Особенности механизмов инновационного развития зарубежных развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:18, реферат

Краткое описание

Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.
Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Оглавление

1 Инновационный тип развития экономики, признаки, сущность и классификация инноваций 3
2 Инновационная экономика развитых индустриальных стран 7
3 Методологические подходы к формированию национальных инновационных систем 10
4 Структура и основные компоненты национальных инновационных систем 14
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

1 Инновационный тип развития экономики.docx

— 45.90 Кб (Скачать)

     В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были Исследовательский  парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж  в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле. Они  повторили раннюю модель технопарков  США, особенность которой в наличии  одного учредителя, а основной вид  деятельности - сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.

     Современная европейская модель технопарка имеет  следующие особенности:

     - наличие здания, предназначенного  для размещения в нем десятков  малых фирм (это способствует  формированию большого числа  новых малых и средних инновационных  предприятий, пользующихся всеми  преимуществами системы коллективных  услуг);

     - наличие нескольких учредителей  (этот механизм управления значительно  сложнее механизма с одним  учредителем, однако намного эффективнее,  например, с точки зрения доступа  к финансированию).

     В 80-е годы прошлого столетия технопарки стали создаваться в Канаде, Сингапуре, Австралии, Бразилии, Индии, Малайзии, Китае, Японии. Причем в Китае развитие технопарков как инструмента  опережающего развития взяло под  свое крыло правительство. Сегодня  в этой стране более 50 национальных технопарков и примерно столько  же создано на региональном уровне. Все они успешно работают, принося  миллиарды долларов прибыли.

     Правительствами большинства стран-лидеров технологической гонки наука и инновации рассматриваются не только как фундамент и одновременно инструмент повышения конкурентоспособности и безопасности, но и как базовый элемент общества нового типа, основанного на знаниях. Страны-лидеры неуклонно наращивают абсолютные объемы затрат на научные исследования и создание новых знаний и технологий. По относительному показателю затрат на НИОКР вперед недавно вышел Израиль, расходы которого выросли до 4,7 процента ВВП. Он опередил Швецию, где уже долгое время затраты на НИОКР превышают 3 процента ВВП. Япония также тратит на эти цели более 3 процентов ВВП, США — 2,7 процента. Ведущую роль в проведении долгосрочных прикладных и фундаментальных исследований и разработок в этих странах играет предпринимательский сектор. Бизнес финансирует от 61 процента (Франция) до 75 процентов (Швеция) общенациональных затрат на ИР, а в ряде стран корпорации вкладывают средства и в развитие фундаментальной науки. Так, в Японии, например, они обеспечивают более трети расходов на эту сферу, в США — более четверти, а в Южной Корее, где университеты и государственный сектор науки относительно слабы, — почти половину.

     В вышеназванных странах государство  с учетом специфики научного “производства” уделяет неослабное внимание регулированию  сферы научных исследований, ставшему самостоятельным, часто приоритетным направлением его экономической  политики. Слабости рыночного механизма  преодолеваются с помощью различных  мер: прямого участия государства  в производстве знаний — организации  лабораторий, находящихся на бюджетном  финансировании; предоставления для  проведения фундаментальных исследований безвозмездных субсидий ученым, находящимся  вне государственных институтов; обеспечения благоприятных условий  для частного производства научных  знаний и технологий посредством  предоставления ему налоговых льгот  или субсидий.

     Главным финансовым инструментом научно-технической  политики государств является использование  бюджетных средств. За счет них покрываются  от одной пятой до половины национальных расходов на НИОКР. Из государственных  бюджетов практически полностью  финансируется фундаментальная  наука в университетах, оборонные  исследования в государственных  лабораториях и по контрактам в частном  секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных  установок — ускорителей, телескопов, космических станций и т. д. На фундаментальную науку в развитых странах расходуется от 6 до 22 процентов  всех вкладываемых государством в науку  средств. Наряду с прямым финансированием  исследований и разработок государство  стимулирует инновационную деятельность предпринимательского сектора с  помощью достаточно широкого арсенала средств экономической и бюджетной  политики. К числу этих средств, в  частности, относятся: включение затрат на ИР частного сектора в себестоимость  продукции; списание значительной части  научного оборудования по ускоренным нормам амортизации; применение адресных налоговых льгот; льготное кредитование ИР и долевое финансирование крупных  проектов; безвозмездная передача или  предоставление на льготных условиях государственного имущества или  земли для организации инновационных  предприятий или научной инфраструктуры в регионах.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Методологические подходы к формированию национальных инновационных систем 

     Концепция формирования национальных инновационных  систем (НИС) получила свое развитие в  начале 80-х годов прошлого века. При  этом определение "национальная" однозначно трактуется как "государственная" инновационная система. С точки  зрения Европы, такое определение  вполне оправдано, поскольку европейские  государства, в основном, образованы по национальному признаку. В ряде стран существует административное деление по национальному признаку. И здесь тоже надо обратить внимание на следующие обстоятельства. Социально-экономическое  развитие отдельных регионов хотя и  может существенно различаться, но к ним в пределах государства  могут быть применены единые экономические  подходы.

     НИС различных стран существенно  отличаются друг от друга. До настоящего времени нет единого определения  понятия НИС. Единая методология  формирования НИС также не разработана. Более того, перед НИС различных  стран могут ставиться и различные  цели. Так, например, Франция видит  основную задачу НИС в создании дополнительных рабочих мест, а Германия - в развитии прогрессивных технологий. При этом по оценкам европейских экспертов, общая эффективность обеих НИС  примерно одинакова.

     Основная  же цель национальной инновационной  системы заключается в повышении  качества жизни населения путем:

  • создания дополнительных рабочих мест как в сфере науки, так и производства и услуг,
  • увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения,
  • повышения образовательного уровня населения,
  • вывода производств, в первую очередь экологически вредных, в страны третьего мира,
  • решения собственных экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.

     В каждом конкретном случае стратегия  развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного  потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда, а также историческими  и культурными традициями и особенностями. На развитие инновационной деятельности не влияют ни тип государства, ни политические режимы. Так, инновационная деятельность успешно развивается и в федеративных государствах (США, Германия), и в  унитарных (Франция), и в условиях конституционной монархии (Великобритания, Нидерланды, Испания), а также при коммунистическом режиме Китая. Развитие инновационных процессов за рубежом происходило в условиях устойчивой политической ситуации и при стабильно функционирующей экономике.

     В части регулирования развития НИС  государства принимают на себя:

  • установление рамочных условий развития инновационного бизнеса,
  • разработку стратегии инновационного развития экономики,
  • проведение прогноза технологического развития и определения на этой базе научно-технологических приоритетов,
  • поддержку развития инновационной инфраструктуры,
  • разработку и реализацию мер по косвенному и прямому стимулированию инновационной деятельности, однако, эти меры, как правило, не направлены на прямое финансирование выпуска продукции,
  • участие в развитии сферы исследований и разработок (ИР-сферы), при этом безусловный приоритет отдается фундаментальной науке.
  • Как показывает опыт, для успешного становления НИС в государстве необходимы следующие условия:
  • Стабильность системы государственного управления сферой исследований и разработок (ИР-сферой),
  • Четкая постановка целей и задач,
  • Формирование государственной инновационной политики и ее нормативное, правовое и ресурсное обеспечение,
  • Взаимодействие центральных и региональных властей,
  • Равноправное участие науки, промышленности и бизнеса в реализации инновационной политики.

     Новый этап развития НИС, заключающийся в  их объединении в единую сеть, начался  в марте 2000 года, когда на заседании  Европейского Совета в Лиссабоне  была предложена программа создания инфраструктуры знаний, активизации  инноваций и экономических реформ, модернизации систем социальной поддержки  и реформы образования. Целью  данной программы является построение наиболее компетентной и динамичной экономики, основанной на знаниях, которая  должна обеспечить ЕС мировое лидерство.

     При этом особо подчеркивалось необходимость  решения двух основных задач:

  • получение максимума инновационных преимуществ за счет национальных и общеевропейских усилий в поддержке исследований;
  • создание дружелюбной окружающей среды для начала и развития инновационного бизнеса.

     Одним из первых шагов по созданию единого  инновационного пространства стала  разработка системы показателей  инновационной деятельности, предназначенная  для проведения сравнительных оценок развития инновационной деятельности в странах ЕС, а также сопоставление  их с другими странами, включая США и Японию. В настоящее время в Европе происходит интеграция национальных инновационных систем стран-членов ЕС в единое научно-технологическое и инновационное пространство. По завершению этого периода будут созданы реальные условия для создания глобальной мировой инновационной системы, основу которого составит инновационный потенциал США и ЕС.

     В последнее десятилетие политика индустриально развитых стран в  отношении НИОКР стала носить более избирательный характер.

     Переориентация  политики государства на цели структурной  перестройки и существование  сильных бюджетных ограничений  привели к распространению во многих индустриально развитых странах  точки зрения, согласно которой государство  не должно распылять свои усилия и  имеющиеся в распоряжении свободные  ресурсы по всем развивающимся направлениям. Следует сконцентрировать их в наиболее важных для будущего всей национальной экономики стратегических отраслях промышленности.

     Поддержка стратегических отраслей промышленности осуществляется практически всеми  индустриально развитыми странами, хотя и принимает на практике самые  различные формы. Большинство государств не ограничиваются при этом только финансовыми субсидиями. Они используют разнообразный набор инструментов воздействия на частный сектор, затрагивающих  инвестиционный процесс, сферу торговли, условия рыночной конкуренции и  процесс освоения новых технологий.

     В странах Западной Европы поддержка  стратегических отраслей промышленности оказывается как на государственном, так и на межгосударственном уровне. Характерные примеры в первом случае связаны с развитием высокоскоростного  железнодорожного транспорта и электроники  во Франции, аэрокосмической промышленности в Великобритании, Германии и Италии, самолетостроения в Нидерландах.

     Даже  правительство США при администрации  Р. Рейгана, отрицавшее на словах свою поддержку определенных отраслей промышленности и ратовавшее за всемерную защиту свободной конкуренции, на практике использовало элементы адресной промышленной политики. Наблюдатели полагают, что  именно эту цель преследовало, в  частности, активное участие государства  в создании консорциума крупных  фирм "Сематек" в области микроэлектроники. Аналогичным образом значительный вклад в развитие биотехнологии  был обеспечен в США за счет крупномасштабного финансирования НИОКР по линии Национальных институтов здравоохранения и Национального  научного фонда. Многие отрасли промышленности США (например, аэрокосмическая) по существу выросли на крупномасштабных закупках министерства обороны. Продолжается эта  политика и при всех следующих  президентах США, включая Дж. Буша-младшего.

     Исходя  из анализа имеющегося зарубежного  опыта, можно сформулировать основной закон формирования национальной (государственной) инновационной системы:

     «Национальная (государственная) инновационная система  однозначно соответствует общественно-экономическим  отношениям и уровню развития производительных сил государства, на территории которого она функционирует».

     Следствием  из этого закона является то, что  НИС должна формироваться индивидуально  для каждой страны, однако, в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные положительно зарекомендовавшие  себя подходы. Концепция НИС получила широкое развитие в большинстве  стран - членах ЕС, США, Японии. В целом, зарубежный опыт показывает, что для  успешного формирования НИС, в первую очередь, нужна политическая воля, опирающаяся  на здравый смысл, реальные факты  и научное предвидение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности механизмов инновационного развития зарубежных развитых стран