Инструменты инфраструктурного обеспечения национальной инновационной системы Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Оглавление

Введение 1

1. Инновационная деятельность Республики Казахстан 4

2. Разработка нормативных документов и государственных программ 7

3. Технопарки 10

4. Венчурные фонды 13



Заключение 16

Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Готовая2.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Центр маркетингово-аналитических исследований обеспечивает информацией о рынках, мировых тенденциях, изменениях внешней и внутренней конъюнктуры по конкретным товарам, отраслям, видам производств; проводит ряд исследований с авторитетными и опытными международными консалтинговыми компаниями в целях улучшения бизнес-среды, повышения уровня факторов, влияющих на конкурентоспособность экономики страны.

Оператором создания и развития инновационной инфраструктуры в Казахстане является "Центр инжиниринга и трансферта технологий", основными задачами которого являются оказание инжиниринговых услуг, трансферт передовых зарубежных технологий, оказание консультационных, информационных, юридических и иных услуг при трансферте технологий, маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий и анализ мировых тенденций развития в данной сфере.

Согласно поручению Главы государства был проанализирован международный опыт, и он послужил для формирования предложений в Налоговый Кодекс. Предприятия смогут уменьшить налогооблагаемую базу на 50% от объема затрат в НИОКР. Недропользователи будут отчислять не менее 1% от совокупного годового дохода на собственный НИОКР. Отдельные налоговые льготы получит и еще только развивающаяся венчурная индустрия. Будут предоставлены 7-е налоговые каникулы для предприятий, реализующие инвестиционные стратегические проекты, в том числе выпускающие высокотехнологичную продукцию.


3. ТЕХНОПАРКИ

 

Одной из основных направлений государственной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, включающей создание специализированных субъектов инновационной деятельности государственного, межотраслевого, отраслевого и регионального характера. Сегодня очевидно, что полноценная инновационная деятельность в стране не может развиваться без таких новых объектов инновационной инфраструктуры, как технопарков, технологических бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, высокотехнологичных компаний, а также без проведения конкурсов инновационных идей.

Технопарки - основополагающий элемент создаваемой в республике национальной инновационной системы. Главная задача, которая ставится перед технопарками, - посредством предоставления в пользование инициаторам инновационных проектов производственных площадей и коллективных бизнес-услуг обеспечить благоприятные условия для коммерциализации научных разработок и их внедрения в промышленное производство.

Согласно Закону РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 07.07.2006 г. технопарки осуществляют следующие виды деятельности:

1) управление материально-техническим комплексом;

2) привлечение потенциальных субъектов инновационной деятельности для участия в развитии технопарка;

3) эксплуатационное обслуживание инфраструктурных ресурсов, оказание услуг субъектам инновационной деятельности, осуществляющим деятельность на территории технопарка;

4) представление интересов субъектов инновационной деятельности, осуществляющих деятельность на территории технопарка, в отношениях с государственными органами;

5) оказание содействия в приобретении инновационных технологий и обмене информацией между научно-исследовательскими организациями, организациями образования и другими субъектами инновационной деятельности, осуществляющими деятельность на территории технопарка;

6) предоставление на договорных условиях работ и услуг, необходимых для осуществления инновационной деятельности;

7) иную деятельность, не противоречащую законодательству Республики Казахстан.

Для этого технопарки должны располагать материально-технической базой, включая объекты недвижимости на праве собственности или праве постоянного или долгосрочного временного землепользования, необходимой для оказания содействия субъектам инновационной деятельности.

В республике формируется двухуровневая система технопарков – национальные научно-технологические парки и региональные технологические парки. Национальные технопарки ориентированы на создание в Казахстане новых отраслей, которые должны способствовать обеспечению будущей конкурентоспособности казахстанской экономики.

Отличительной особенностью национальных технопарков является наличие режима Специальной экономической зоны с льготным налогообложением. К национальным научно-технологическим паркам относятся, например, Парк информационных технологий (пос. Алатау), Национальный индустриальный нефтехимический технопарк (г. Атырау), технопарк ядерных технологий «Токамак» (г. Курчатов), технопарк космического мониторинга (Алматы, Астана и Приозёрск).

 

 

Региональные технопарки, среди которых Алматинский технологический парк (Алматы), Технопарк «Алгоритм» (Уральск), технопарк «Бизнес-Сити» (Караганда), создаются с целью определения, раскрытия и развития инновационного потенциала, инновационной способности региона, обеспечения потребности экономики региона в инновационных продуктах. На региональном уровне системообразующими составными частями технопарков являются промышленные предприятия регионов, научные и академические организации. Региональные технопарки обеспечивают поэтапное повышение технологического уровня экономики и создают условия для малого и среднего наукоёмкого и технологичного бизнеса.

Главной целью технопарков является определение, раскрытие, развитие инновационного потенциала страны и, в особенности, ее регионов, а также обеспечение потребности экономики в инновационных продуктах. Создание и дальнейшее развитие технопарков призвано решить основную задачу в формировании конкурентоспособного перерабатывающего сектора экономики - укрепление связи науки с производством, внедрение современных технологий, повышение производительности труда в промышленности и, как следствие, производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Внедрение и работа технопарков в Казахстане осуществляется по современной европейской модели, имеющей следующие особенности:

наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (это способствует формированию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг);

система обслуживания, состоящая из сложного и простого сервиса, набираемого из фирм, которые образуют необходимый для сложившегося состава инновационных предприятий сектор обслуживания.

Как свидетельствует зарубежный опыт, малое и среднее предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая инновационного потенциала промышленно развитых стран. Малые и средние инновационные фирмы являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

Дальнейшее развитие технопарков в Казахстане призвано решить задачи укрепления связей науки с производством, внедрения современных технологий, повышения производительности труда в промышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

 

4. ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ

 

Венчурный капитал (англ. Venture Capital) – капитал инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или конкурирующих на рынке предприятий и фирм. Венчурный капитал сопряжен с высокой или относительно высокой степенью риска. Он представляет собой долгосрочные инвестиции, вложенные в рискованные ценные бумаги или предприятия, в ожидании высокой прибыли.

Венчурные инвестиции – это, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего уровня.

Несмотря на наметившуюся государственную поддержку венчурных фондов, результаты показывают малое количество, как самих венчурных фондов, так и реализуемых ими проектов. Основными причинами этого стали дефицит интересных инновационных проектов, неосведомленность инноваторов о возможностях венчурного финансирования, ограниченные объемы финансирования. Это привело к формированию слабой венчурной инфраструктуры, ее концентрации в основном в городе Алматы.

При этом практика показывает, что венчурные фонды оперируют в непосредственной близости от своего месторасположения, их деятельность в регионах практически не представлена. Кроме того, отсутствуют условия для развития венчурных капиталистов - «бизнес-ангелов». В стране нет данных об их примерном количестве, их деятельность официально не признается предпринимательством. При этом ни один закон, касающийся инновационной деятельности, не отражает в должной мере понятие венчурного финансирования и, как следствие, отсутствует поддержка на законодательном уровне.

Национальный инновационный фонд (НИФ) развивает венчурную инфраструктуру в Казахстане: фонд является партнером в шести венчурных фондах Казахстана:

АО "Фонд Высоких технологий "Арекет"

АО "Венчурный фонд "Адвант"

АО "Акционерный Инвестиционный Фонд Рискового Инвестирования "Венчурный фонд Сентрас"

АО "Венчурный фонд Glotur Technology Fund"

АО "Аlmaty venture capital"

АО "Logycom perspective innovations"

Фонды созданы совместно с местными инвесторами на принципах государственно-частного партнерства. Доля НИФ в казахстанских венчурных фондах – до 49%. Инвестиционная политика данных фондов направлена на поиск и привлечение проектов в области IСT-технологий, новых строительных материалов, фармацевтики и других перспективных отраслях, имеющих экспортный потенциал.

Национальный инновационный фонд Казахстана намерен создать в республике два новых венчурных фонда для финансирования высокотехнологичных и высокорисковых проектов.

В настоящее время все существующие в республике венчурные фонды сосредоточены в Алматы, но планируется создание регионального венчурного фонда под названием «Каспий» совместно с акиматом Мангистауской области, а также создание отраслевого венчурного фонда совместно с дочерним предприятием национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» – казахстанским институтом нефти и газа.

Также есть большая заинтересованность в организации подобных фондов со стороны акиматов Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей, ведется работа с «Казахтелекомом» (национальным оператором связи) по возможному созданию отраслевого венчурного фонда.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инновационная деятельность в стране регулируется Законами Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» и «О науке».

К недостаткам действующего законодательства в области инновационной деятельности относится отсутствие центра ответственности за формирование и реализации единой государственной политики в области инновационно-технологического развития страны и, соответственно, отсутствие координации между государственными органами и институтами инновационного развития, научно-исследовательскими организациями и предприятиями реального сектора экономики.

Программа развития инноваций и содействия технологической модернизации нацелена на достижение устойчивого развития страны путем создания эффективной системы генерации и использования знаний в экономике, в том числе через ориентирование прикладной науки на задачи модернизации отечественной промышленности.

Развитие технопарков в Казахстане призвано решить задачи укрепления связей науки с производством, внедрения современных технологий, повышения производительности труда в промышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

венчурная

1. Закон Республики Казахстан от 07.07.2006 г. «О государственной поддержке инновационной деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.03.2009 г.)

2. Межотраслевой плана научно-технологического развития страны до 2020 года

3. Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы

4. Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы

5. Сулейменов Е.3., Васильева Н.В., Государственное регулирование инновационной деятельности в Казахстане, 2008 г.

6. http://www.nif.kz

7. http://www.lariba.kz/news/finance/

8. http://www.spb-venchur.ru/regions/44/innovatekz.htm

9. http://www.newskaz.ru/politics/20110513/1458926.html

17

 



Информация о работе Инструменты инфраструктурного обеспечения национальной инновационной системы Казахстана