Лингвистические особенности текста печатных публицистических изданий в процессе формирования информационной компетенции при обучении ч

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 06:38, дипломная работа

Краткое описание

В современном мире каждый человек должен обладать рядом компетенций, одна из которых информационная компетенция. Умения работать с информацией во многом определяет будущее положение человека в обществе, а один из способов развития информационной компетенции – чтение англоязычных газетных статей. Англоязычная газетная статья – источник живого современного английского языка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Компетенции в современном образовании и их виды 5
1.2 Информационная компетенция и способы ее формирования на уроке английского языка 10
1.3 Лингвистические особенности газетно-публицистического стиля 13
1.4 Употребление сленга в газетных статьях 17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ 20
2.1Сущность понятия «чтение» 20
2.2 Важность использования газетных статей на уроке английского языка 26
2.3 Анализ УМК 28
2.4 Подбор дидактических материалов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 265.18 Кб (Скачать)

 

 

Выпускная квалификационная работа

на тему:

«Лингвистические особенности текста печатных публицистических изданий в процессе формирования информационной компетенции при обучении чтению на уроках английского языка в старшей школе»

 

 

 

Тула – 2011. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    3

ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                          5

1.1 Компетенции в современном образовании и их виды                         5

1.2 Информационная компетенция и способы ее формирования на уроке английского языка                                                                            10

1.3 Лингвистические особенности газетно-публицистического стиля  13

1.4 Употребление сленга в газетных статьях                                            17

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ                                                       20

2.1Сущность понятия «чтение»                                                                 20

2.2 Важность использования газетных статей на уроке английского языка                                                                                                             26

2.3 Анализ УМК                                                                                          28

2.4 Подбор дидактических материалов                                                     30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             51

ПРИЛОЖЕНИЕ А                                                                                               54

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире каждый человек должен обладать рядом компетенций, одна из которых информационная компетенция. Умения работать с информацией во многом определяет будущее положение человека в обществе, а один из способов развития информационной компетенции – чтение англоязычных газетных статей. Англоязычная газетная статья – источник живого современного английского языка. Актуальность использования материалов прессы в обучении заключается в их функциональности. Под функциональностью мы понимаем их ориентацию на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде, что, является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.

Несмотря на это, использование  материалов прессы в практической деятельности очень ограничено. Одной из причин является значительное расхождение современных целей обучения иностранному языку с большинством тех УМК, которыми располагают школы (недостаточная их насыщенность аутентичными материалами).

Объект настоящего исследования – обучающая деятельность учителя  направленная на формирование информационной компетенции у учащихся старших классов при изучении английского языка.

Предмет исследования – совершенствование умения чтения в процессе чтения англоязычных материалов прессы на старшей ступени обучения.

Целью данной работы является определение лингвистических особенностей текста печатных публицистических изданий, сущности понятия сленг и специфики его использования в прессе, а также выявление способов формирования и развития информационной компетенции.

Для достижения этой цели предполагалось решить ряд задач:

Проанализировать особенности газетно-публицистического стиля.

Рассмотреть сущность понятия  «сленг».

Оценить частотность употребления сленга в статьях разного типа.

 

Проанализировать материалы  прессы и выявить наиболее подходящие для обучения.

Разработать серию упражнений на основе материалов прессы, ориентированные  на успешное овладение иностранным языком и формирование информационной компетенции.

Основными методами исследования стали: анализ научной литературы по теме; анализ материалов прессы; сравнительный анализ; обще-дидактический метод; статистический анализ.

Выбор более старшего этапа обучения обусловлен тем, что у учащихся уже имеется достаточный запас знаний по основным языковым аспектам и применение материалов прессы более целесообразно, так как иностранный язык на данном этапе используется в большей степени как средство получения и углубления знаний в различных областях науки, культуры и техники.

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении дается обоснование  актуальности темы, раскрываются цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.

В первой главе раскрывается сущность понятия «информационная  компетенция», выделяются характерные  черты газетно-публицистического стиля, а также определяется частотность употребления сленга в статьях разного типа.

Во второй главе рассматривается процесс обучения чтению на материале печатных публицистических изданий, как один из способов формирования информационной компетенции, предлагаются примерные упражнения для работы с материалами прессы.

В заключении подводятся итоги  проведенного исследования.

Приложение содержит план анализа газетной статьи.

ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Компетенции в современном образовании и их виды

В современном мире общество предъявляет очень высокие требования к человеку. Вследствие этого, современное образование ориентировано не только на формирование у человека целостной системы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его созидательных и познавательных способностей, способности к самостоятельной деятельности, личной ответственности, то есть ключевых компетентностей.

Для разделения общего и  индивидуального необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним»[Штарина 2010].

Таким образом, под компетенцией имеется в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной  подготовке ученика.

«Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[Штарина 2010].

Следовательно, компетентность в отличие от компетенции, это уже состоявшееся личностное качество.

Общеобразовательные компетенции  относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области  и учебные предметы. Такие компетенции  отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечить комплексное достижение его целей.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.

«Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности»[Фишман 2007].

Доктор педагогических наук А. В. Хуторской предлагает трехуровневую  иерархию компетенций:

  1. Ключевые компетенции – относятся к метапредметному, то есть надпредметному;
  2. Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  3. Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов[Хуторской 2002].

Перечень ключевых образовательных  компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

А. В. Хуторской выделяет семь ключевых компетенций:

Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначении, уметь  выбирать целевые и смысловые  установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых человек должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативная компетенция  включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими  людьми и событиями, навыки работы в  группе, владение различными социальными  ролями в коллективе.

Социально-трудовая компетенция  означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области  семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Компетенция личностного  самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы  физического, духовного и интеллектуального  саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Информационная компетенция. Эта  компетенция обеспечивает навыки деятельности с информацией, содержащейся в учебных  предметах и образовательных  областях, а также в окружающем мире[Хуторской 2002].

Согласно образовательному стандарту  среднего общего образования по иностранному языку изучение языка на базовом  уровне среднего (полного) общего образования  направлено на достижение следующих  целей: «дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

  • речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  • социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
  • компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении их будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота».

Таким образом, школа должна обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

В данной работе мы рассмотрим только одну из компетенций – информационную.

1.2 Информационная компетенция и способы ее формирование на уроке английского языка

В век информационных технологий человеку приходится постоянно сталкиваться с информацией, представленной в разного рода знаковых системах: текст, таблица, аудиовизуальный ряд. Известно, что задача современной системы образования на среднем и старшем этапе состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно. Для этого разработаны инновационные направления, наиболее актуальные на сегодняшний день. Одним из таких направлений является развитие информационной компетенции в рамках компетентностного подхода.

Информация о работе Лингвистические особенности текста печатных публицистических изданий в процессе формирования информационной компетенции при обучении ч