Проблема экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

В основе современного экономического роста лежит научно-технический прогресс. Те страны, которые приняли этот факт как руководство к действию, сегодня процветают, а остальные фактически вынуждены платить обладателям новых технологий интеллектуальную ренту за счет занижения цены труда своих граждан, за счет эксплуатации своих природных ресурсов. В связи с этим проблема разработки промышленной политики в Российской Федерации становится все более актуальной

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста в России
1.1. Влияние знания и информации на развитие общества 8
1.2. Роль государства в организации производства знаний 11
1.3. Состояние и тенденции развития человеческих ресурсов в России 15
Глава 2. Проблемы развития новой экономики в России
2.1. Факторы, влияющие на конкурентные возможности в России 26
2.2. Сетевые технологии – основа глобальной экономики завтрашнего дня 30
2.3. Наднациональная природа электронной экономики и
проблемы безопасности 36
Глава 3. Промышленная политика как фактор экономического роста
3.1. Роль государства в формировании промышленной политики
и правовых методов регулирования 38
3.2. Принципы формирования промышленной политики:
отечественная и мировая практика 45
3.3. Концептуальные ориентиры промышленной политики 51
Выводы 61

Файлы: 1 файл

Проблемы экономики России.doc

— 439.86 Кб (Скачать)

              Для этого нужна организация совместного мониторинга государства и бизнеса за процессами реструктуризации в промышленности. Социальная ответственность бизнеса будет проявляться в своевременном информировании государственных органов о предстоящих в ближайшие год-два сокращениях штатов в разрезе конкретных объектов, территорий и квалификаций высвобождаемых сотрудников. Целесообразны переговоры с собственниками каждого реструктурируемого предприятия о частичном софинансировании нового промышленного направления в этой местности.

              Социальная ответственность государства будет проявляться в оповещении (в частности, в рамках процедур рыночного импортозамещения) бизнеса о целесообразности размещения новых производственных объектов на соответствующих территориях. Таким образом, совместными усилиями государства и бизнеса станет возможным планомерное поддержание социальной стабильности в регионах, где по разным причинам переселение избыточного населения невозможно.

Формирование долгосрочной стратегии развития России делает актуальной постановку задачи выбора тех направлений, которые будут повышать конкурентоспособность страны завтра. Это заставляет по-новому подходить к выбору «точек роста». По утверждениям многих экспертов потенциальные «точки технологического роста» в современном мире лежат в так называемых технологических кластерах.[12]

Технологические кластеры обычно состоят из компаний нескольких  отраслей, выпускающих готовый продукт, материалы и оборудование (например, компании в области информационных технологий в Силиконовой долине в США и телекоммуникационные компании в Эспоо в Финляндии). В качестве технологических кластеров, которые будут оказывать значительное влияние на конкурентоспособность экономики страны называются нанотехнологии, научный уровень разработок которых в России соответствует мировому; клеточные биотехнологии, находящие уже сейчас применение во многих отраслях экономики; производство новых материалов; информационные технологии и ряд других направлений.  Государственные и частные инвестиции в эти направления будут оказывать значительное влияние на конкурентоспособность экономики страны. Поддерживать имеющиеся кластеры и способствовать возникновению новых – задача современной промышленной политики России.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

1.      К настоящему времени инновационные процессы в фундаментальных и прикладных    исследованиях   стали    определяющими   для   создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции, которой принадлежит будущее. Внедрение инноваций в передовых странах приобретает все большее значение для обеспечения устойчивого развития общества, как на   микроэкономическом,   так   и   на   макроэкономическом   уровнях.
Фирмы,   специализирующиеся   на   создании   и   выпуске   подобной продукции вышли на передовые позиции среди крупнейших мировых производителей по объему капитализации.

2.      Несмотря на то, что основная роль в управлении инновационными процессами   отводится   государству,   инвестиции   частного   капитала оказываются более эффективными, чем государственные,  благодаря более     тщательной    предварительной    проработке    инновационных проектов из-за связанных с ними рисков и исключению возможного лоббизма.

3.      Стало   очевидным,   что   успешное   внедрение   инноваций   возможно только при  наличии в научной сфере четкого механизма менеджмента, обеспечивающего прохождение всего жизненного цикла инновации - от реализации идеи до сбыта готовой продукции. Опыт показал,   что   менеджмент   в  этой   области  должен   осуществляться профессионалами,   что   позволит   обеспечить   оптимальное   решение вопросов,         связанных        с        коммерциализацией         результатов фундаментальных исследований и перспективных научно-технических проектов.

4.      Концентрация релевантных знаний и переход к управлению знаниями открывают новые высокоэффективные пути решения проблем, таких как практическая реализация модели «идея  ...  сбыт» и повышение достоверности   прогнозирования   при   отборе,   подготовке   сценариев развития   и    корректировке   национальных   приоритетов,   поскольку управление знаниями, помимо научно-технических аспектов, охватывает также экономические, юридические и социальные вопросы. По мнению ряда компетентных ученых, компании, формирующие свою деятельность и соответствующие бизнес-планы с использованием систем управления знаниями, станут лидерами на рынках XXI века. Анализ приоритетных направлений исследований наиболее развитых стран показывает, что глобальное влияние на формирование будущей картины мира окажет сетевая организация процесса получения новых знаний, обеспечивающая быстрое распространение информации о важнейших научных результатах и технологических разработках в области приоритетных направлений развития науки, техники и критических технологий.

5.   Основным критерием оценки инновационных проектов и программ
развития являются их значимость (экономическая эффективность) с
учетом   соответствия   национальным   приоритетам,   а   их   отбор   для
долевой    государственной    поддержки    осуществляется    в    рамках
конкурса бизнес-планов. Механизмы стимулирования исследований в
разных  компаниях значительно  отличаются  друг  от  друга,  однако
общей характерной чертой является выбор оптимального для каждой
конкретной структуры сочетания прямой и косвенной поддержки.

6.   За рубежом  одним из  наиболее  важных инструментов реализации
политики государства в сфере науки является ее интеграция с системой
образования,   а  также   с   фирмами,   обеспечивающими   организацию
производства инновационной продукции и ее продвижение на мировые
рынки.

7.   Отставание России составляет примерно   10-15  лет,  в  связи  с чем
необходимо   принятие   неотложных   мер,   чтобы   оно   хотя   бы   не
увеличивалось.

 

58

 



[1] Е. Ясин, О. Яковлев Конкурентоспособность и модернизация российской экономики, Вопросы экономики №7, 2004, с. 6 

[2] Г. Фетисов Золотовалютные резервы России: объем, структура, управление - Вопросы экономики, №1, 2005 с.49-61

 

[3] А. Некипелов О стратегических установках и экономической политике федеральных властей - РЭЖ, 2004, №5/6, с.10 -11

[4] http://www.opec.ru/news/ 11.04.2005

[5]В. Мау Экономико-политические итоги 2002 года и особенности экономической политики в преддверии выборов. Вопросы экономики №2, 2003.

[6] Е. Гайдар Перспективы экономического развития России. Финансовые известия. 25 фев. 2003.

[7] С. Глазьев О стратегии развития российской экономики. март 2002. www.glazev.ru

[8] Опыт формирования и реализации современной промышленной политики в развитых странах. Институт мировой экономики и международных отношений РАН.

[9] См. напр. С. Сулакшин О задаче разработки промышленной политики в России. Россия в условиях трансформаций. М. 2002.

[10] М. Кирпичников Российская фундаментальная наука является не только национальным приоритетом, но и общемировой ценностью. http://www.opec.ru/ 24.05.2005

 

[11] В. Евтушенков Конкурентоспособность: восемь козырей России. Кластер – будущее страны. /Ведомости, 13 и 23 мая 2005 г.

[12] В. Евтушенков Конкурентоспособность: восемь козырей России. Кластер – будущее страны. /Ведомости, 13 и 23 мая 2005 г.

 


Информация о работе Проблема экономики России