Институциональные проблемы развития инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:36, реферат

Краткое описание

еобходимость перехода к инновационной экономике, способной, с одной стороны, обеспечить достаточное разнообразие производимых в стране продуктов, а с другой - сократить зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий значительно усилилась в связи с мировым финансовым кризисом. Падение мировых цен на энергоресурсы при одновременно высокой для России доле импорта повлекло за собой фактическую девальвацию национальной валюты. Успешное преодоление кризисных явлений во многом зависит от того, каким потенциалом будет обладать российская экономика по окончании кризиса. Этот потенциал и будет определять конкурентоспособность экономики России, повышение которой возможно на основе технологической модернизации за счет отечественных разработок и импорта передовых инновационных решений.

Файлы: 1 файл

институциональные проблемы освоения инноваций.docx

— 36.37 Кб (Скачать)

отечественных инноваций, а устойчивое доверие  к ним будет компенсировать неизбежные для нововведений риски.

Возможные подходы  к восстановлению потенциала прикладной сферы. Несовершенный даже в условиях планово-директивной экономики СССР отраслевой сектор науки был практически  расформирован после ликвидации отраслевых министерств в начале 1990-х годов. Частично потенциал этого  сектора сохранил государственный  статус и был сосредоточен в крупных  государственных научных центрах (ГНЦ), ответственных за разработку, создание и освоение новых технологий в направлениях, стратегически важных для национальной экономики. Позже  многие ГНЦ были привлечены к освоению инновационных решений, получаемых в рамках приоритетных фундаментальных  исследований. Несмотря на значительный научно-технический потенциал и  устойчивую государственную поддержку, многие существующие ГНЦ не смогли стать базовыми центрами создания новых  технологий массового применения. Отраслевой потенциал, перешедший в сферу ответственности  отраслевых монополистов (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и РАО «ЕЭС России»), оказался в предпочтительном положении  и был достаточно быстро востребован  сформировавшимися компаниями-монополистами. Часть бывших отраслевых НИИ и  КБ была приватизирована. Многие оставшиеся без «хозяина» организации были закрыты либо расформированы, а их кадры частично переданы в другие структуры.

В итоге отечественная  наука фактически лишилась прикладной сферы, предназначенной и способной  проводить разработки и осваивать  их результаты. В 1990-е годы эта потеря не особенно интересовала «либеральную»  часть правительства, упорно доверявшую тезису, что «рынок построит все», в  том числе и восстановит за счет собственных средств распавшийся  сектор разработок и освоения инновационных  решений. На практике этого не произошло; многие российские предприятия и  компании и не думали об активной стратегии, основанной на инновациях, а предпочитали выбирать стратегию выживания и  адаптации к новым рыночным условиям. Это подтверждается крайне низкой долей  инновационно активных предприятий.

Начавшийся с 1999 г. устойчивый рост российской экономики  создал предпосылки для поиска новых  факторов роста, среди которых бесспорными  мировыми лидерами являются инновации и новые технологии. Развитые страны к началу XXI в. накопили разнообразные формы и механизмы управления разработкой и освоением инноваций: технопарки, венчурные компании, старт-апы, инжиниринговые центры и т. д.

Либерально настроенная  часть правительства избрала  простой способ: прямое заимствование  новых форм без учета сложившейся  ситуации в экономике, на предприятиях и в сфере науки. Для этого  было создано 80 технопарков, несколько  особых экономических зон, образована Российская венчурная компания и  сопутствующие ей венчурные фонды.

Итог деятельности новых форм оказался малоутешительным. По результатам обследования только 10 технопарков оказались способными удовлетворять основным требованиям  к их деятельности, а большинство  из них перешло к непрофильной коммерческой деятельности.

Известно, что  многие развитые страны в послевоенные годы, прежде всего Япония и Южная  Корея, были вынуждены создавать  национальные инновационные системы  для обеспечения конкурентоспособности  своих экономик. Они выбрали вполне прагматичное решение: вначале оказать  государственную поддержку бизнесу  по созданию научно-производственного  потенциала для освоения новых технологий в виде готовых производств. Затем  внимание было перенесено на создание проектно-конструкторского потенциала для освоения прежде всего закупаемых в других странах лицензий и патентов.

Цель вполне понятна: чтобы обеспечить постоянную конкурентоспособность, нужно осваивать  только лучшие инновации и технологии. Этого принципа придерживались и  США, где в 1970-е-1980-е годы только 30% осваиваемых новшеств были созданы  в самих Соединенных Штатах, а  остальные 70% - на основе зарубежных патентов. При этом заметим, что США уже  в те годы располагали мощным потенциалом  фундаментальных и поисковых  исследований, сосредоточенным в  университетах, государственных центрах, крупных корпорациях. После создания достаточного потенциала по освоению инноваций и новых технологий правительства Японии, Южной Кореи, а еще раньше - Германии, Англии и  Франции стали поддерживать собственные  фундаментальные и поисковые  исследования.

Россия всегда имела и даже в условиях рыночных реформ сохранила значительный потенциал  фундаментальных исследований. Он сосредоточен, прежде всего, в Российской академии наук, других государственных академиях, а также в вузах и университетах. Однако механизмы ориентации поисковых  и фундаментальных исследований и трансформации результатов  этих исследований в инновационные  решения и новые технологии были и остаются несовершенными. Поэтому  ряд отечественных разработок в  силу многих причин не получал поддержки  как в СССР, так и в новой России, зачастую возвращаясь на родину в виде произведенных и признанных за рубежом готовых продуктов и технологий. Достаточно вспомнить, что в нашей стране впервые были получены технические решения по созданию телевидения, вертолетов, мобильных телефонов, персональных компьютеров, технологий непрерывной разливки стали и др.

Созданные в  последние годы в России технопарки и венчурные компании действуют  по упрощенной схеме: технопарки сдают  свои площади торговым предприятиям, а компании кредитуют инновационные структуры как обычные коммерческие банки, даже увеличивая банковскую ставку с учетом инновационных рисков.

Вместе с тем  необходима поддержка разработке, освоению новых и модернизации действующих  технологий в виде создания малых  инновационных предприятий (МИП). Возможности  оказания такой поддержки сейчас лишены государственные учреждения (академии наук, университеты и вузы), а создание МИП остается делом  частной инициативы ученых и разработчиков. Предпринимаемые в последнее  время шаги по отмене такого положения - правильное, но недостаточное решение. Существующие фонды поддержки малого бизнеса малочисленны и не располагают  достаточными средствами.

В настоящее  время более перспективно не наращивать потенциал и численность занятых в неэффективно организованном и плохо управляемом прикладном секторе, а усовершенствовать механизм управления инновационными проектами и восстановить инновационную инфраструктуру. Для этого предпочтительно использовать принцип «встречного инновационного перехода», когда и для поддержки начальных этапов разработки новшеств, и для обслуживания завершающих этапов освоения инноваций создаются свои инновационные управляющие компании (рис. 4). Цель таких структур на начальных этапах состоит в финансовой и организационно-методической поддержке формирования малых инновационных предприятий и освоения предпринимателями совершенных методов управления инновационными проектами. Предпочтительной формой организации управляющих компаний является частно-государственное партнерство. С помощью сетевой организации выполнения проектов такие компании при условии выделения необходимых им финансовых средств могут мобилизовать имеющийся в различных государственных и частных структурах научно-технический потенциал на поддержку МИПов и выполнение инновационных проектов.

Одновременно, учитывая несовершенство российской инновационной  сферы, не способной к быстрому, качественному  и масштабному освоению отечественных  инновационных решений, необходимо поддержать сформировавшееся у российских предприятий стремление к технологической  модернизации на основе импорта зарубежных технологий, оборудования и машин. Следовало  бы также при государственной  и частной поддержке создать  ряд инжиниринговых управляющих  компаний по определенным направлениям с целью содействия освоению и  инновационному сопровождению новых  технологий. Такие центры предпочтительно  организовывать также в форме  частно-государственных партнерств, с участием государства, бизнеса и науки.

Создаваемые партнерства, помимо бюджетной поддержки, должны иметь право получения банковских кредитов на льготных условиях под  государственные гарантии, но при  этом они должны предоставлять отчетность о результатах своей деятельности Правительству РФ либо специально организованным правительственным комитетам. Созданные  партнерства должны располагать  полноценным штатом экспертов-консультантов, поддерживать постоянные связи с  центрами научно-технологического прогнозирования, а также с профильными университетами, вузами и государственными академиями.

 Предлагаемый  «встречный инновационный переход»  позволит организовать имеющийся  научно-технический потенциал с  учетом интересов бизнеса и  соответствующим образом ориентировать  созданные технопарки, венчурные  компании, фонды и др.

Информация о работе Институциональные проблемы развития инноваций