Проблемы экономического роста в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование сущности основных характеристик экономического роста и экономического развития.
В данной работе я хотела бы рассмотреть понятие экономического роста, теории, с ним связанные, а также то, как государство воплощает их в жизнь в своей регулирующей деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовик Экон. рост.doc

— 371.00 Кб (Скачать)

      Одним из главных направлений государственного регулирования экономики является накопление капитала, который всегда служит главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике и в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйствования. Следовательно, создавая дополнительные стимулы и возможности всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

      Государственное регулирование занятости - это поддержание  нормального соотношения между  спросом и предложением рабочей  силы и должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательно резкое снижение занятости, так как это может привести к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия, а самое главное, опасно социальными последствиями.

      Постоянным  объектом внимания государственных  органов является также регулирование  денежного обращения, в частности, борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулированием денежного обращения государство также воздействует и на другие объекты, такие как условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Также, к одному из главных объектов регулирования государством необходимо отнести и цены, динамика и структура которых отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

      Государственное регулирование экономикой и ее ростом осуществляется административными  и экономическими средствами.

      Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов в послевоенной Японии.

      Экономические средства государственного регулирования  можно разделить на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики.

      Самостоятельным объектом и инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. К основным экономическим средствам необходимо отнести: регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

      Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных  расходов являются налоги. Они также  широко используются для воздействия  на деятельность субъектов хозяйствования. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль. Это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

      Экономику России и по сей день нельзя назвать  стабильной. Но нельзя не учитывать, что, не смотря на все трудности, которые  пришлось пройти нам, Россия остается страной с огромной сырьевой базой, трудовыми ресурсами, талантливыми людьми, способными передавать опыт. 
 

    1. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

     В связи с необходимостью устойчивого экономического развития в условиях современного высококонкурентного мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать нашей стране. Речь идет уже не просто об экономическом росте как таковом, а о повышении его качества с целью создания конкурентных основ в экономике. Ввиду устойчивости структурных перекосов очевидно, что исправление сложившейся ситуации – уменьшение доли сырьевых производств и увеличение удельного веса обрабатывающего сектора – может сопровождаться такими последствиями, как снижение темпов роста, повышение цен и т.д. Поэтому требуется набор механизмов и рычагов, которые позволили бы осуществлять прогрессивные структурные сдвиги, минимизируя побочные негативные эффекты. 

     Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного резкого падения объемов производства и инвестиций. В отсутствии выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги с российской экономике преобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры, и прежде всего самых современных производств. Начавшийся после банкротства государственной финансовой системы в 1998 г. Подъем экономической активности обеспечивается главным образом конъюнктурными факторами и происходит на старой технологической основе, которая продолжает деградировать. Экономическая политика государства должна основываться на наращивании национальных конкурентных преимуществ на магистральных направлениях формирования нового технологического уклада с учетом глобальных закономерностей современного экономического роста.

     О финансовых рычагах.

  • Снижение большинства налогов должно стимулировать спрос, деловую активность и экономический рост. Основной выигрыш должен доставаться обрабатывающим производствам. Именно они обеспечат дополнительный рост, что будет одновременно способствовать прогрессивным изменениям в структуре национальной экономики. Поэтому требуется соответствующая корректировка проводимой налоговой политики.
  • Если главным двигателем роста выступают внешний спрос и расширение экспорта, то желательно обесценение рубля. А если в качестве основных источников роста рассматриваются внутренние факторы, внутренний платежеспособный спрос, тогда речь должна идти о превращении рубля в полноценную национальную валюту для сбережений и инвестиций, о формировании более устойчивого обменного курса, объективно отражающего состояние экономики и формируемого в значительной степени под воздействием рыночных тенденций. Наряду с   тенденцией повышения реального курса рубля наблюдается некоторые изменения в формировании структуры экономического роста и его источников. Если в 2003-2004 гг. двигателями роста в России были нефтяной и ряд других промышленных секторов, то в дальнейшем он переместился в сферу производства  товаров для внутреннего рынка. При этом темпы роста обрабатывающих производств в два раза превысили аналогичный показатель добывающего сектора. Отмечается тенденция к изменении качества и структуры экономического роста и к постепенной переориентации его источников, во-первых, с внешнего экспортного спроса на внутренний и, во-вторых, с добывающей сферы на перерабатывающие отрасли. Следует активнее использовать имеющиеся инструменты экономической политики для поддержания позитивных процессов в национальном хозяйстве и предусмотреть механизмы, способствующие уменьшению возникающих внешних рисков.
  • В российских условиях ставка рефинансирования лишь следует за рынком и фиксирует уже сложившуюся ситуацию, а не упреждает ее, определяя основные параметры рынка. Практически не работают внутренние механизмы формирования рублевой ликвидности, которые позволили бы неэкспортным отраслям, не имеющим валютной выручки, получать ресурсы для проведения структурных и иных преобразований.  Это значит, что главным источником финансирования экономического роста будут внешние ресурсы. Но в силу специфики современных международных финансов такой выбор характеризуется серьезными рисками.

      Финансовые  ресурсы экономического роста. В развитых странах необходимость увеличения финансовых ресурсов для поддержания экономического роста при участии национальных денежных властей является фактом, не вызывающим сомнения. В российских условиях используются иные подходы. При величине монетизации экономики, составляющей менее 30%, значительная часть ресурсов фактически выводится из оборота. Растущая экономика нуждается в дополнительных финансовых ресурсах. Если таковые отсутствуют на внутреннем рынке и не формируются внутри страны, то становится необходимым их привлечение из-за рубежа. Именно такая тенденция стала усиливаться в последние два года, когда начали использоваться мощные стерилизационные механизмы и было существенно либерализовано законодательство о валютном регулировании. 

      В условиях высокой финансовой волантильности повышаются требования к устойчивости финансового и банковского секторов, которые могли бы выдержать воздействия внешних шоков . Несмотря на рост российской банковской системы в последние годы, ее возможности не отвечают потребностям развивающейся экономики. Финансовые показатели различных секторов в немалой степени зависят от общего развития денежной сферы. Поэтому важны меры по укреплению самих банков, повышению их конкурентоспособности и росту капитализации, что увеличит потенциал участия и сделает его более устойчивым и долгосрочным.

      Необходимые меры. Чтобы вновь не войти в полосу рисков, аналогичных периоду 1998 г., следует предусмотреть ряд подходов и механизмов, которые, с одной стороны, уменьшили бы сами риски, а с другой – сделали бы экономику более устойчивой даже при негативном воздействии глобальных процессов. Отметим ряд важнейших моментов:

      1. Необходимы формирование и последовательная реализация  структурной политики, отмечающей новым вызовам глобальной экономики. Эта политика должна основываться на максимальном использовании передовых технологий и «экономики знаний», создающих условия для долгосрочного экономического роста и уменьшающих зависимость от мировой конъюнктуры.

      2. С учетом усиления глобальных  геополитических и экономических  рисков крайне актуален выбор  экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивый рост  и одновременно минимизирующих внешние риски. Здесь важны внутренние «точки опоры» экономического роста, которые стимулировали бы спрос, обеспечивали необходимый уровень инвестиций и адекватные масштаб и структуру производства, что невозможно без прочной финансовой базы, в которой внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы внутренними. Нужна скоординированная денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для формирования адекватных финансовых ресурсов.

      3. Необходимо проведение прогрессивных  структурных преобразований в  экономике и реализации инновационных  проектов делает еще более  актуальным вопрос о формировании  долгосрочных финансовых ресурсов.

      4. Следует повысить роль ЦБ, который  должен выполнять функцию кредитора последней инстанции. Сам спектр задач ЦБ с учетом мощного потенциала его инструментов нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи – контроль за инфляцией и валютным курсом – целями поддержания экономического роста и занятости.

      5. Необходимо укрепление банковского сектора как основы финансовой системы, рост его капитализации. Здесь возможны такие меры, как снижение норм резервирования, введение налоговых льгот на прибыль банков, а также их акционеров и иных инвесторов в случае, если она будет направлена на увеличение капитала. Следует более полно использовать потенциал, заключенный в системе государственных банков.

      6. Требуется более тщательный мониторинг  движения капиталов, причем не  только из страны, но и в  страну. При этом нужно уделять внимание качеству капитала, срокам, характеру и направлениям его использования, создавая стимулы, обеспечивающие приведение указанных параметров в соответствии с экономическими приоритетами. Следует рассмотреть возможность введения мер по регулированию объемов корпоративных внешних заимствований.

      7. Меры по валютной либерализации  должны сопровождаться разработкой  механизмов и рычагов чрезвычайного  характера, которые можно быстро  задействовать при наступлении  кризисных событий. 

      8. Актуальны меры, стимулирующие развитие внутреннего финансового рынка и делающие операции на нем более привлекательными по сравнению с внешними инвестициями.

      Все эти задачи не могут быть решены сразу, для этого требуются и  консолидированная заинтересованность участников рынка, и политическая воля, и объективные экономические условия, и многое другое. Но уже сейчас, пока экономическое положение дает нам запас прочности, нужно начинать системную работу по формированию основ устойчивого и долгосрочного развития страны, позволяющих эффективно интегрироваться в глобальную экономику и укреплять позиции национальных рынков и национального бизнеса.

      Стратегия экономического роста. В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Объем образующихся и накопленных в российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить трехкратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики.

Информация о работе Проблемы экономического роста в России