Контрольная работа по "Литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Каждый истинный писатель говорит свое слово в литературе. Но великие писатели – те, кому под силу не просто сказать свое слово. В их творчестве, будто в громадном волшебном зеркале, отражаются важнейшие стороны жизни своего времени, своей эпохи; их творчество – значительный шаг в развитии литературы; их произведения живут, волнуют читателей на протяжении веков, словно вовсе не подвластные времени.

Оглавление

Сочинение на тему «Произведения о детях и для детей в творчестве Н.А. Некрасова.
Краткие сведения о жизни и творчестве Х. Андерсена.
Аннотация на сборник В.А. Осеевой «Волшебное слово»

Файлы: 1 файл

контрольная литература готовая.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Вариант №2

План

  1. Сочинение на тему «Произведения о детях и для детей в творчестве Н.А. Некрасова.
  2. Краткие сведения о жизни и творчестве Х. Андерсена.
  3. Аннотация на сборник В.А. Осеевой «Волшебное слово»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Произведения о детях и для детей в творчестве Н.А. Некрасова

План.

  1. Воплощение в произведениях Некрасова идей и принципов Белинского, Чернышевского, Добролюбова.
  2. Произведения о детях и для детей в творчестве Н.А. Некрасова:

а) Создание Некрасовым образа деда Мазая – начало реалистического  изображения крестьянства в литературе для детей.

б) Образы детей в поэме  «Крестьянские дети»

в) Стихотворение «Плач  детей» - рассказ о страшной судьбе детей, погибающих на фабричной работе.

г) Стихотворение «Генерал Топтыгин» - сатирическое обличие низкопоклонства и угодничества.

3. Вклад Некрасова  в развитие поэзии для детей.

 

  Каждый истинный  писатель говорит свое слово  в литературе. Но великие писатели  – те, кому под силу не просто  сказать свое слово. В их  творчестве, будто в громадном  волшебном зеркале, отражаются важнейшие стороны жизни своего времени, своей эпохи; их творчество – значительный шаг в развитии литературы; их произведения живут, волнуют читателей на протяжении веков, словно вовсе не подвластные времени.

                                                                      Ему тяжелый жребий пал,

     Но  лучшей доли он не просит:

                                                                         Он, как свои, на теле носит

                                                                   Все язвы родины своей.

    Н.  А. Некрасов

  Решающим  для идейного и творческого  самоопределения Некрасова явилось  его знакомство и сближение  с Белинским.

  Некрасов был поэтом революционной борьбы, поэтом-гражданином. Неудивительно, что огромное место в его творчестве занимают образы народных заступников: и реальных деятелей (его друзей), и литературных героев, им созданных. Поэмы “Дедушка” и “Русские женщины” посвящены зачинщикам русского революционного движения и их самоотверженным женам. Это произведения о декабристах, людях, которые, “отчизну покидая, шли умирать в пустынях” во имя торжества добра и счастья своего народа.

    Но  самому Некрасову суждено было  дружить не с дворянскими революционерами,  а с демократами-разночинцами. Удивительное  уважение и великая любовь пронизывают стихи, посвященные Белинскому, учителю и Некрасова, и других борцов 50—60-х годов.

    Некрасов  говорит:

  Ты нас  гуманно мыслить научил,

  Едва ль не первый вспомнил о народе,

  Едва ль не первый ты заговорил

  О равенстве, о братстве, о свободе...

 В этом  немеркнущая заслуга неистового  Виссариона!

    Поразительны  по силе, мастерству и чувству  стихи, посвященные соратникам  поэта: Добролюбову, Чернышевскому.  Один из них обрек себя за  счастие народное на вечную  ссылку, другой умер во цвете лет! Стихотворения “Памяти Добролюбова”,  “Н. Г. Чернышевский”, написанные в разные годы, как бы представляют единое целое, потому что все борцы были одухотворены единой целью — бороться за свободу и лучшее будущее народа! Сказанное об одном из них относится в полной мере и к  другому. “Как женщину, ты родину любил”, “Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других!”. Это о Добролюбове и Чернышевском.

    В  поэме “Кому на Руси жить  хорошо” — венце творчества  Некрасова — что ни имя, то человеческий характер. Заметное место в ней занимают и народные заступники. Это “богатыри святорусские”, такие как Савелий, вместе с другими мужиками поднявший бунт против немца-мучителя, не сломленный ни розгами, ни каторгой. Это заступники чести трудового народа, такие как Яким Нагой. Это приносящие счастье другим, честные, правдивые люди, как Ермила Гирин и другие. Но, конечно, образ народного заступника лучше всего видится в Грише Добросклонове. Хотя этот герой появляется лишь в конце поэмы и характер его полностью не раскрыт, все главное о нем уже сказано. Сын деревенского бедного дьячка и работящей крестьянки, Гриша уже в ранней юности наметил свой путь:

    ...и  лет пятнадцати Григорий твердо  знал уже, 

    Кому  отдаст всю жизнь свою

    И  за кого умрет.

 В сердце  его великая любовь к народу, к бедной “Вахлачине”. И Некрасов  пишет: Ему судьба готовила  Путь славный, имя громкое Народного  заступника, Чахотку и Сибирь.

    Но  Гришу не пугает такая судьба. Он уже “взвесил силу гордую” и “волю твердую”. Этот молодой народный поэт многими чертами напоминает Добролюбова (недаром их фамилии так созвучны). Гриша Добросклонов — борец за народное счастье, он хочет быть там, “где трудно дышится, где горе слышится”. В его песнях звучит вера в русский народ, в его освобождение:

    Рать подымается —

    Неисчислимая,

    Сила  в ней скажется 

    Несокрушимая!

   В поэме  мы не видим, как именно борется  Григорий за счастье народное. Но, читая его песни, посвященные  родине и людям из народа, чувствуешь его горячую любовь к отчизне, готовность по капле отдать свою жизнь и кровь, чтобы облегчить народные страдания, чтобы Русь была только всесильная и обильная! Его песни вдохновляют крестьян.

    Как  с игры да с беганья щеки  разгораются, 

    Так с хорошей песенки духом поднимаются бедные, забитые, — говорит Добросклонов.

    Горячо  верили Некрасов и другие народные  заступники, что русскому народу  не поставлены еще пределы.  И, заглядывая в далекое будущее,  они верно чувствовали, что  “сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином...”.

  В шестидесятые годы XIX века одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор.

  Особый пласт  в творчестве Некрасова – стихи  о детях и для детей.

  Со стихами  Некрасова мы встречаемся с  первых лет своей жизни. Еще  не научившись читать, звонко  рассказываем: «Однажды в студеную зимнюю пору…», и точно игрушечный мужичок с ноготок навсегда остается в нашей памяти бесценным подарком детства. А рычащий «генерал» Топтыгин и чудаковатый, добродушный дед Мазай! А дядюшка Яков и мороз-воевода!.. Если бы в пять-семь лет мы не знали всего этого, так же как чудесных сказок Пушкина, - значит, потеряли бы в нашем детстве что-то очень и очень важное.

  Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Николай Алексеевич Некрасов, согреты горячей любовью автора. «Я детского глаза люблю выраженье, его узнаю я всегда», - говорит поэт. В этих глазах он видел «столько покоя, свободы и ласки», что невольно души его «касается умиление». Однако отнюдь не умилительные интонации звучат в тех его стихах, где он обращается к детям.

  Творчество Н. А. Некрасова в области детской поэзии было Новым шагом в ее развитии. Великий поэт-демократ создал большой цикл стихотворений для детей, отразив в нем идеи и требования современной ему демократической педагогики и революционно-демократического направления в реалистической литературе того времени. Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России - крестьянским детям.

  Стихам поэт придал новую, никем до него не разработанную форму, близкую к разговорной крестьянской речи. В детскую поэзию он ввел выразительный народный язык. Одно из стихотворений Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). В этом стихотворении поэт рисует яркую картину весеннего половодья и замечательный образ старика Мазая, который спасает зайчат. В нем поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай. Стихотворение написано в форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своем спутнике, тоже охотнике,- старом Мазае. Как всякий охотничий рассказ, эта поэтическая история изобилует подробностями почти невероятного, но тем не менее правдивого случая. Рассказчик ведет повествование с обстоятельностью балагура, стремящегося убедить своих слушателей в правдивости истории:

В августе, около  Малых Вежей

С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нем,

А разразилась жестоким дождем!

Эта несущественная подробность - то, что случился сильный дождь  из небольшой тучки,- должна придать  описанию особую достоверность. Рассказ о старом, добродушном и добром Мазае и его деревеньке сразу становится притягательным центром стихотворения. Побочные истории лишь придают изложению разговорную непринужденность. Речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода - «словно как в бочку пустую», о сыче - «рожки точены, рисованы очи». Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками. Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

Рассказывает Мазай о  том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от подступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром - в лодку бы все они не поместились.

В рассказе Мазая добрый юмор, подлинная любовь ко всему  живому, в нем нет «жалостливых», слезливых интонаций. Это речь реального, живого человека-гуманиста, рачительного хозяина и доброго охотника, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам. Выпустив зайцев, Мазай «ухнул» им вслед:

«Живей, зверишки!

Смотри, косой, Теперь спасайся,

А чур зимой  Не попадайся!

Прицелюсь - бух! И ляжешь… Ууу-х!..»

  Живая и многоголосая галерея образов крестьянских детей создана Некрасовым в «Крестьянских детях». По силе художественного изображения маленьких героев это произведение является непревзойденным в русской классической поэзии XIX века. Вот мелькнула из щели сарая, куда забрел после охоты усталый поэт, вереница детских «внимательных глаз». И он увидел в них «столько покоя, свободы и ласки», «столько святой доброты». Влюбленный в родную природу, Некрасов сравнивает детей «со стаей воробьев», а глаза ребятишек - с многоцветьем поля («Все серые, карие, синие глазки - смешались, как в поле цветы»). Дети изображены в произведении в играх, забавах, в повседневных житейских заботах и делах. «В результате получается необычайно яркая, живая, поражающая своей правдой, поистине классическая картина жизни и быта деревенской детворы, картина, которую превосходно знает всякий советский школьник», - пишет о «Крестьянских детях» известный исследователь творчества Некрасова В. Евгеньев-Максимов.

  В стихотворении «Крестьянские дети» слышится неподдельное чувство поэта к своим героям. В этом стихотворении с особой силой проявилась любовь Некрасова к крестьянским детям. Поэт говорит в предельно простых и теплых словах о своей любви к ним:

Все серые, карие, синие глазки —

 Смешались,  как в поле цветы.

 В них  столько покоя, свободы и ласки, 

В них столько  святой доброты!

 Я детского  глаза люблю выраженье,

 Его я  узнаю всегда.

  Временами автор рисует идиллическую картину деревенской жизни. Это во многом автобиографическое произведение. Некрасов, вспоминая собственное детство, связанное с крестьянской детворой, став взрослым, немного приукрашивает.

Я делывал с  ними грибные набеги:

Раскапывал  листья, обшаривал пни,

 Старался  приметить грибное местечко,

А утром не мог  ни за что отыскать.

 «Взгляни-ка, Савося, какое колечко!» 

Мы оба нагнулись, да разом и хвать 

Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!

 Савося хохочет:  «Попался спроста!» 

Но потом  Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей:

Положим, крестьянский ребенок свободно

Растет, не учась  ничему,

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто  не мешает ему.

Положим, он знает  лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему  рано знакомы труды...

  Рано привыкают крестьянские ребятишки к труду. Все стихотворение проникнуто чувством уважения к маленьким труженикам. Поэт показывает разнообразный труд крестьянских детей («…ребята за дело – пилить и строгать», «… кто нянчит сестренку…, кто тащит на пожню ведерко кваску…».

И звучит почти  торжественно эпизод, ставший хрестоматийным в нашей литературе о «мужичке с ноготок». Шестилетний мужичок Влас, везущий хворосту воз, держится с достоинством по-взрослому, является помощником отцу. Встреча с крестьянским мальчиком, выполняющим непосильную для его возраста работу, вызывает у поэта:

Те честные  мысли, которым нет воли,

Которым нет  смерти – дави не дави,

В которых так  много и злобы, и боли,

В которых так  много любви.

  В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенств общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, до поры, не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей, но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится. Из своего «далека» Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием:

Информация о работе Контрольная работа по "Литературе"