Иоанн Креститель

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:03, реферат

Краткое описание

Иоа́нн Крести́тель, Иоа́нн Предте́ча согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем Проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских Древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.

Оглавление

1 Прозвание…………………………………………………………………3
2 Евангельский рассказ…………………………………………………….4
2.1 Рождение………………………………………………………………..4
2.2 Деятельность……………………………………………………………5
2.3 Пророчества о приходе мессии………………………………………..6
2.4 Крещение Иисуса Христа……………………………………………...6
2.5 Арест и смерть………………………………………………………….7
3 Апокрифы и легенды……………………………………………………..7
3.1 Атрибуты Иоанна Крестителя…………………………………………9
3.2 Место погребения и мощи……………………………………………...9
3.2.1 Глава Иоанна Крестителя……………………………………………10
3.2.2 Десница Иоанна Крестителя………………………………………...12
4 Анализ и историческая характеристика………………………………...12
4.1 Важность признания Иоанном для Христа…………………………...12
4.2Крещение покаяния……………………………………………………..13
4.3 Казнь……………………………………………………………………..14
5 Церковное почитание………………………………………………….....14
5.1 Праздники……………………………………………………………….15
5.1.1 Рождество Иоанна Крестителя………………………………………16
5.2 В исламе…………………………………………………………………16
5.3 Мандеи…………………………………………………………………..16
5.4 Гностики………………………………………………………………...16
5.5 Патрон…………………………………………………………………...17
6 Фольклорное восприятие………………………………………………...17
6.1 «Иван бражник» — Собор Иоанна Крестителя………………………17
6.2 «Иван Купала» — день Рождества…………………………………….18
6.3 Обретенье………………………………………………………………..18
6.4 «Иван Головосек» — день Усекновения………………………………18
7 Иконография………………………………………………………………19
7.1 Иконописный канон…………………………………………………….19
7.2 Атрибутика в западноевропейской живописи…………………………………………………………………….20
7.3 Житийные сюжеты……………………………………………………...21
7.4 Внежитийные образы…………………………………………………...22
7.4.1 Европейская традиция………………………………………………...22
7.5 Основные типы изображения…………………………………………..22
7.6 Произведения…………………………………………………………….24
8 В истории…………………………………………………………………..24
9 В литературе……………………………………………………………….24
Использованные источники ………………………………………………..

Файлы: 1 файл

иоанн кретитель1.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Ессеи ужесточили требования к обряду, в отличие от ортодоксальных евреев, считая, что необходимость ритуального очищения возникала не только от прикосновения к ритуально нечистым предметам и животным, но и от дурных поступков. Поэтому если человек проходил обряд погружения в воду без покаяния, по их мнению обряд становился чистой формальностью и не приносил очищения; такая концепция была заметным новшеством. Этот обряд ритуального омовения кумраниты-ессеи толковали не только как символ раскаяния во искупление греха, но одновременно и как обряд посвящения в члены своей общины.

Иоанново крещение отличалось от очистительного омовения прозелитов тем, что совершалось уже над иудеями, а от ежедневных ритуальных омовений ессеев оно отличалось тем, что было однократно и неповторимо.

 

4.3Казнь

«Казнь Иоанна Крестителя» (картина Караваджо)

 

Считается, что Иоанн был заключён Иродом Антипой в крепость Махерон (араб. Эль-Машнак — «Висячий дворец»), развалины которой находятся к востоку от Мёртвого моря, на Моавитском нагорье. Согласно Иосифу Флавию, упоминающему эту крепость и отвергающему историю о танце Саломеи (имя которой известно именно из его труда), Иоанн был арестован и затем обезглавлен по чисто политическим мотивам. В своём свидетельстве Иосиф Флавий совсем не упоминает о мессианских ожиданиях, составлявших значительную часть проповедей Иоанна Крестителя. Многие исследователи, например, Д. Штраус и Й. Клаузнер, не сомневались в связи Иоанна Крестителя с мессианскими движениями и расценивали отсутствие у Флавия указания на эту связь как намеренное умолчание в тексте, предназначенном для римлян.

Иосиф Флавий сообщает, что некоторые видели наказание Божье Ироду за казнь Иоанна в том, что в 37 году войска Ирода Антипы были разбиты его тестем, набатейским царем Арефой (Аретой, Хариратой IV), выступившим против него за бесчестье дочери Фазелы), которую Ирод покинул ради Иродиады. Под надуманным предлогом о якобы участии Антипы в организации заговора против Рима он и его семья были сосланы Калигулой в ссылку в Галлию (37 г н. э.), где он через два года умер в заточении в полной безвестности и нищете.

Точная дата смерти Иоанна не известна. Поскольку Евангелия сообщают, что приговор был вынесен после танца Саломеи на дне рождения отчима, теоретически возможно было бы установить приблизительный день и месяц. Но, к сожалению, дата рождения Ирода Антипы неизвестна. Год смерти Иоанна традиционно считается до распятия Христова, а Иосиф Флавий указывает, что это случилось до 36 года.

 

 

 

 

5. Церковное почитание

Важное положение Иоанна в христианстве целиком основывается на том уважении, которое неоднократно высказывал ему Иисус, указывая на него как на своего предтечу. Христос говорит о нём, что до Иоанна не было более великого духом из земных людей (но при этом он всё-таки меньше тех, кто пойдет вслед за Сыном Человеческим); с другой стороны, Иисус подчёркивает, что всё, о чём проповедовал Иоанн, уже сказано в Пророках и Законе:

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его; Ибо все Пророки и Закон прорекли до Иоанна» (Мф.11:11-13)

Таким образом, Иоанн стоит на рубеже Ветхого и Нового Заветов, и этим в соответствии с христианским пониманием определяется его величие и одновременно ограниченность этого величия.

Иоанн Креститель (после Богородицы) стал следующим самым чтимым святым христианства.

Православное представление об Иоанне как о важнейшем молитвеннике за всех христиан наиболее ярко может быть проиллюстрировано тем, что во время интерцессии (ходатайственной молитвы, следующей за освящением Даров на литургии) его имя поминается сразу за именем Богородицы:

Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, о святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители, о святых славных и всехвальных апостолех, о святем (имя рек), егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже" (из литургии Иоанна Златоуста) 

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был «светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом». Богослужебные тексты для различных праздников, посвящённых Иоанну Предтече, написали такие известные гимнографы как Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Кассия Константинопольская. Андрей Критский в «Каноне на рождество Иоанна Предтечи» даёт Иоанну следующие эпитеты: пророков предел, начало апостолов, земной ангел, небесный человек, глас слова.

В православной традиции Иоанн Креститель играет более важную роль, чем в католической: только ему она даёт предельную близость к Иисусу — наравне с Богородицей. Католическая традиция воспринимает Иоанна как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя, православие же подчёркивает в нём вдобавок черты идеального аскета, пустынника и постника, а также эзотерику «ангельского чина» (см. ниже). На Западе к этим чертам проявляли наибольшее внимание лишь кармелиты, которые также воспринимали Иоанна как соединительное звено между ветхозаветной аскезой Илии и христианским созерцательным монашеством.

 

5.1 Праздники

 

В честь Иоанна Крестителя установлены следующие праздники:

Дата

Название

Комментарий

Православная церковь

23 сентября (6 октября) 

Зачатие Иоанна Предтечи

 

24 июня (7 июля)

Рождество Иоанна Предтечи

входит в число великих праздников

29 августа (11 сентября)

Усекновение главы Иоанна Предтечи

входит в число великих праздников, установлен строгий пост

7 (20) января

Собор Иоанна Крестителя

в связи с праздником Крещения

24 февраля (8 марта)

первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи

 

25 мая (7 июня)

третье обретение Обретение главы Иоанна Предтечи

 

12 (25) октября 

Перенесение Десницы Иоанна Предтечи

его правой руки с Мальты в Гатчину

Католическая церковь

24 июня

Рождество Иоанна Предтечи

 

29 августа

Усекновение главы Иоанна Предтечи

 


 

5.1.1 Рождество Иоанна Крестителя

Рождество Иоанна Предтечи

На основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном и Христом церковный праздник рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию (а Рождество Христово — к зимнему). Таким образом, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться (согласно словам самого Иоанна «ему должно расти, а мне умаляться». Церковные интерпретаторы, например Яков Ворагинский, использовали эту солярную символику как служебный инструмент для передачи теологической доктрины, в то время как в фольклоре языческие аналогии оказались глубже

 

5.2 В исламе

Яхья

Мусульмане почитают Иоанна пророком под именем Яхья (Йахйа). Согласно Корану он был сыном пророка Закарийи. В Суре 19 «Марйам» приводится рассказ о благовестии Закарийе, аналогичный описанному у Луки: «О Закарийа, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!» (Коран. 19:7). Джабраил, сообщивший эту весть, дал Закариёе знаменье: «чтобы не говорить с людьми три ночи [и дня], не будучи лишенным дара речи» (Коран. 19:10).

Спустя два года после рождения Яхьи Аллах благословил его: «О Йахйа! Крепко держись [установлении] Писания, — и Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание [к людям] от Нас и чистоту, и был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником. Благополучие ему [от Аллаха] и в день, когда он родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда будет воскрешен к жизни» (Коран. 19:12-15).

Аналогичный краткий рассказ о рождении Яхьи содержится в Суре 3 «Семейство Имрана». Отличие состоит в том, что Джабраил сразу говорит о будущем сыне Закарийи как о «воздержанном муже и пророке из праведников, который подтвердит истинность слова от Аллаха» (Коран. 3:39)

 

5.3 Мандеи- единственная сохранившаяся до наших дней гностическая секта. Её последователи проживают на территорииИрака и некоторых других странах.

Секта мандеев, по общепринятому мнению, ведущая происхождение от «учеников Иоанна», почитает его под именем Яхья. Согласно «Сидра д-Яхья» (Книге Иоанна), он был последним и самым великим из пророков. Мандеи соглашаются, что он окрестил Иешу, но Иешу они не признают Спасителем и истинным мессией почитают Иоанна. По тексту священной книги «Гинза Рба» (Великое Сокровище), Иоанн умер от руки ангела. Ангел явился ему в образе трёхлетнего ребёнка, пришедшего креститься. Иоанн узнал его сразу, но всё равно крестил, зная, что как только он коснётся его руки, то умрёт. Это и случилось. Позже ангел похоронил Иоанна.

 

5.4 Гностики-  общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений.

Для гностицизма Иоанн Креститель был перевоплощением пророка Илии. Поскольку Илия был ветхозаветным персонажем, он не мог знать Истинного Бога (бога Нового Завета). Таким образом, в гностическом богословии он получил возможность перевоплотиться. Это прямо соответствовало предсказанию Малахии о том, что Илия пройдёт перед Мессией (Малахии 4:5-6).

 

5.5 Патрон

Иоанн Креститель считается святым патроном следующих мест и общин, в частности:

Флоренция, Генуя, Иордан, Порто (Португалия) — праздник Festa de São João, г. Зейтун (о.Мальта), Цедерхаус,Арганда-дель-Рей, Альзергрунд, Штайнфельд (Ольденбург)

Французская Канада, включая национальный праздник Квебека — Fête nationale du Québec, Ньюфаундленд — праздник Discovery Day, Пуэрто-Рико и его столица Сан-Хуан

Мальтийский орден

Многие из указанных выше городов поместили изображение Иоанна Крестителя на своих гербах.

Герб города Арганда-дель-Рей

 

 

6.Фольклорное восприятие

Коптская икона

 

Согласно народным верованиям, Иоанн Креститель исцеляет от болезней головы; в заговорах и молитвах к нему обращаются с просьбой об избавлении от нечистой силы порчи, лихорадки, кровотечения, золотухи, родимчика у детей, гнева начальства, болезней скота.

Народная фантазия создала огромное количество легенд об Иоанне Крестителе:

В этиологических легендах Иоанн Креститель выступает как мифический родоначальник, первый человек, которому дьявол повредил ногу, и с тех пор у людей спереди на ноге выемка (сербское поверье).

Первоначально Иоанн Креститель был весь в шерсти, как овца, и только после крещения шерсть с него свалилась. Приходящих к нему на крещение он сначала бил железным костылём, чтобы «грехи отскочили», а потом крестил; Иоанн Креститель был праведником и аскетом: не ругался, не ел хлеба, не пил вина (орловское поверье).

Согласно эсхатологическим легендам, Иоанн Креститель первым из святых сойдёт на землю перед концом света и будет убит; после его смерти явится Христос и наступит Страшный суд (нижегородское поверье).

 

6.1 «Иван бражник» — Собор Иоанна Крестителя

Зимний свадебник

7 (20) января в народном календаре называлось «Иваном бражником» или «Зимним свадебником». С этого дня в семьях, где планировались свадьбы, начинали варить пиво (брагу).

Информация о работе Иоанн Креститель