Ресурсосберегающие технологии при разработке прибрежного шельфа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 04:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - выявить какие ресурсосберегающие технологии при разработке прибрежного шельфа существуют в РФ.
Задачи, поставленные для достижения цели:
1. Дать общее понятие, описание шельфа.
2. Описать средства добычи углеводородов морским путем.
3. Выявить, где в России ведется добыча энергоресурсов на шельфе.

Оглавление

Введение 3
1 Общее понятие, описание прибрежного шельфа 5
1.1 Общее понятие шельфа 5
1.1 Добыча нефти на шельфе 9
1.1 Разработка шельфа в РФ 11
2 Перспективы освоения ресурсов российского шельфа 17
2.1 Нефтегазовый потенциал российских акваторий 17
2.2 Организация прибрежно-морских нефтегазодобывающих комплексов 20
2.3 Политика России в использовании недр на шельфе 23
3 Ресурсосберегающие технологии 26
3.1 Экологический мониторинг 26
3.2 Модернизация систем регулирования на разливы нефти 29
3.3 Обеспечение экологической безопасности добывающих конструкций. Российские перспективные ресурсосберегающие разработки 30
Заключение 33

Файлы: 1 файл

Курсовая последний вариант.doc

— 2.26 Мб (Скачать)

Начиная с 2010-2015 гг. предполагается прирост нефтяных ресурсов за счет открытия новых морских месторождений. В Баренцевом море месторождения могут быть связаны с палеозойскими и триасовыми ловушками на бортах Восточно-Баренцевского прогиба, Северо-Баренцевского бассейна, Земли Франца Иосифа и Приновоземелья. В Карском море ожидается высокая нефтепродуктивность в юрско-меловых и более древних отложениях. Последние могут оказаться высокопродуктивными, в частности в Северо-Карском районе. Высокие перспективы связываются с крупными платформенными прогибами на юге моря Лаптевых, в центральной части Восточносибирского моря и в Чукотском море. Наконец, значительные ресурсы нефти прогнозируются в триасовых и палеозойских отложениях Среднего и Северного Каспия. Основные нефтегазоносные бассейны северо-западных окраин Евразии показаны на рисунке 4.

Суммарный прирост геологических ресурсов во всех указанных регионах за период реализации Стратегии может составить от 30 до 45 млрд тонн условного топлива.

Анализ зарубежного опыта освоения морских нефтегазовых ресурсов показывает, что имеется два пути освоения крупных нефтегазовых ресурсов (в том числе и шельфа). Стратегически взвешенная и четкая политика таких, например, государств, как Норвегия и Китай, привела к их обогащению за счет иностранных инвестиций в морскую подотрасль.

Для освоения морских месторождений, особенно в арктических и дальневосточных морях с тяжелыми гидрометеоусловиями и отдаленностью от обжитых мест, помимо создания организационно-правовых условий, требуются огромные инвестиции, измеряемые в конечном итоге десятками миллиардов долларов. Например, подсчитано, что для освоения Штокманского месторождения потребует более 20 млрд. долларов.

 

 

2.2 Организация прибрежно-морских нефтегазодобывающих комплексов

В настоящее время уже создаются прибрежно-морские федеральные нефтегазодобывающие комплексы в районах с высокой концентрацией промышленных запасов углеводородов, которые можно разделить на две группы. Схема развития территориально-экономических комплексов Северо-Запада России представлена на рисунке 5.

К первой относятся Печороморский и Южно-Баренцевский, Южно-Карский, Северосахалинский[6,7], Каспийский и Балтийский районы. При этом наиболее перспективны первые два (рис.3). Предполагается, что здесь начиная с 2010 г. будет добываться до 10 млн т нефти и 50 млрд м3 газа с выходом в 2020 г. на уровень добычи 30 млн т нефти и 130 млрд м3 газа.

Нефтегазодобывающий комплекс Печороморского и Южно-Баренцевского районов будет формироваться на базе запасов уже открытых месторождений нефти - Приразломного, Северо-Медынского, Северо-Гуляевского, Варандей-море, Поморского, Долгинского и развиваться по мере поиска и развития многочисленных компактно расположенных перспективных объектов (структуры Полярная, Алексеевская и др.). Извлекаемые запасы нефти этих структур и месторождений составляют 600-700 млн т.

Запасы газа в основном сосредоточены в Западно-Баренцевской провинции и составляют более 4000 млрд м3. Основа газодобывающего комплекса - Штокманское газоконденсатное месторождение, запасы которого (3.2 трлн м3) вместе с Ледовым (500 млрд м3) и Лудловским (220 млрд м3) создают его надежную ресурсную базу. Здесь выявлено еще несколько перспективных структур - Туломская, Териберская и др. Общие ресурсы этого перспективного района газодобычи оцениваются не ниже 5-6 трлн м3 газа.

Южно-Карский нефтегазодобывающий комплекс характеризуется наличием двух крупнейших газовых месторождений - Русановского и Ленинградского, а также гигантских месторождений п-ова Ямал (Харасавейского и Бованенковского), месторождений южнокарского мелководья (Харасавейское море, Крузенштерновское, Западно-Шараповское. Разработку месторождений Южно-Карского района необходимо увязывать с разработкой месторождений п-ова Ямал и использованием для транспорта морского газа системы газопроводов на полуострове.

Каспийский нефтегазодобывающий комплекс формируется для освоения значительных ресурсов нефти и газа в регионе. Район предполагаемого формирования нефтегазодобывающего комплекса характеризуется развитой инфраструктурой и наличием месторождений на побережье и в акватории. Каспийское море характеризуется наиболее сбалансированной структурой запасов и ресурсов всех категорий. Начальные извлекаемые ресурсы шельфа составляют 1046 млн т нефти и 1905 млрд м3 газа.

На шельфе планируется разработка пяти месторождений нефти, газа и конденсата и еще пяти-шести перспективных структур. В результате их освоения в 2020 г. может быть обеспечена добыча до 10 млн т нефти и 40 млрд м3 газа.

Балтийский нефтегазодобывающий район по своим потенциальным ресурсам имеет местное, региональное значение. Начало его освоения обусловлено максимально высокими среди всех акваторий России значениями доли нефти и степенью их разведанности (13.7% - запасы высоких категорий). Сравнительно небольшие запасы нефти компенсируются развитой наземной инфраструктурой Калининградской области и ее уникальным (анклавным) географическим положением в Европейском регионе, практически лишенном естественных энергоресурсов. Максимальный уровень годовой добычи нефти здесь составит 1.0 млн т.

Вторая группа нефтегазодобывающих комплексов включает Магаданский, Западно-Камчатский, Хабаровский в Охотском море, Беринговоморский, Чукотский, Южно-Лаптевский и ряд других перспективных районов. Контуры их формирования недостаточно ясны в связи со слабой изученностью ресурсов нефти и газа акваторий и в большинстве случаев - с отсутствием соответствующей инфраструктуры.

 


Рисунок 5 - Схема развития территориально-экономических комплексов Северо-Запада России. Римскими цифрами отмечены нефтегазодобывающие комплексы: Штокмановско-Мурманский (I), Печорский (II).

Однако, как и нефтегазодобывающие комплексы предыдущей группы, они призваны решать как федеральные, так и местные задачи энергоснабжения.

 

2.3 Политика России в использовании недр на шельфе

Основой политики России в области недропользования на шельфе на дальнейшую перспективу остается систематическое проведение лицензионных конкурсов на условиях, благоприятных как для государства, так и для потенциального инвестора. Однако в отличие от предыдущего периода этот процесс должен быть поставлен на широкооповещаемую программную основу, которая предусматривает разработку кратко-, средне- и долгосрочных программ лицензирования недропользовательской деятельности.

Начало новому этапу использования недр на континентальном шельфе РФ дала разработанная и утвержденная в июле 2002 г. руководством Министерства природных ресурсов России «Программа лицензирования и проведения геологического изучения, разведки и разработки углеводородных ресурсов континентального шельфа северных и дальневосточных морей на период 2002-2005 гг.»[8].

Разработанная программа содержит характеристику 44 участков, представленных для проведения аукционов на поиски, разведку и добычу углеводородного сырья и конкурсов на геологическое изучение на всех акваториях российского шельфа в период 2002-2005 гг. Общая площадь участков составляет около 315 тыс. км2, суммарные извлекаемые ресурсы - около 8.0 млрд т условного топлива, или, соответственно, около 5% всей площади и около 8% всех ресурсов континентального шельфа РФ.

Кроме участков, подлежащих лицензированию, в программу включены три морские площади нераспределенного фонда, содержащие крупные месторождения углеводородов, которые отнесены к Федеральному стратегическому резерву.

Согласно программе, аукционы и конкурсы, а также другие формы лицензионного недропользования охватывают участки, принадлежащие в основном к трем бассейнам Арктического и Дальневосточного регионов - Баренцеву, Берингову и Охотскому морям. Особый порядок лицензирования применяется к акваториям, имеющим пограничное положение.

Районами лицензионного недропользования практически полностью перекрыты южные моря России. При этом, в соответствии с особым статусом этих акваторий, лицензии отданы российским нефтяным компаниям, включая и такие, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству.

Принят федеральный закон «О недрах» в новой редакции, ведется также работа над проектом Кодекса Российской Федерации о недрах, который направлен на регулирование отношений недропользования, включая вопросы развития минерально-сырьевой базы и лицензирования пользования недрами; подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации проект «Основ государственной политики в области минерального сырья и недропользования» с проектом плана первоочередных мероприятий по их реализации.

Стратегическая линия Министерства природных ресурсов России разведки и добычи нефти и газа на акваториях на перспективу до 2020 г. состоит также в том, чтобы за счет представления на аукцион одного-двух проектов с 8-10 перспективными блоками обеспечить за счет разовых платежей ежегодное поступление в бюджет не менее 300-400 млн долл. США. Это безусловно окажет положительное влияние как на экономику России в целом, так и, в частности, на развитие топливно-энергетического комплекса страны.

Ожидается, что к 2020 г. будет сформирован пакет основных нормативных актов морского недропользования и закончено предлицензионное изучение всего континентального шельфа России, геологоразведочные работы начнутся на континентальном склоне и в районах Мирового океана. В основных чертах будут завершены работы по обоснованию внешних границ континентального шельфа и зон делимитации морских бассейнов, а по результатам геолого-геофизических работ геологические ресурсы углеводородов увеличатся до 30-45 млрд т условного топлива. Извлекаемые запасы и перспективные ресурсы в целом на акваториях нашей страны составят 23-26 млрд. т нефти и 90-100 трлн. м3 газа.

Все это позволяет высоко оценить перспективы освоения российского шельфа и рассматривать наши акватории как основной резерв для наращивания углеводородного потенциала Российской Федерации в XXI в.

 

3 Ресурсосберегающие технологии

 

Основу ресурсосберегающих технологий при освоении шельфа, разработки месторождений и добычи ископаемых морским путем составляют: экологический мониторинг, модернизация систем регулирования на разливы нефти, обеспечение соответствующей безопасности добывающих конструкций к  климатическим  условиям (например, суровым условиям Севера), а также важное значение имеет повышение уровня извлечения ресурсов из недр.

 

3.1 Экологический мониторинг

Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ[9].

Федеральный государственный контроль и надзор в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, в соответствии со своими полномочиями осуществляет Росприроднадзор во взаимодействии с правоохранительными и иными государственными контрольно-надзорными органами. Росприроднадзор осуществляет также мониторинг состояния объектов хозяйственной деятельности на море и окружающей среды, выдает разрешения на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов. Площадь подконтрольных акваторий составляет 10781,8 тыс. км2, протяженность береговой линии - более 55 032 км[10].

Основной целью надзорной деятельности на море является обеспечение сохранения, рационального использования минеральных и живых ресурсов, охрана недр и морской среды на континентальном шельфе Российской Федерации. Росприроднадзор осуществляет контроль и надзор:

-           в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства) в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также береговой линии и прибрежной полосы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

-           в области функционирования морских акваторий особо охраняемых природных территорий федерального значения;

-           за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также береговой линии и прибрежной полосы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

-           за использованием и охраной водных объектов;

-           за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

-           за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации;

-           осуществление государственного земельного контроля в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда.

Частной природоохранной деятельностью на дальнем востоке занимается независимая неполитическая региональная общественная организация "Экологическая вахта Сахалина"[11], ставящая своей целью защиту естественных природных экосистем Сахалина и Курил. В рамках экологического мониторинга континентального шельфа осуществляет следующие проекты:

Информация о работе Ресурсосберегающие технологии при разработке прибрежного шельфа