Появление теории инноватики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

Инноватика - сравнительно новое научное направление, которое рассматривает инновацию в ее развитии от идеи до внедрения.

Оглавление

Введение 3
1. Появление теории инноватики 4
Заключение 13
Список использованных источников 14

Файлы: 1 файл

v12 Появление теории инноватики.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    В волновой теории Н.Д. Кондратьева австрийский  экономист Йозеф Шумпетер, работавший в Гарвардском университете США, увидел возможность преодоления  кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через технические, организационные, экономические и управленческие нововведения. В фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939) Шумпетером приведены три разновидности циклов. Первый цикл был связан с промышленным переворотом, начало которому положило развитие промышленности в Великобритании. Второй цикл совпал с появлением железных дорог, машиностроения, пароходов и продолжился до 90-х гг. XIX столетия. Третий цикл был связан с применением в промышленности электроэнергии, изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием химической промышленности.

    В теории и методологии инноватики приведенные Шумпетером деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.

    Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-нибудь. В современной концепции жизненный цикл техно логического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом времени примерно в 100 лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада в течение примерно 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада.

    В тесной взаимосвязи со сменой фаз  в жизненном цикле технологического уклада принято различать в современной концепции инноватики нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в недрах экономики предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на определенном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных компаний, которые первыми применили нововведения-продукты. Они успешно развиваются, добиваясь высокой прибыли, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной собственности.[3, c.96]

    Однако  монопольное положение на товарном рынке может неожиданно закончиться из-за конкуренции других товаропроизводителей, которые будут стремиться произвести более совершенный нововведение-продукт. Поэтому организация-монополист в период стабилизации производства нового продукта, не дожидаясь, пока появятся конкуренты, своевременно приступает к продаже лицензий на технологию производства своих изделий. В результате происходит распространение нововведений-процессов, сопровождаемое массовым перераспределением капиталов в технологические цепи нового уклада в общественном производстве. Доминирующее положение нового технологического уклада приводит к постепенному падению прибыльности производства в предшествующем укладе.

    В свою очередь, организация, которая  продала лицензию, получает в итоге дополнительные средства для проведения инновационной деятельности по созданию новой и более конкурентоспособной продукции. Отсюда берет начало очередной деловой цикл, предупреждающий спад в промышленном производстве (очередная средняя волна, по Н.Д. Кондратьеву).

    Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров многими, часто  непредсказуемыми причинами. Однако наиболее часто конъюнктурные изменения определяются таким фактором, как модернизация выпускаемой продукции со стороны отдельных предприятий. Это вызывает дополнительный спрос на рынке товаров, продлевает жизненный цикл продукции как инновации (англ. innovation — новое научно-техническое достижение, нововведение как результат введения новшества).

    Технологически  развитые страны перешли от четвертого к пятому технологическому укладу, вступив на путь деиндустриализации производства. В то же время по продукции четвертого технологического уклада проводится модификация выпускаемых моделей (например, автомобилей), чего вполне достаточно как для обеспечения платежеспособного спроса в своих странах, так и для удержания рыночных ниш за рубежом.

    В российской экономике по ряду объективных  причин еще не полностью использован потенциал третьего и четвертого технологических укладов. Одновременно были созданы наукоемкие производства пятого технологического уклада. В табл. 1 приводится краткое содержание технологических укладов отечественной экономики.

    Таблица 1

    Краткое содержание технологических  укладов отечественной  экономики

Порядковый  номер технологического уклада Период  доминирования Ключевой  фактор технологического уклада Основные  компоненты доминирования технологического уклада Формирующийся новый уклад Преимущества  данного технологического уклада
3 1880-1930 гг. Электродвигатель, сталь Электротехническое и тяжелое машиностроение, производство стали, ЛЭП, неорганическая химия Автомобилестроение, органическая химия, цветная металлургия Повышение гибкости производства на основе электродвигателя, стандартизация производства
4 1930-1980 гг. Двигатель внутреннего  сгорания Авто-и тракторостроение, цветная металлургия, синтетика, органическая химия Радары, строительство  трубопроводов, авиапромышленность, космотехника Массовое и  серийное производство
5 1980-2030 гг. Микроэлектронные элементы Электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, роботостроение Биотехнология, тонкая химия, термоядерный синтез Индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, новые формы собственности

     В современной концепции теории инноватики принято выделять также такие понятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл технологии производства». Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций. На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства новой продукции. Как первая, так и в особенности вторая фаза связаны со значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости продукции и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазы жизненного цикла продукции. Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж.

 

       Заключение

      Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога. Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

      В зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:

      как процесс (Б. Твисс, А. Койре, И.П. Пинингс, В. Раппопорт, Б. Сайта, B.C. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);

      как систему (Н.И. Лапин, И. Шумпетер);

      как изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);

      как результат (А. Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич).

      Кроме того, инновации являются объектом рассмотрения новых наук. При этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи прежде всего рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов. В технических науках акцентируется внимание на технологической стороне изменений принципиально новых технологий. В экономической науке фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшества.

      Мощный  толчок началу серьезных исследований инноваций и их роли в экономическом  развитии дали работы Н. Кондратьева, которого известный американский экономист Питер Друкер назвал экономистом номер один XXI века. Рассмотренные Кондратьевым большие циклы конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были признаны инновации.

      Список использованных источников

 
       
  1. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М.: Омега-Л, 2008. - 415 с.: табл. - (Высшая школа менеджмента). С. 11-21.
  2. Варфоломеева Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях        инновационного развития: Монография. – М.: Ось-89, 2008.
  3. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент. Учебное пособие, - СПб. ООО «Андреевский издательский дом». - 2005. с. 13-20.
  4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Гофинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 382 с. С. 26-27.
  5. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, 2002
  6. Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов. //С.Д.Ильенкова. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1999.
  7. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / пер. с англ. И.И. Дюмулена, У.И. Козлова, М.З. Штернгарца; вступ. ст. Г.В. Полуниной. М.: Прогресс, 1966
  8. Нехорошева Л.Н. Научно-технологическое развитие и рынок.- Мн.: БГЭУ, 1996. с. 9-25.
  9. Симановский С. К использованию научно-технического потенциала РФ и СНГ./ "Российский экономический журнал", N 4, 2008 г.

Информация о работе Появление теории инноватики