Развитие изобретательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:25, контрольная работа

Краткое описание

Изобретательство- творческий процесс, направленный на разрешение противоречия между необходимостью достижения значимых целей и отсутствием для этого достаточных средств. Результатом изобретательской деятельности является изобретение как способ разрешения названного противоречия. В зависимости от целей создания и сферы использования изобретения могут воплощаться в материальные объекты и становиться предметами труда (созданные человеком виды сырья, материалов) или орудиями труда (машины, станки, оборудование), либо первоначально иметь нематериальную природу (новые способы, принципы хозяйственной и иной деятельности человека) , не исключающую получение ощутимых, в том числе материальных, результатов.

Оглавление

Введение_______________________________________________3
История изобретательской активности и инновационно-технологического развития_____________________________4
Азбука русских изобретений____________________________5
Интеллектуальная собственность: правовое обеспечение___11
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политики
Заключение______________________________________________22
Список литературы__________________________________________24

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политик

Одной из основных задач бюджетной политики на 2011—2013 годы и дальнейшую перспективу, поставленных в бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2010 года, является разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. Президент РФ особенно отмечает необходимость создания особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности с целью максимально облегчить условия реализации инновационных разработок для участников проекта Сколково. Развитию инновационной деятельности, в том числе совершенствованию правовых инструментов ее регулирования, в настоящее время уделяется приоритетное внимание при определении вектора государственной политики Российской Федерации.

26 июля 2011 года вступил в силу федеральный  закон от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ «О  внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Впервые за двадцать лет законодатель наконец поставил точку в споре, какую именно деятельность следует считать инновационной.

Следует отметить, что в юридической и  экономической доктрине в целом сформировалось несколько подходов к определению инновационной деятельности. Их авторы в основном расходятся в расстановке приоритетов правового регулирования, а также в вопросах соотношения инновационной деятельности и других сфер (так, остается открытым вопрос, являются ли фундаментальные исследования обязательным этапом инновационного проекта). Анализ юридической литературы позволил выявить три основных признака инновационной деятельности: 

1. Новизна.  Является самым бесспорным признаком, вытекающим из непосредственного толкования слова. Различия в пониманиях сути инноваций по признаку новизны связаны в основном с тем, в каких именно масштабах понимать эту новизну – в рамках производственного процесса организации, внедряющей инновацию или же в рамках мирового рынка. Мы отразим свою точку зрения по этому вопросу далее в настоящем параграфе. 

2. Экономический  риск внедрения инноваций. Связан  со значительными краткосрочными  вложениями на этапе внедрения  (модернизации производства, разработки и вывода на рынок нового продукта, услуги и т.д.) и неопределенностью финансовой отдачи на этапе реализации.  

3. Коммерциализация. Внедрение инновации в конечном  счете всегда направлено на  получение прибыли. Среди трех  основных составляющих формирования национальной инновационной системы, обозначенных в п. 19 Основ политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» названо совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

 Новое  определение инновационной деятельности, сформулированное для целей правового  регулирования предоставления ее  государственной поддержки, на  наш взгляд, неоправданно усложнено по сравнению с доктринальными определениями и законами других стран; оно формулируется через несколько промежуточных определений:

Инновационная деятельность – деятельность (включая  научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности

В свою очередь, инновационный проект –  комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов; инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг . Наконец, инновации – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях

 К инновационной деятельности ошибочно отнесена деятельность, направленная на создание инновационной инфраструктуры. Следует различать собственно инновационную деятельность, направленную на создание и последующую коммерциализацию инноваций и поддержку инновационной деятельности, осуществляемую совсем другими субъектами на иных правовых основаниях. Если деятельность по поддержке инновационной деятельности (создание инновационной инфраструктуры) считать инновационной деятельностью, может возникнуть бесконечный цикл, создающий множество возможностей для злоупотреблений.

Кроме того, технически сложным и неоправданным  представляется такой промежуточный  шаг как инновационный проект. Если раскрыть определение полностью, то инновационной деятельностью будет являться деятельность, направленная на реализацию мероприятий по осуществлению инноваций, направленных на достижение экономического эффекта. Мероприятия уже являются деятельностью и этот шаг в определении лишний. Скорее всего, под инновационным проектом понимаются не столько мероприятия как таковые, сколько их план, программу мероприятий, своего рода «проектную документацию», служащую предметом оценки для оказания государственной поддержки.

И, наконец, следует признать неудачным то, что  в определении инноваций закрепляется лишь один из трех выделенных нами принципиальных признаков – новизна, причем степень  этой новизны никак не отражена. Такой важный признак инноваций как экономическая эффективность (конкурентоспособность), возможность коммерциализации оторван от определения собственно инноваций и включен в определение инновационной деятельности (через инновационный проект). Коль скоро федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» регулирует отношения в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, это можно было бы счесть незначительным техническим недостатком, однако, на наш взгляд, это открывает простор для других ошибок и злоупотреблений, поскольку существующее законодательство равнозначно использует оба термина. В частности, федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует «поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства»; положение о правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям оперирует именно терминами инновации, инновационная система; об инновациях и инновационных технологиях (в отрыве от инновационной деятельности) идет речь в программе деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009—2012 годы) и т. д.

 Что  касается высокорисковости как  признака инновационной деятельности, то он получил лишь косвенное закрепление в п. 10 ст. 165: при оценке эффективности государственной поддержки учитывается высокорисковый характер инновационной деятельности, неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь в том числе потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационный проект.

Таким образом, следует отметить важные положительные  тенденции в законодательном  регулировании инновационной деятельности, а именно – нормативное закрепление соответствующих определений на уровне федерального закона. В то же время данные определения необходимо доработать и привести в более полное соответствие с научной доктриной в целях эффективного регулирования соответствующих правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение: 

Российская  земля богата самобытными талантами, настойчивыми искателями новых знаний - генераторами смелых научно-технических  идей. Творческая жилка, пытливый ум и  золотые руки российских Кулибиных  не раз вызывали удивление и восхищение во всем мире.

Сегодня, в век информатизации и нанотехнологий, России как никогда нужны такие  люди. Нужны специалисты, способные  находить новые нестандартные подходы  к решению сложных задач, стоящих  перед страной. Обладая мощным интеллектуальным потенциалом, они продвигают вперед фундаментальную науку, прикладные исследования и экономику. Инновационные решения способны изменить мир, сделать его комфортным, безопасным и процветающим

В России существует ряд проблем, напрямую угрожающих не только росту патентной активности, не только инновационному экономическому развитию, но и национальной безопасности:

1) определенные  сложности создает несовершенство  законов и их неисполнение: в  России слишком долгая и дорогостоящая  процедура регистрации интеллектуальной  собственности. За время, которое отведено для регистрации изобретения, актуальность открытия может быть потеряна;

2) отсутствует  разумная налоговая политика  при создании и внедрении инноваций.  Налоговые органы не стимулируют  инновационной активности предприятий;

3) одной  из проблем является низкий  интерес к интеллектуальной составляющей  инновационного процесса (исследованиям  и разработкам, приобретению прав  на патенты) со стороны российских  компаний и инвесторов. Это может  привести к ухудшению качества  и уровня новизны инноваций, к дальнейшему замедлению инновационной активности;

4) внедрение  инноваций идет очень медленными  темпами из-за недостаточного  финансирования как со стороны  предприятий, так и со стороны  государства. При существующем  состоянии дел эти инновации могут быть получены только из иностранных источников;

5) в  силу недостаточного финансирования  изобретательской деятельности  современная наука и техника  в России развиваются медленнее,  чем это требуется, поэтому  инновации часто осуществляются в результате импорта идей, технологий и товаров, национальная промышленность оказывается в зависимости от иностранных разработчиков. Только пристальное внимание со стороны государства к решению этих проблем позволит России в полной мере реализовать национальную программу инновационного развития и стать равноправным участником глобальных инновационных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011—2013 годах» // «Пенсия», N 7, июль, 2010

     2. Журнал "Изобретательство" №1, 2001 г

     3. Интернет ресурс ( http://ricolor.org/history/eng/prm/az/)

     4 http://www.akdi.ru/pravo/iam/1.htm

     5. Социологический словарь

          6. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011г. N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // «Российская газета» – № 5537. – 26.07.2011 г.


Информация о работе Развитие изобретательства в России