Разработка программы по поддержке нововведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной
темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление
дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни.
Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике
являются основой экономического развития.
Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо
рассмотреть саму сущность инновационных процессов. Инновационный процесс
представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит
из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате
этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.
Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных
процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и
экономики.

Оглавление

Введение.......................................................................2
1. Общая оценка нововведения в организации.....................................4
1.1 Механизм оценки нововведения...............................................4
1.2 Социальная важность научных нововведений...................................9
1.3 Источники финансирования НТП...............................................9
2. Эффективность нововведений.................................................11
2.1Эффективность использования инноваций......................................11
2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности.................. 13
2.3 Эффективность затрат на инновационную деятельность....................... 13
3. Разработка программы по поддержке нововведений.............................16
3.1. Механизм введения инноваций и затраты на них.............................16
3.2. Приоритет государства в поддержке нововведений...........................19
Заключение....................................................................21
Библиографический список......................................................25

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 70.51 Кб (Скачать)

затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением  и др.

Важную роль в социальной эффективности нововведений играет экономическая

культура того общества, в которое данное нововведение вытекает.

Экономическая культура в  данном случае является регулятором  экономического

поведения и его частных  случаев: спроса на нововведение, что, в свою очередь,

определяет эффективность  нововведения. Рассмотрение экономической  культуры

как способа взаимосвязи  между экономическим сознанием  общества и

экономическим мышлением  индивида или социальной группы предполагает суждения

о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе относительно

экономического поведения  хозяйствующих субъектов, выступающих  носителями

соответствующего типа экономической  культуры.

Чем совершеннее способ взаимодействия между обществом и экономикой, тем

эффективнее экономическая  деятельность и рациональнее экономическое

поведение, тем, следовательно, выше уровень экономической культуры. А ведь

именно от уровня экономической  культуры во многом зависит и судьба

нововведения. Как упоминалось  ранее, косное, пассивное, неразвитое

экономическое сознание, не испытывающее в течение длительного  времени

потребности изменяться, обусловливает  противоречивое, эмоциональное (а не

рациональное) экономическое  мышление, совмещающее внешнее следование политике

экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами. Вследствие

этого экономическое поведение  приобретает скорее эмоциональный, нежели

рациональный характер и  осуществляется порой в состоянии  психилогического

стресса. В свою очередь  это сказывается на НВ. Экономически косное общество к

нововведениям относится  с подозрением (будь то НВ в сфере  экономики или же

просто быта, опаской. Посему социальная эффективность НВ неразрывна с

экономической культурой. В  рассматриваемом нами примере экономически косного

общества, экономическое  мышление такого типа в свою очередь  не способно

существенно обогатить социальной практикой экономическое сознание. Негибкий,

отягощенный социальными  стереотипами способ взаимодействия экономического

сознания и экономического мышления в постсоветской экономике  пока не

порождает особых иллюзий  относительно высокого уровня экономической  культуры.

Регулятивное воздействие  несовершенного способа взаимосвязи  экономического

сознания и экономического мышления на экономическое поведение  невелико и

слабо обусловливает гибкость этого поведения. Особенности экономической

культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в

следующем. Во-первых, экономическая культура включает в себя только те

ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики  и

оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Во-

вторых, особенность экономической  культуры определяется теми каналами, через

которые она регулирует взаимосвязь  экономического сознания и экономического

мышления. В-третьих, экономическая  культура как регулятор связи

экономического сознания и экономического мышления в большей  мере, нежели

любая другая культура, ориентирована  на управление экономическим поведением

людей.

Для анализа механизмов этого  взаимодействия используется методология

системного подхода, позволяющая раскрыть многообразие связей сложного объекта

и свести их в целостную  теоретическую картину. Данная методология  позволяет

углубить существующее знание исследуемого явления и найти  способы объяснения,

в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта, и

выявления достаточно полной типологии его связей. Из всего  вышесказанного

можно сделать вывод, что  задачей экономистов является, кроме  всего прочего,

повышение экономической  культуры общества, дабы нововведение находило в нем

положительный отклик.

    

3. Разработка  программы по поддержке нововведений

 

Изучая данный вопрос важно  уточнить сам механизм введения инноваций  в

общество, а также рассмотреть  схему формирования затрат на инновации  и их

поддержку, но, в отличие  от предыдущей главы, не сколько в экономическом

аспекте, а сколько в законодательном, юридическом.

    

3.1. Механизм введения  инноваций и затраты на них

 

Говоря о программе  поддержки инноваций, важно подробно рассмотреть механизм

воплощения в жизнь  нововведений. Несомненно, важная роль в этом процессе

принадлежит научным организациям. Существуют специальные организации, которые

занимаются воплощением  в жизнь инноваций, их поддержкой и распространением.

Они носят название организационных  структур инновационного менеджмснта — это

организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными

исследованиями и разработками.

     Научная организация  — организация (учреждение, приятие,

фирма), для которой научные  исследования и разработки составляют основной вид

деятельности. Они могут  быть основной деятельностью также  для подраздолений,

находящихся в составе организации.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль

принадлежит малым фирмам. Небольшой коллектив гораздо  мобильнее может

воспринимать и генерировать новые идеи. Малый исследовательский  бизнес

сформировался в 1960-х годах. Мелкие и средние исследовательские  фирмы

создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Так, в США

вблизи Стэнфордкого университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких

электронных фирм с общим  числом занятых 190-200 тысяч человек. Каждая из них

ориентирует-на разработку и освоение одного-двух видов новой  продукции, а в

целом они покрывают 20% мировых  потребностей в компьютерных и электронных

компонентах определенных видов.

В зарубежной практике к  малому и среднему предприниматльству относят фирмы с

числом работающих до 500 человек. В перерабатывающей промышленности Японии

750 тысяч заводов, из  них 70% — это маленькие предприятия,  где работают от 1

до 9 человек; 10% - предприятия  с численностью работающих от 10 до 20

человек.

Знаменитые автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах просто

собираются, а отдельные  детали и узлы для них изготавливают  десятки тысяч

средних и малых предприятий.

Американская практика организации  поисковых исследований породила

своеобразную форму предпринимательства  — рисковый (венчурный) бизнес.

     Венчурный бизнес представлен самостоятельными не большими фирмами,

специализирующимися на иссл дованиях, разработках, производстве новой

продукции, Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко

распространен в США, Западной Евро пе, Японии.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской

активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных  изысканий.

Как правило, венчурные фирмы  неприбыльны, так как не занимаются организацией

производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам -

эксплерентам, патиентам, коммутантам.

Венчурные фирмы могут  быть дочерними у более крупных  фирм. Создание венчурных

фирм предполагает наличие  следующих компонентов: идеи инновации  — нового

изделия, технологии; общественной потребности и предпринимателя, готового на

основе предложенной идеи организовать новую фирму; рискового  капитала для

финансирования.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах — путем

приобретения акций новых  фирм, либо предоставлением кредита  различного вида,

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных

компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в

сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий

резкие изменения бизнес.

Для российской экономики  венчурное предпринимательство  привлекательно. Успехи

рискового предпринимательства  в разработке, научно-технических  новшеств

заставили отдельные крупные  промышленные предприятия Военно-промышленного

комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние

рисковые проекты, или внутренние венчуры.

Инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или

изобретательством, хотя научно-технические  разработки имеют приоритетное

значение.

Высшая школа имеет  около 800 малых фирм, объединенных в  технопарки. Целью

технопарков является стимулирование малого инновационного

предпринимательства.

Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, цель которых —

реализация любого сулящего прибыль проекта.

     Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют

потребности, сформированные под действием моды, рекламы и  других средств. Они

действуют на этапах роста выпуска продукции и одновоеменно на стадии

падения изобретательской активности. В сфере крупного стандартного бизнеса

действуют фирмы-виоленты.Фирмы-виоленты — это фирмы с "силовой"

стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем  освоения

технологии.

     Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции.

Их научно-техническая  политика требует принятия решений  о своевременной

постановке продукции  на производство, о степени технологической  особенности

изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно

требованиям специфических  потребностей.

    

3.2. Приоритет государства  в поддержке нововведений

 

Но главная роль в поддержке  нововведений принадлежит государству. В свою

очередь приоритет в объеме нововведений бесспорно принадлежит науке – т.к.

именно благодаря ей происходят открытия, движущие прогресс человека вперед.

Учитывая выше привиденные факторы, процесс разработки программ поддержки

нововведений мы рассмотрим на примере финансирования науки  и ее деятельности,

связанной с инновациями, государством.

Говоря о современной  экономике, необходимо учитывать ее переходный характер.

Это влияет на процессы финансирования государством научных нововведений.

Такой процесс изменения  вызван рядом факторов. Среди них  нельзя не назвать и

постепенное нарастание с  началом политики либерализации  цен нехватки денежных

средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных неплатежей, привели к

уменьшению поступлений  в научные организации отраслевого  профиля средств от

основных их заказчиков—  промышленных предприятий и объединений.

«Сокращательные» тенденции затронули также академические и вузовские научные

организации, имеющие договорные отношения с предприятиями.

Важнейшим источником финансирования НИОКР являются бюджетные средства. Они

используются в первую очередь для финансирования исследований и разработок в

Информация о работе Разработка программы по поддержке нововведений