Базаров в кругу других героев И.С.Тургенева

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:27, творческая работа

Краткое описание

Введение М.Е. Салтыков-Щедрин так сказал о Тургеневе: «Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «чувства добрые», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев». И.С.Тургенев был представителем либерального дворянства, то есть класса консервативного, по его убеждению. Он сторонник медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада. В его либерализме сильны демократические симпатии. Он восхищался героическими людьми, их порывами, но считал их трагически обреченными.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Нужен герой, решившийся на выход в широкий мир человечества……………………………………………………………..6
Глава 2. «Страстное, грешное, бунтующее сердце Базарова………. .8 Глава 3. «Мечтатель Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев»………………………………………………………………...11
Глава 4. «Отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака…»…………………………………………………………………15 Глава 5. Инсаров – представитель лучших людей эпохи болгарского Возрождения…………………………………………………………….18
Глава 6. Базаров и другие тургеневские герои …………… …….…...22 Заключение……………………………………………………………….25 Литература ……………….........................................................................27

Файлы: 1 файл

Базаров в кругу других геров Тургенева.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Базаров в кругу других героев И.С.Тургенева

 

 

 

Выполнила Будницкая  О.Ю.

  3 курс, заочное  отделение 

Факультет филологии  и журналистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Содержание            

Введение…………………………………………………………………3        

Глава 1. Нужен герой, решившийся на выход в широкий мир   человечества……………………………………………………………..6

Глава 2. «Страстное, грешное, бунтующее сердце  Базарова………. .8         Глава 3. «Мечтатель Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев»………………………………………………………………...11

Глава 4. «Отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди    мрака…»…………………………………………………………………15  Глава 5. Инсаров – представитель лучших людей эпохи болгарского Возрождения…………………………………………………………….18

Глава  6. Базаров и другие тургеневские герои …………… …….…...22 Заключение……………………………………………………………….25 Литература ……………….........................................................................27   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение             М.Е. Салтыков-Щедрин так сказал о Тургеневе: «Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «чувства добрые», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев».   И.С.Тургенев был представителем либерального дворянства, то есть класса консервативного, по его убеждению. Он сторонник медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада. В его либерализме сильны демократические симпатии. Он восхищался героическими людьми, их порывами, но считал их трагически обреченными.

          Четыре романа Тургенева – «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» - нельзя назвать циклом, они не связаны между собою ни сюжетом, ни общими героями, как «Человеческая комедия» Бальзака, «Сага о Форсайтах» Голсуорси. Читатель тургеневских романов узнает Россию в разные эпохи, на протяжении нескольких десятилетий. На смену дворянскому интеллигенту, философу-гегельянцу Рудину («Рудин») приходит участник национально-освободительного движения болгарин Инсаров («Накануне»), разночинец, демократ, материалист Базаров («Отцы и дети»), революционер-народник  Нежданов («Новь»). При всех сменах «эпох», героев, ситуаций есть в романах Тургенева сфера, к которой приковано внимание автора. Читатель ощущает некий постоянный угол зрения, единство авторского подхода к жизни. Очень точно определил это сам Тургенев в предисловии к романам: «Автор «Рудина», написанного  в 1855-м году, и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет: «the body and pressure of time”1, и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений»2.   Романы Тургенева заключают в себе своеобразную полувековую историю русской интеллигенции с 1830-х до 1870-х годов. Тургенев спешил вслед событиям, ему было свойственно не только острое ощущение современности, но и предчувствие будущего. «Господина Тургенева, -  писал Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?», - по справедливости можно назвать представителем и певцом той морали и философии, которая господствовала в нашем образованном обществе в последнее двадцатилетие. Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли  обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество»3.            Романы Тургенева насыщены фактами идеологии, культуры, искусства – ими художник отмечает движение времени. Но главным для Тургенева всегда оставался новый тип человека, новый характер, непосредственно отражавший влияние исторической эпохи на человеческую личность. Поиски героя – вот что руководит романистом в изображении разных поколений русской интеллигенции.          Герои у Тургенева взяты в наиболее ярких проявлениях. Любовь, деятельность, борьба, поиски смысла жизни, в трагических случаях – гибель – так в самые значительные моменты выявляется их характер и определяется  человеческая ценность.        Тема курсовой работы вызывает интерес в том плане, что тургеневских героев понимали неоднозначно и оценивали по-своему. Порой оценку героев   давали на основе отдельных цитат и на них строили концепцию.  При этом совершенно не учитывали, что перед нами не умозрительный трактат, не сумма идеологических, политических и нравственно-эстетических цитат, а живой, полнокровный, противоречивый образ.      В процессе  исследования темы курсовой работы мною определены

Объект  исследования: герои романов И.С.Тургенева   

Предмет исследования: сопоставление  Базарова с другими героями  романов И.С.Тургенева        

Цель: раскрыть тип нового человека и показать его в кругу других героев, отметить  всю сложность, противоречивость, «многосоставную»  природу их личности, требующей   не одностороннего, а целостного подхода к ее изучению.

Задачи:  

1. Показать взаимосвязь  и взаимовлияние творчества  Тургенева  с историческими процессами в  стране.         2. Раскрыть разные точки зрения, разные трактовки образа Базарова и других героев Тургенева.            

3. Исследовать тип нового человека в сопоставлении с другими тургеневскими  героями. 

5.   Отметить значение И.С.Тургенева в русской литературе.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нужен герой, решившийся на выход в широкий мир человечества

  Одаренная личность должна стремиться осуществить заложенные в ней возможности;  это ее долг, долг перед собой, перед идеей Человечества.  Без выхода в широкий мир человечества, Родины, в мир народной жизни человек обречен на крушение своей личности.   Нужен     герой,    решившийся    на    этот выход.  Чтобы представить такого человека в широком мире деятельности – деятельности в масштабах целой России, - это требовало, как часто говорил Тургенев, романа.      Такими романами стали тургеневские «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо»,  «Накануне».        Романы Тургенева связаны с историческими процессами в стране. В центре романов  - главные герои, которых можно разбить на  четыре группы.4      Первая группа – передовые дворяне-интеллигенты, бравшие на себя роль руководителей общественного движения , но в силу своей непрактичности они не могли решить поставленные задачи и оказались «лишними» людьми (Рудин, Нежданов).  Вторая группа – представители молодой интеллигенции, разночинной или дворянской, обладающие и знанием, и силой воли, и трудовой закалкой, но оказавшиеся под влиянием ложных взглядов (Базаров, Маркелов). Третья группа – положительные герои, приближавшиеся к правильному решению вопросов  о подлинно прогрессивной деятельности. Это Лаврецкий, Литвинов, дворяне-интеллигенты, которые видят смысл жизни в общественно полезной работе. И, наконец, четвертая группа – женские образы.            Хочется обратить внимание на то, что классификация героев романов Тургенева сделана В.В.  Голубковым   в 1960 году. Придерживаясь данной классификации, я попытаюсь интерпретировать данный материал в современном контексте его прочтения.        Можно ли людей, подобных Рудину, назвать «лишними людьми»?  Только ли Лаврецкого, Литвинова можем  причислить к  положительным героям?  Под влиянием каких ложных взглядов оказался Базаров?            Ответы на эти и другие вопросы помогут полнее раскрыть  образ Базарова в кругу других персонажей тургеневских романов.  Работа в данном направлении предполагает следующую последовательность. Мы встречаемся сначала отдельно с каждым из героев (Базаров, Рудин, Инсаров, Лаврецкий). А затем рассматриваем тип нового человека в сопоставлении с другими героями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. «Страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова

В конце романа «Отцы и дети» звучат слова о «страстном, грешном, бунтующем сердце» Евгения Базарова. Десятилетия всё бунтующее мы объявляли нашим кровным, родным, близким, короче – своим. А здесь в одночасье стало оно бесовским, что подтверждается мнением некоторых учителей  о негативном влиянии Базарова на современную молодежь: «Настоящая жизнь – это созидание, поэтому даже такие обыкновенные люди, как сапожник, портной, торговец, мясник, ощущают свою необходимость, нужность, полезность. А нигилист, не считающийся с этой потребностью, рано или поздно превращается в мясника другого рода – в палача, чье презренное ремесло отрицает все усилия доктора». 5   «Базаров претендует на роль сверхчеловека. Однако принципиальное освобождение себя от нравственных обязательств перед кем бы то ни было делает его склонным к тирании, стремлению к скорейшему осуществлению намеченной цели. Базаров – деспот. Он подавляет всех своим умом, цинизмом, могучей волей».6           Методология подобных разоблачений достаточно проста: от живого контекста берутся цитаты. Конструирование из них, вырванных из живого контекста творчества, может оказаться и оказывается весьма печальным.   Да, Базаров называет себя «нигилистом», провозглашая идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Вместе с «постановлениями» отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление, семейные связи, альтруистические чувства, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров также выступает противником и традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура является прибежищем для слабых и робких, создает красивые иллюзии, способные служить им оправданием. Тургеневский герой считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь  ни с объективной ее логикой, ни с « мнением народным». И все это не только идеи. Перед читателем человек действительно новой формации, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренней свободы, готовый идти к своей цели, сокрушая или ненавидя все, что ему противостоит.      В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кирсановым Базаров легко побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции. Тургенев видит, что «нигилизм» глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, что это естественное выражение духа времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев признает, что роль передового класса переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю в романе.         Тургенев  проводит своего героя по кругам жизненных испытаний. Базаров переживает трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную « мировую скорбь». Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя.  «Полное и беспощадное отрицание» оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли Тургенева, серьезная попытка изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно и то,   что логика «нигилизма» неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поиску без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы: те изменения, которые «нигилист предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны их уничтожению. «Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.        Путь Базарова к цели – «горькая бобыльная жизнь». Это сознательный личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей и делающий его избранным. И действительно, так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенной сильной личности, в которой торжествует свободный дух.  Умирающему Базарову больно сознавать себя «червяком полураздавленным», являть собой «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел много достичь на своем пути, дает ему силы достойно посмотреть  в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.     Больше того, на пороге небытия он может позволить себе обнаружить то, что в нем так долго таилось. Ситуация смерти дает тургеневскому герою право быть таким, каким, возможно, он был всегда, - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… 

          Но в том и заключается неповторимость тургеневского Базарова, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную роковую, трагическую – базаровскую – судьбу.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. «Мечтатель Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев»

     Может ли человек сороковых годов, о котором рассказывает Тургенев, быть героем нового исторического этапа – пятидесятых годов, когда создавался его роман «Рудин»?         Умный, талантливый дворянин-интеллигент Дмитрий Рудин горячо верит в разум, хочет, чтобы огонь стремления к добру и истине загорелся и в других людях. Он негодует против малодушия и лени, говорит о великом призвании человека, о необходимости просвещения и развития науки. Говорит он вдохновенно: «Он не искал слов: они сами послушно и свободно приходили к нему на уста,  и каждое слово, казалось, так и лилось прямо из души, пылало жаром убеждения».        Речи Рудина, его незаурядный ум привлекали к нему молодых людей. Но тогда почему же так холодно встретил Рудина его университетский товарищ Лежнев?           И не слишком ли много, не слишком ли красиво говорит Рудин?   Автор как бы предупреждает читателя: говорит Рудин умно, дельно, а действует?.. На самом же деле он совершенно беспомощен: хотел сделать реку судоходной – владельцы мельниц провалили его замысел; педагогическая деятельность натолкнулась  на консерватизм гимназического начальства; из агрономических преобразований ничего не вышло…   Проповедуя высокие идеалы,  он оказывается несостоятельным, когда надо действовать: теряется, падает духом, останавливается перед препятствиями.  Наталья Ласунская полюбила Рудина, готова довериться ему, пойти за ним. Рудин же боится взять ответственность за ее судьбу и советует покориться воле матери. « Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах…» - с горечью говорит Наталья, прощаясь с Рудиным. И сам Рудин в прощальном письме признается ей: «первое препятствие – и я весь рассыпался…»       Так что же, Тургенев развенчивает своего героя? Не будем спешить с выводами, а послушаем, что говорят о Рудине другие действующие лица, например тот же Лежнев, человек честный и справедливый: «Мы все стали невыносимо рассудительны, равнодушны, вялы, мы заснули, мы застыли – спасибо тому, кто хоть на миг расшевелит и согреет». Лежневу вторит молодой учитель Басистов: «…этот человек не только умел потрясти тебя, он с места тебя сдвигал, он не давал тебе останавливаться, он до основания переворачивал, зажигал тебя!»         По своей привычке иронизировать над лишними людьми мы не всегда даем правильную оценку герою: он «лишний» человек, его жизнь бесплодна и пуста.  В те годы лишь очень немногие дворяне отваживались идти по тому пути, по которому пошел Рудин. Даже университетское профессорство тогда не было почтенной для дворянина карьерой. Среди тогдашних профессоров дворянин Грановский был почти одинок; большая их часть были разночинцы. Для Рудина дворянская фанаберия ничего не значила; он настолько серьезно относился к этой работе, что совершенно искренно осуждал себя за пробелы в собственном образовании. Потому-то он и рассказывает Лежневу, как один из его недоброжелателей «срезал» его на каком-то средневековом тексте. Но ведь следует помнить, что Рудина отстранили от преподавания в гимназии не за пробелы в образовании. Он был политически опасен, и по этой причине ему не доверяли воспитание юношества; он знакомил гимназистов с идеями и взглядами, диаметрально противоположными тем, которые предписывало начальство. Рудин – деятель для России, для народа; он меньше всего носится с самим собой. Он идет к людям, хочет отдать им всего себя. Но силы рутины и николаевской казенщины мешали ему сделать это. Тут-то и важен второй эпилог – эпизод, в котором описывается гибель Дмитрия Рудина на парижских баррикадах. От избы деревенской бабы Матрены до Парижа, от деревенского затишья до европейских революционных бурь – таков диапазон этого романа. Таков размах мышления Тургенева.         Да, Рудин недостаточно знает Россию, и он сам понимает это не  хуже Лежнева, которому он мог бы возразить, что, конечно, без России каждый из них обойтись не может, но ведь и Россия нуждается в таких людях. И если она все-таки обходится без них, то, может быть, этим и объясняются многие ее беды. В этом смысле очень важен спор между Пигасовым и Рудиным. Рудин отстаивает свои идеи так убедительно и впечатляюще, что на людей, еще не подмятых пошлостью, его речи производят прямо-таки просветляющее действие. Рудин отстаивает образование, науку, культуру потому, что они делают человека благороднее, дают знание о мире и, что по крайней мере, обязывают изучать его жизнь, думать о его будущем. Это был спор о России, спор о народе, а точнее говоря – что и образует тему романа – это был спор об отношении дворянской интеллигенции к народу. В свете этого спора обретает свое значение и первая сцена романа. Теперь, слушая Рудина, Александра Павловна, может быть, почувствовала, что между ее жалостью к Матрене и мыслями Рудина о долге перед народом есть нечто общее. Не случайно потом она, как и Басистов, будет настойчиво защищать Рудина перед лицом его обвинителей.         Государственная николаевская машина в умном человеке в прямом смысле этого слова не нуждалась. Она нуждалась в уме, способном беспрекословно подчиняться, на что Рудин совсем не способен. Рудины – личности, ум таких людей гораздо шире, мощнее, чем того требует бюрократическая машина. Это были, по выражению Герцена, умные ненужности. В этой формуле заключена не только трагедия рудиных, но и трагедия самого общества. Эту трагедию почувствовала своим молодым, чутким сердцем Наталья. Вот здесь-то, в столкновении с этим юным, формирующимся существом, и являет нам Рудин гамлетовскую сторону своего характера. Но гамлетизм не составляет основы характера Рудина; главное в нем – жажда подвига, жажда полезной деятельности. И когда эта возможность представилась ему, когда нужно было принести свою жизнь в жертву какому-то большому делу, Дмитрий Рудин ни минуты не колебался.  В эпилоге романа Рудин появляется на разбитой баррикаде во время восстания в Париже в 1848 году. Он размахивает красным знаменем и падает, сраженный пулей…           Люди честные, искренние оставили свой след в истории общественной жизни России, и новому поколению есть чему поучиться у своих предшественников. Прав был А.М.Горький, когда утверждал, что мечтатель Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев, а они-то «недаром прожили свою жизнь и оставили для нас превосходное наследство».                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. «Отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака…»

В одно время  с Дмитрием Рудиным живет и  герой нового романа Тургенева –  Федор Лаврецкий.          Лаврецкий – человек с «корнями», уходящими в прошлое. Недаром его родословная рассказана от начала – с 15 века. Но Лаврецкий не только потомственный дворянин, он также и сын крестьянки. Лаврецкий никогда не забывает об этом, он ощущает в себе «мужицкие» черты, и окружающие удивляются его необыкновенной физической силе. Герой приближен и происхождением своим, и личными качествами к народу. Но вместе с тем на формировании его личности сказались и вольтерианство, англоманство отца, и русское университетское образование, и лекции в парижских высших учебных заведениях. Даже физическая сила Лаврецкого не только природная, но и плод воспитания швейцарца-гувернера.       В рассказе о нескольких поколениях Лаврецких отражена сложность русской жизни, русского исторического процесса. Россия  встает как трудноразрешимая загадка, которую нельзя раскрыть при помощи универсальных философских истин, постигнутых Рудиным.    После долгого пребывания за границей он возвращается на родину, к себе в имение, чтобы трудиться, быть полезным народу, заботиться о своих крепостных крестьянах.       Драматически складывается личная судьба Лаврецкого. Он неудачно женился, порвал с женой, утратил веру в возможность личного счастья. Но встреча и общение с Лизой Калитиной – девушкой тонкого ума, большой нравственной чистоты – воскрешает его чувства, а внезапное известие о смерти жены окрыляет надеждой на возможность найти личное счастье. Однако известие оказывается ложным, и Лиза с болью и страданием отказывается от любви  к Лаврецкому, наполнившей и ее сердце.   В эпилоге романа настроение грусти, несбывшихся надежд, увядания поэзии «дворянских гнезд» переданы с особой силой: почерневшая и покривившаяся скамейка в запущенном саду, постаревшие липы; чистый, но слабый звук фортепиано, а главное – печальные думы Лаврецкого об одинокой старости, о бесполезности прожитых лет…     Но так ли бесполезно прожита его жизнь?       Хочется обратиться к одному из эпизодов романа (спор между Паншиным и Лаврецким), который вплетается в самые лирические страницы «Дворянского гнезда». Лаврецкий доказал Паншину «невозможность скачков и надменных переделок с высоты чиновничьего сознания – переделок, не оправданных ни знанием родной земли, ни действительной верой в идеал, хотя бы отрицательный; привел в пример свое собственное воспитание, требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед нею…» И герой Тургенева ищет эту народную правду. Он не принимает душой религиозного самоотречения  Лизы, не обращается к вере как к утешению, но испытывает нравственный перелом. Приобщение его к народной правде совершается через отказ от эгоистических желаний  и неутомимый труд, дающий спокойствие исполненного долга.       Образ пахаря, пахоты не раз возникает в романе как символ труда – извечного, насущно необходимого, исконно русского. Лаврецкий, созерцвя деревенскую жизнь в Васильевском, размышляет: «Здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не торопясь, как пахарь борозду плугом». О намерении пахать землю «и стараться как можно лучше ее пахать» говорит Лаврецкий и в споре с Паншиным. Посильным участием в непрестанном труде измеряется и полезность прожитой жизни: «Лаврецкий имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил жизнь своих крестьян».    Прощаясь с уходящими сороковыми годами, Тургенев обращал свой взгляд к поколению нового периода русской жизни.  В доме Калитиных звенят молодые голоса; да и в думах Лаврецкого нет безысходного отчаяния. «…Сожалеть ему было о чем, стыдиться – нечего».  «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, - думал он, и не было горечи в его думах, - жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака…»     Художественные достоинства романа были признаны всеми, а центральный  вопрос его о нравственных принципах человеческого поведения никого не оставлял равнодушным. Правда, Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?», продолжая критику «лишнего человека», отнес и Лаврецкого «к тому же роду бездельных типов, на которые мы смотрим с усмешкой».7        Я не разделяю мнения русского критика. Если человек руководствуется в жизни нравственными принципами, если он ищет народную правду и подтверждает ее результатами неутомимого труда во благо других людей, его нельзя причислить к «лишним людям».   

Информация о работе Базаров в кругу других героев И.С.Тургенева