Базаров в кругу других героев И.С.Тургенева

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:27, творческая работа

Краткое описание

Введение М.Е. Салтыков-Щедрин так сказал о Тургеневе: «Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «чувства добрые», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев». И.С.Тургенев был представителем либерального дворянства, то есть класса консервативного, по его убеждению. Он сторонник медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада. В его либерализме сильны демократические симпатии. Он восхищался героическими людьми, их порывами, но считал их трагически обреченными.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Нужен герой, решившийся на выход в широкий мир человечества……………………………………………………………..6
Глава 2. «Страстное, грешное, бунтующее сердце Базарова………. .8 Глава 3. «Мечтатель Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев»………………………………………………………………...11
Глава 4. «Отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака…»…………………………………………………………………15 Глава 5. Инсаров – представитель лучших людей эпохи болгарского Возрождения…………………………………………………………….18
Глава 6. Базаров и другие тургеневские герои …………… …….…...22 Заключение……………………………………………………………….25 Литература ……………….........................................................................27

Файлы: 1 файл

Базаров в кругу других геров Тургенева.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Инсаров – представитель лучших людей эпохи болгарского Возрождения

            Роман «Накануне» создавался в атмосфере тревожного предчувствия времен, которых ждали все, но  по-разному. Тургенев, как известно, не разделял надежд революционных демократов, боялся взрыва народного гнева, возлагал надежды на нового царя и не понял крепостнического характера подготавливавшей реформы. Но как художник-реалист, четко откликавшийся на все события общественной жизни, он «быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».8     Социально-бытовой сюжет романа имеет символический подтекст. Юная Елена олицетворяет молодую Россию накануне предстоящих перемен. Кто всего нужнее ей сейчас: люди науки, люди искусства, честные чиновники или сознательно-героические натуры, люди гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова дает недвусмысленный ответ на этот вопрос.              Тургенев верно уловил в характере Инсарова типические черты лучших людей эпохи болгарского Возрождения: широта и разносторонность умственных интересов, сфокусированных в одну точку, подчиненных одному делу – освобождению Болгарии. Силы Инсарова питает и укрепляет живая связь с родной землей.           В поведении Инсарова проявляется упрямство, прямолинейность и некоторый педантизм. Художественную характеристику сильных и слабых сторон Инсарова завершает ключевой эпизод с двумя статуэтками героя, которые вылепил Шубин. На первой из них Инсаров был представлен героем, а на второй – бараном, поднявшимся на задние ножки и склоняющим рога для удара.            Соединяют людей слова: родина, наука, свобода, справедливость. И – любовь, если она не любовь-наслаждение, а любовь-жертва.     Инсаров только тогда отвечает Елене взаимностью, когда убеждается, что она готова пожертвовать всем ради свободы Болгарии. Оказывается, что жизнь мудрее и хитрее героев. На протяжении всего романа Инсаров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительного своего счастья, от чувства виновности перед кем-то, от страха расплаты за свою любовь. Почему?               Жизнь ставит перед Еленой роковой вопрос: сродни знаменитому  вопросу Ивана Карамазова о слезинке ребенка, ценой которой окупается мировая гармония. Совместимо ли великое дело, которому она отдалась, с горем бедной, одинокой матери? Елена смущается и не находит возражения на свой вопрос. Любовь Елены к Инсарову приносит несчастье не только ее матери: она оборачивается невольной жестокостью и по отношению к отцу, к друзьям, она ведет к разрыву с Россией. «Ведь все-таки это  мой дом, - думала она, - моя семья, моя родина…»        Елена безотчетно ощущает, что в ее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым человеком преобладает над любовью к тому делу, которому весь, без остатка, хочет отдаться герой. Отсюда  - чувство вины Елены перед Инсаровым: «Кто знает, может быть, я его убила».    В свою очередь Инсаров тоже задает Елене аналогичный вопрос: «Скажи мне, не приходило ли тебе в голову, что эта болезнь послана нам в наказание?» Любовь-наслаждение и общее дело оказываются несовместимыми.             Инсаров смертельно болен. Но перед отъездом на родину болезнь, казалось, отступила. Уже в Венеции, ожидая корабль, который должен переправить их в Болгарию, молодые супруги идут в театр.   Давали оперу Верди «Травиата», героиня которой, молодая женщина, умирает от чахотки накануне своего  счастья – соединения с любимым. «Композитору, - пишет Тургенев  в романе, - удалось выразить последнюю борьбу отчаянной, но бессильной любви». В ответ на притворный кашель на сцене (Виолетты, героини оперы) послышался глухой кашель в одной из лож – Инсарова…          Спектакль как будто сковал молодых  людей. Молча, в задумчивости они возвратились в гостиницу. А на следующий день Инсаров скоропостижно скончался. Он умер в расцвете молодости, накануне той жизни, к которой готовил себя.       Тургенев выбрал в качестве своего героя болгарина не по случайной прихоти. Русское общество с огромным вниманием и сочувствием следило за борьбой, которую вели народы славянских стран против турецкого ига. Было вполне естественно, что русский писатель не просто заинтересовался этой борьбой, но и сделал одного из ее участников героем своего произведения. Так что в решении Елены не было чего-то придуманного. В действительности тех дней было много случаев, когда русские молодые люди так или иначе включались в освободительное движение против турецкого владычества на Балканах. И все-таки все понимали, что тургеневский образ имеет отношение и к той общественной борьбе, которая происходит в России, что в романе идет речь не только о борьбе против «турок внешних», но в нем есть и другая тема – борьба против крепостничества в России, против «внутренних турок», как говорит один из героев романа.     В одном из разговоров с Еленой Инсаров говорит, что в Болгарии все люди, от вельмож до последнего мужика, имеют целью борьбу против турок. И до тех пор, пока она не завершится победой, до тех пор никто из нас, говорит Инсаров, не вспомнит о тех внутренних наших взаимных неудовольствиях, которые всегда есть. Тургенев хотел, чтобы читатель при этом задумался и о «внутренних турках», то есть о защитниках крепостничества, о крепостном праве, против которого должны объединяться все здоровые силы русского общества.        Мысль о трагизме природных основ бытия не умаляет, а напротив, укрупняет в романе Тургенева красоту и величие порывов человеческого духа, оттеняет поэзию   любви Елены к Инсарову, придает широкий общечеловеческий смысл социальному содержанию романа. Неудовлетворенность Елены современным состоянием жизни в России, ее тоска по иному социальному порядку в философском плане романа приобретает « продолжающийся» смысл, уходящий в вечность.  «Накануне» - это роман о порыве России к новым общественным отношениям. И в то же время это роман о бесконечных исканиях человечества, о постоянном стремлении к социальному совершенству, о вечном вызове, который бросает человеческая личность равнодушным законам «природной мастерской»: «О боже! – думала Елена, - зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6. Базаров и другие тургеневские герои      

       И.С.Тургенев в одном из писем признался, что когда он писал Базарова, то в конце концов почувствовал к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену смерти Базарова, то рыдал навзрыд. Это не были слезы жалости, это были слезы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.

          Теперь, когда мы познакомились с другими тургеневскими героями, попытаемся определить, кто же из них наиболее близок Базарову, кто мог быть его настоящим единомышленником или достойным противником, что их объединяет, чем они отличаются.        Базаров, Рудин, Лаврецкий, Инсаров – это лучшие люди в своей среде. И еще раз хочется высказать свое  мнение  и свою позицию в отношении тургеневских героев: это сильные личности и причислять их к «лишним людям» для меня нет никакого основания. Каждый человек имеет право на ошибку, каждый может проявить себя в чем-то, что соответствует его наклонностям, интересам. Что значит  прожить бесцельно? Будет ли справедливо это утверждение к нашим героям?      Жизнь, к примеру, Рудина не бесплодна. Восторженные речи жадно ловит юноша разночинец Басистов, в котором угадывается молодое поколение «новых людей», будущих Добролюбовых и Чернышевских. Проповедь Рудина приносит плоды: «Сеет он все-таки доброе семя». Да и гибелью своей он отстаивает высокую ценность вечного поиска истины, неистребимости героических порывов. Рудин не может быть героем нового времени, но он сделал все возможное, чтобы эти герои появились. Базаров – разночинец, представитель демократической молодежи 60-х годов, материалист, медик. Его материализм – естественнонаучный, физиологический, экспериментальный, не кабинетный, не академический.  Думается, что у него среди указанных выше героев не было бы ни достойных противников, ни настоящих единомышленников. Если вспомнить содержание романа, мы можем отметить , что Тургенев изобразил своего героя одиночкой, проводящий летний досуг по дворянским усадьбам и ненадолго заезжающим в провинциальный город.  Он не встречает людей своего круга. Здесь перед ним заискивают люди, которые извращают передовые идеи эпохи, стремятся прикрыть свою распущенность новейшими научными и социальными понятиями. Базаров с презрением отворачивается от них.             Мною сделана попытка обосновать мое утверждение о том, что в кругу героев Базаров принимал бы нейтральную позицию.      Естественно, Рудин не стал бы его единомышленником. Рудин – один из лучших представителей культурного дворянства Он получил блестящее философское образование сначала в студенческом кружке Покорского, а потом в Берлинском университете.  Рудин много говорит, выражаясь отвлеченным философским языком, в нем есть энтузиазм, а это самое драгоценное качество в наше время, как отмечает Лежнев.  Навряд ли у него получился бы  разговор с Базаровым, который не принимает романтизма и выступает активным проводником новой, демократической идеологии, опирающейся на естественнонаучные знания.       Можно предположить, что Лаврецкий мог стать единомышленником Базарова,    так    как   демократизм           Лаврецкого        подкрепляется происхождением: его мать была  крестьянкой. Базаров же с гордостью повторяет, что его дед землю пахал. В то же время мы отмечаем, что Лаврецкий похож на Рудина романтической мечтательностью, которая уравновешивается трезвой положительностью, опирающейся на знании родной земли. Базаров , как известно, отрицал всякие романтические проявления.            Думается, что и отношения с Инсаровым были бы нейтральными, так как у Базарова нет последовательной социально-политической теории, нет ясно выраженных политических идеалов, чтобы всецело посвятить жизнь борьбе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение           

    Не стареют тургеневские романы. Прошло более ста лет со дня появления «Рудина», «Дворянского гнезда», «Накануне», «Отцов и детей», «Дыма», «Новь» , но нравственная красота, поэзия чувств и духовная неуспокоенность тургеневских героев нам очень близки. Взор Тургенева всегда был обращен к настоящему  и пристально устремлен в будущее.  Творчество Тургенева высоко оценивали писатели. Так, М.Е.Салтыков-Щедрин  ощутил силу нравственного, очищающего воздействия тургеневских романов на читателя,  «начало любви и света, во всякой строке бьющее ключом».9        Это качество присуще, по его мнению, творчеству Тургенева в целом. В  процессе работы над данной темой   мною поставлена была цель раскрыть тип нового человека и показать его в кругу других героев, отметить  всю сложность, противоречивость, «многосоставную»  природу их личности, требующей   не одностороннего, а целостного подхода к ее изучению. Для ее реализации необходимо было еще раз перечитать романы Тургенева, изучить многие теоретические источники, творчески интерпретировать их содержание, чтобы определить свою позицию в отношении к героям романа; показать взаимосвязь и взаимовлияние творчества  Тургенева с историческими процессами в стране;  раскрыть разные точки зрения, разные трактовки  образа Базарова и других героев Тургенева; исследовать  тип нового человека в сопоставлении с другими тургеневскими  героями;     отметить значение  И.С.Тургенева в русской литературе.  Творческая работа над темой исследования позволила сделать некоторые выводы:    1. И.С.Тургенев был представителем либерального дворянства, в его либерализме сильны демократические симпатии.            2. Романы Тургенева заключают в себе своеобразную полувековую историю русской интеллигенции с 1830-х до 1870-х годов.                 3. Романы Тургенева насыщены фактами идеологии, культуры, искусства – ими художник отмечает движение времени.

         4.  Тургенев создал новый тип героя, новый характер, отражавший влияние исторической эпохи на человеческую личность.   

         5. Герои у Тургенева взяты в наиболее ярких проявлениях. Любовь, деятельность, борьба, поиски смысла жизни, в трагических случаях – гибель – так в самые значительные моменты выявляется их характер   и определяется  человеческая ценность.          Явившись «последним из могикан» прогрессивного дворянского движения, Тургенев, несмотря на все свои идейные колебания  и даже срывы,  отразил в своем творчестве неповторимый период национальной русской жизни, отразил правдиво, реалистически верно, творчески оригинально и законченно. Все это обусловливает непреходящую ценность творчества писателя для последующих исторических эпох.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература            

 

 

1. Айзерман Лев. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» на уроках литературы //Литература в школе. – 2007. - №7, 10.

2. Голубков В.В. Художественное мастерство И.И.Тургенева. – М., 1960.

3. Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. – Л., 1964.

4. Добролюбов Н.А. Избранные статьи. – М., 1972.

5. Добролюбов Н.А. Собр.соч. в 9-и томах, т.6. – М.-Л., 1963.    6. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. – М., 2003         

7. Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». – М., 1982.

8. Литература: Приложение к газете «Первое сентября». – 1999. -№47.

  9. Литература: Приложение к газете «Первое сентября». – 1999. - №40.

10. Поспелов Г.Н.История русской  литературы ХIХ века. – М., 1981.

11. Скатов Н.Н. История русской литературы ХIХ века. – М., 1987.

12. Тургенев И.С. Полн.собр.соч. в 28-ми томах,т.12. - М. – Л., 1966.

  13. Тургенев И.С. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. – М., 1983.

14.Тургенев И.С.Рудин. Дворянское гнездо. – М., 1973.     15.Фогельсон И.А. Литература учит. – М., 1990.     16.Ченская Г.И. Заключительный эпизод романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» // Литература в школе. -2005. - №3.

1 «самый образ и давление времени» (англ.)

2 Тургенев И.С. Полн. собр. соч. в 28-ми томах, т.12, М. – Л., 1966. – С.303.

3 Добролюбов Н.А. Избранные статьи. – М., 1972. – С. 182.

4 Голубков В.В. Художественное мастерство И.И.Тургенева. – М., 1960. –С.142-143.

5 Литература: Приложение к газете «Первое сентября». – 1999. -№47.

6 Литература: Приложение к газете «Первое сентября». – 1999. - №40.

7 Добролюбов Н.А. Собр.соч. в 9-и томах, т.6. – М.-Л., 1963. –С.104.

8 Добролюбов Н.А. Избранные статьи. – М., 1972. – С.182.

9 Тургенев И.С. Рудин. .Дворянское гнездо. – М., 1973. – С.28.

 


Информация о работе Базаров в кругу других героев И.С.Тургенева