписать, однако смог окончательно доделать только в 1938 г., заключительная 8 часть четвёртой книги появляется только в 1940 г. В 1953 г. выходит четырёхтомник под редакцией Потапова, внёсшего в роман множество исправлений. И только в 1980 г. Шолохов увидел не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения – через 50 лет после его написания и за 4 года до конца жизни.

Шолохов погружает читателя в глубины  народной жизни, обращает его внимание к истокам, с тем, чтобы понять изменения, происходящие в бытии  народа и человека. Классовый конфликт перестаёт быть главным для автора. Не только и не столько борьба белых и красных интересуют его теперь, как было в «Донских рассказах», а судьба традиционного уклада народной жизни на переломе истории [6. c.263]. Так складывается особый жанр произведения – жанр эпопеи. Каковы же особенности этого жанра?

  1. Произведение показывает жизнь народа в переломный период исторического развития. Подобно древней эпопее, роман Шолохова запечатлел жизнь казачества в ситуации «начала времён», т.е. не просто в сложных исторических испытаниях, но в период начала новой истории, нового устройства мира, нового государства, попыток создания «нового человека». Героические события, представляющие общенациональный интерес, находятся в центре изображения. Автор стремился не только «захватить всё», Но и «дойти до корня» в изображении и осмыслении жизни.
  2. Отсюда масштабность и глубина изображения жизни, пространственно – временная и социальная многоаспектность (события охватывают более 10 лет, в рассказах об истории героев – ещё более протяжённый период времени). Место действия – Дон, Австрия, Петербург и т.д. – вся Россия, а странствия по ней – это процесс познания родины. Представлены основные слои населения, важнейшие идейные течения, в частности, разные планы решения судьбы Дона. Исторические и семейно – бытовые коллизии (столкновение, борьба действующих сил и лиц, вовлечённых в конфликт между собой).
  3. Судьба народа – в центре изображения. Важную роль в этом играют массовые сцены, автор опирается на традиции фольклора, начиная с эпиграфов.
  4. Писатель показывает, как исторические события разрушают традиционные основы бытия человека на земле, как происходит разлом патриархально – семейной жизни и связей людей по родству, землячеству, совместному труду, которые вытесняются иным типом общности – на классовых, идейных началах. Герои действуют, не только своими личными убеждениями, но и общей идеей, которая проводит новый водораздел между ними [6. c.259].
  5. «Мысль народная» составляет основу авторской позиции. В романе выражено многообразие точек зрения, согласие и несогласие с происходящим, философские раздумья над человеческой судьбой. В задачу автора входит изображение трагического в революции и гражданской войне, противоречий героев и самой жизни.
  6. В центре повествования эпический герой – Григорий Мелехов, в индивидуальной судьбе которого автор сумел воссоздать всю гамму противоречий, метаний, конфликтов, пережитых народом.
  7. Роману присущи черты различных жанров: исторического романа (точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно – бытового романа (сцены мирной жизни), черты публицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала.
  8. Судьба человека «вписана» в историю, в судьбу народа, страны. История касается людей, принадлежащих к разным социальным слоям, и судьба каждого вливается в общую судьбу. Это соотношение передаёт и композиция романа, которая помогает показать взаимосвязь всего и утверждать вечные ценности жизни: дом, семья, сын.

Информация о работе Войны и революции в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова