Инновационные цели и инновационный потенциал организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; обновляемость; структурные.
Затратные показатели (абсолютные и относительные):
удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкость продукции фирмы;
удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
затраты на приобретение инновационных фирм;
объем экспортируемой инновационной продукции;

Оглавление

Показатели инновационной деятельности организации 3
Инновационные цели организации 3
Инновационный потенциал организации 5
Инновационный климат 9
Инновационная позиция организации 10
Список литературы

Файлы: 1 файл

инновационный мен-т.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Диагностические параметры  могут быть локальными (частными), указывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состояния системы, выражаемая структурным параметром), и комплексными (общими, обобщенными), указывающими на ряд дефектов, недостатков (структурных параметров), на ряд элементов, подсистем фирмы.

Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независимыми, когда достаточно одного диагностического параметра.

Внутреннее состояние  системы описывается структурными параметрами (не следует отождествлять с параметрами организационной структуры фирмы). В свою очередь, структурные параметры делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные структурные параметры характеризуют износ (физический и моральный), материально-технических, информационных, финансовых и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов и организационного потенциала, управляющему воздействию.

В части элемента «кадры»  ресурсными параметрами будут: конкурентоспособность, сотрудничество, лояльность по отношению  к фирме, навыки и опыт, средний  возраст коллектива и т. п. Функциональные параметры: уровень профессионально-квалификационного разделения труда, специализации и совмещения, кооперации; учет личностных характеристик сотрудников и руководителей и др.

Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова:

  • ведение каталога управляющих воздействий;
  • ведение каталога состояния внешней среды в статике;
  • ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние воздействия на организацию;
  • ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;
  • установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров организации;
  • мониторинг диагностических параметров и обработка статистических данных;
  • оценка структурных параметров;
  • оценка состояния частных параметров и определение интегральной оценки потенциала организации.

Для решения аналитических  задач с использованием оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров.

В первую очередь предлагается использовать более общие анкеты блоковых оценок в которых эксперты проставляют свои оценки по пятибалльной шкале:

♦ 5 — очень хорошее состояние, совершенно удовлетворяющее нормативной модели достижения инновационной цели, — классифицируется как очень сильная сторона инновационного потенциала;

  • 4 — хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменения — сильная сторона;
  • 3 — среднее состояние, требует некоторых ограниченных изменений, чтобы довести до требований нормативной модели;
  • 2 — плохое состояние, требует серьезных изменений — классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;
  • 1 — очень плохое состояние, требует радикальных преобразований — очень слабая сторона. Оценку осуществляет экспертная группа из специалистов организации численностью не менее пяти человек.

 

 

 

 

Инновационный климат

Инновационный климат — это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.

В макросреде организации  выделяются четыре основные стратегические сферы: социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П). Их влияние на макросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа. Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ней взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.

Объектом анализа выступают  сферы внешней макросреды, а предметом — их влияние на инновационные цели и стратегии, т. е. определение инновационного макроклимата. При необходимости можно углубить объект анализа за счет других векторов — территориального и отраслевого. Известно, что состояние сфер внешней макросреды оказывает влияние на зоны внешней микросреды и вместе с ней одновременно на внутреннюю среду организации.

В качестве дальнего (косвенного) окружения внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на потенциал организации. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на потенциал организации. Поэтому точнее будет указывать в качестве предмета анализа влияние климата на потенциал организации.

Объект анализа —  зоны микросреды. Предмет — их влияние  на инновационные цели и стратегии  через влияние на инновационный потенциал, т. е. определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на нее влияния, т. е. микросреда, представляется совокупностью стратегических зон.

Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно  проводить экспертным путем, используя  таблицу. Оценки компонентов и параметров внешней среды даются экспертом по пятибалльной шкале:

  • 5 — состояние данного компонента (параметра) внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;
  • 4 — состояние данного компонента хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
  • 3 — состояние данного компонента ненадежно — угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
  • 2 — состояние данного компонента вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;
  • 1 — состояние данного компонента угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.

 

 

Инновационная позиция организации

Стратегическая инновационная  позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т. е. инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод SWOT-аналша — оперативный диагностический анализ среды организации.

Аббревиатура SWOT расшифровывается так: 5 — strength (сила), W — weakness (слабость), О — opportunity (возможность), Т — threat (угроза).

Осмысление возможных  ситуаций осуществляется по матрице SWOТ-анализа. Она строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и потенциала организации (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.

I. Поле 50 — «сила-возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант — нет необходимости что-либо срочно изменять и к чему-нибудь готовиться, надо заниматься будущим.

II. Поле ST— «сила-угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.

  1. Поле WT— «слабость-угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.
  2. Поле W0 — «слабость-возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.

Фрагмент матрицы SWOT-анализа состоит из следующих компонентов: инновационная позиция и климат.

Инновационная позиция (Поз), как уже отмечалось, определяется совместно инновационным потенциалом (Пот) и инновационным климатом (Кл).

Количественное выражение  инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:

Поз = Потл)1/2; Ипоз = 0,5 (Пот + Кл).

Расчет и анализ этих показателей позволяет повысить обоснованность стратегии развития организации (или инновационного проекта по повышению конкурентоспособности организации).

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент, М.: Питер, 2006г
  2. Ильяшев А.В. Менеджмент организация и технология уч пособ М.: Машиностроение, 2000г.
  3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент СПб, Питер 2000г.



Информация о работе Инновационные цели и инновационный потенциал организации