История развития предпринимательского права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:41, доклад

Краткое описание

В работе рассматривается происхождение предпринимательского права с времен Древней Руси и по сегодня.

Файлы: 1 файл

доклад №1.docx

— 22.04 Кб (Скачать)

История развития предпринимательского права в России

1.1 Происхождение предпринимательского  права: Древняя Русь

Говоря о происхождении  предпринимательского права на Руси, необходимо отметить Русскую правду, содержащую нормы и принципы обычного права, на которые оказало заметное влияние византийское и каноническое право. Субъектами Русской правды являются физические лица. Нормы Русской правды защищают движимую и недвижимую частную  собственности, регламентируют порядок  ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. В основе построения Русской правды лежит казуальная система, предусматривающая различные  жизненные ситуации, в ней отсутствует  абстрактная терминология: “владение”, “собственность”, “преступление”.

На древнерусские правовые источники значительное влияние  оказывало оккупационное законодательство. В период правления Золотой Орды источником права была Великая Яса  Чингисхана (1206), содержавшая нормы  обычного права, уголовного права. С  усилением исламизации Орды возникали  суды кадиев и ингучи, действовавшие на основе шариата. Значительное влияние на развитие предпринимательских отношений оказали источники права Великого княжества Литовского.

В XV — XVII вв. предпринимательские  отношения начинают регулироваться специальными нормами: различными грамотами, судебниками. В это время широко распространяется договор, оформляемый  письменно. Кроме того, используется нотариальная (крепостная) форма следок в соответствии с Судебником 1497 г.

После массового восстания  в Москве на Земском соборе в результате систематизации законодательства принято  Соборное Уложение 1649 г. К этому времени  в России уже действовали третейские суды, назначаемые по просьбе сторон, которые решали частные споры. Соборное Уложение установило, что решение  третейского суда обязательно для  исполнения, апелляции не подлежит, а за нарушение полагаются санкции.

В период правления Петра I начинается унификация российского  с европейским законодательством. Развиваются передовые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товарищества на вере). Российские предприниматели  вместе с иностранными пайщиками  создают акционерные компании. Развитие предпринимательской деятельности контролируется государством через  Берг-, Мануфактур, и Коммерцколлегии. Деятельность Коммерцколлегии, занимающейся торговлей, регулировалась Регламентом 1719 г.

В 1729 г. Был принят Вексельный устав, имеющий значение для расчетов предпринимателей. После смерти Петра I дворянская реакция приостановила  кодификацию и с 1728 г. Верховный  Тайный совет указывает разобрать  законы “по старому” Соборному Уложению, дополнив их положениями Указа о единонаследии.

При Александре I была продолжена деятельность по кодификации, которая  велась и при Екатерине II, и при  Павле I. Значительный вклад в образование  основных отраслей права внесли исследования М.М. Сперанского, под руководством которого к январю 1832 г. был разработан Свод законов Российской империи. Свод законов содержал раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении  договоров. Кроме хозяйственных, регламентировались вилы договоров о товариществе: полное товарищество, товарищество на вере, компания на акциях и артель. Товарищества регистрировались, а для акционерных компаний требовалось  разрешение правительства.

Предпринимательская деятельность на Руси столетиями велась в интересах  укрепления государства и обеспечения  многочисленной армии. Торговая жизнь  играла огромную роль в освоении и  объединении русских земель. Большое число людей вовлекалось в экономическую деятельность, становилось заинтересованным в ее результатах.

Широкое развитие предпринимательства  в России было связано с исторические сложившимся характером народа —  деятельным, расчетливым, способным  к следованию своей цели.

Важное место в развитии предпринимательства Руси занимало купечество. Купцы-профессионалы и  купеческий капитал появились примерно в XI веке. Купцы вели свою торговлю и  промысловую деятельность артелями или компаниями. Самые основательные  предприниматели объединялись в  торгово-промышленные ассоциации. Возникающие  между предпринимателями и потребителями  противоречия решались в специальном  торговом суде. Купцы, входившие в  ассоциацию, обладали большими привилегиями, например в случае финансовых трудностей им предоставлялся кредит или безвозмездная  помощь. Кроме ассоциаций в русских  городах существовали и другие профессиональные объединения предпринимателей.

Правовой статус купечества приобретал все большую определенность. При Петре I в 1703 г. было создано купеческое собрание в Петербурге, которое фактически являлось первой российской биржей. В  частные руки передавались казенные полотняные заводы, организовывались торгово-промышленные компании. Павел I реорганизовал Коммерцколлегию, включив в нее 13 выборных купцов. Александр I, хотя и запретил выборность купцов, издал в 1807 г. Манифест “О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий”. Этим Манифестом разрешалось организовывать товарищества для внешней торговли.

 

1.2. Русское предпринимательство  в конце XIX — начале XX вв.

Особый этап русского предпринимательства  приходится на конец XIX-начало XX века. Он связан с отменой крепостного права 19 февраля 1861 годов и проведением реформ (земской, городской, военной, просвещения и печати). Самодержавие предоставляет широким слоям населения России право заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении государством.

Быстро развивалось предпринимательское  законодательство, ширилось кооперативное  движение. Издаются “Устав о промышленности заводской и фабричной” (регламентирующий деятельность казенных, частных и  частных посессионных предприятий), новый “Ремесленный Устав”, типовые  “Торговый Устав”, “Биржевой Устав”, и “Устав о торговой несостоятельности”. В 1895 г. принято “Положение об учреждении мелкого кредита”, предусматривавшее  создание кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс; в 1897 г. принимается примерный  Устав потребительских кооперативных  обществ. В это время в предпринимательском  праве окончательно сформировалось понятие юридического лица.

Широкая предпринимательская  деятельность позволила России во второй половине XIX века и в начале XX века сделать мощный промышленный рывок  и стать одним из наиболее развитых и богатых государств. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности были унифицированы в соответствии с требованиями европейских рыночных отношений. Российская юридическая  наука и законодатель подробно разрабатывает  понятие юридических лиц, которые  подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве таковых  создавались соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические  лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным  разрешением власти), явочным (путем  регистрации) порядком. Товарищества подразделялись на полное, по вере и акционерное. В юридической терминологии и в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется “торгово-промышленное предприятие”, которое могло иметь различные конкретные виды: тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества. В области предпринимательского и торгово-промышленного законодательства можно отметить следующие особенности: в связи с ведением войн и наличием революционной ситуации нормативное регулирование предпринимательской и коммерческой деятельности переплеталось с вмешательством властных структур в оборот; демократизацией и реорганизацией старых организационно-хозяйственных форм (введением в состав торгово-промышленных органов разных групп, общественных организаций, советов, кооперативов и т.д.) и появлением новых; влиянием зарубежного законодательства на правовые и научные традиции; повышением роли профсоюзов общественных союзов и партий в развитии предпринимательских отношений .

На развитие предпринимательских  отношений значительное влияние  оказывают военные действия и  высокий революционный настрой  рабочих и крестьян. Профсоюзы, партии и советы оказывают давление на законотворческую деятельность Временного правительства. В марте принимается постановление  “О кооперативных товариществах  и их союзах”, возникающих без  особого разрешения правительственной  власти. В апреле принимается Положение “О регистрации товариществ, обществ и союзов”, дополнившее Устав гражданского судопроизводства и определившее порядок регистрации обществ (в регистрационных отделах окружных судов), значительно упрощенный, а также Закон “О рабочих комитетах в промышленных заведениях”, которые создавались на предприятиях и должны были рассматривать споры рабочих с предпринимателями, представлять рабочих перед правительством, наниматься культурно-просветительской деятельностью.

Развал экономики и  продолжающаяся война усиливали  революционный настрой населения, и к осени 1917 г. Временное правительство  утратило контроль над большей частью армии и окраинами России.

 

1.3. Предпринимательство  в СССР

Предпринимательские отношения  в России после 1917 г. существенно  изменились, перешли к административно-хозяйственным  и стали основываться на таких  категориях, как национализация, план, государственное регулирование.

Крупные и средние предприниматели  наряду с дворянством, купечеством  были отнесены к эксплуататорским классам  и подверглись репрессиям.

Формирование основ социалистического  права началось принятием первых декретов второго Всероссийского съезда советов. Декрет о суде № 1 отменил  действие старых законов, если они противоречили  “революционному правосознанию”. Конституция РСФСР, была принята 10 июля 1918 года и закрепила: диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистической собственности  на средства и орудия производства и ликвидацию эксплуатации человека человеком и т.д.

В период новой экономической  политики (НЭПа) некоторые элементы предпринимательской жизни были воссозданы. В марте 1921 г. X съезд партии провозгласил переход к НЭПу. Были достигнуты существенные результаты, но по мере развития мелкое производство стремится к переходу к среднему и крупному, которое уже сможет оказывать влияние на экономику, а этого политическая система допустить не могла. Система налогообложения и государственного контроля, ужесточавшаяся по мере развития предпринимательства, привела к укрыванию частного капитала. В начале 30-х гг. частное предпринимательство практически не существовало в законных формах.

Все организации, обладающие правом юридического лица, делились на корпорации и учреждения. Закон признавал  юридическими лицами самые различные  формирования, но не представлял прав юридического лица тем объединениям, которые существовали “вне его прямых велений и определенного им объема правоспособности”.

Все юридические лица делились на:

1. преследующие цели чисто  хозяйственные;

2. преследующие цели публично-правовые, культурные, социальные .

Хозяйственные организации  пользовались большей свободой, чем  учреждения.

Одной из организационно-правовых форм хозяйствования являлись тресты. В 1921 — 1922 гг. в основе трестов выступала  их хозяйственная и правовая самостоятельность, а в 1927 г. тресты были органами государства, выполнявшими плановые задания.

Использовали такие формы  хозяйствования, как товарищества и  акционерные общества. Особенностью акционерных обществ был складочный капитал и свободное распоряжение акционеров своими паевыми взносами. Но плановое начало проникало и в  эту форму хозяйствования. Проявлением  этого было издание привилегированных  акций. Обеспечение определенного  числа мест в правлении за государственными органами, введение режима “безответственности по долгам” для определенной части имущества акционерного общества, пайщиками АО стали выступать предприятия “дочернего”, вторичного типа.

На акционерные общества распространялись нормативные акты и правила, регулирующие деятельность государственных предприятий. Использовались и такие юридические формы, как  государственные товарищества.

В первые годы после революции законодательство различало два типа товарищеских объединений:

1. товарищество лиц (полное  товарищество);

2. товарищество капиталов  (акционерное общество) .

Постановлением Совета Труда  и Обороны от 19 февраля 1926 года государственным  предприятиям разрешалось участие  в полных товариществах “при условии  соответствия целей товарищества уставным целям предприятия”. В 1927 году было принято Положение об акционерных  обществах. В нем указывалось, что  государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хозяйственную деятельность. Принцип обезличенности акций был заменен определенно-личностными отношениями.

Государственные и смешанные  акционерные общества лишь по форме  являлись акционерными обществами, но по существу они сохранял черты государственного предприятия. Акционерная форма  стала неприемлемой для государственных  предприятий и постепенно была вытеснена  окончательно из всех отраслей и сфер жизни общества.

Административно-командные  методы управления продолжали использоваться и после войны. Во второй половине 60-х гг. правовая форма стала использоваться интенсивнее. Экономическая реформа 1965 г. открыла дорогу инициативе и  самостоятельности предприятий. Предприятия  разрешалось устанавливать нормы  выработки, графики сменности, должностные  инструкции, решать другие вопросы. Но в централизованном порядке по-прежнему регулировалось все до мелочей. Законодательство превращалось в громоздкую, негибкую систему и в результате становилось  тормозом на пути социального развития.

Перестройка общества, объявленная  в стране в 1985 г., выдвинула задачу расширения инициативы и самостоятельности  предприятий. Однако очередной законодательный  бум (Закон о государственном  предприятии, Закон об индивидуальной трудовой деятельности, Закон о собственности  м др.) не имел своей направленностью отказ от государственной собственности и строго централизованной системы министерств и ведомств.

Информация о работе История развития предпринимательского права в России