Инновации в организациях: понятие, структура, механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:41, курс лекций

Краткое описание

Сегодня понятие инновации стало весьма модным и повсеместно используется в управленческой практике. Но еще в начале XX столетия оно выглядело довольно смутным и мало что говорило даже теоретикам. Одним из первых, кто обратился к нему в связи с деятельностью организации, был австрийский экономист Й. Шумпетер. В своей книге «Деловые циклы», впервые изданной в 1939 г., он представил инновацию как новую комбинацию факторов производства, то, что вносит в их соотношение такие оттенки, которых прежде не существовало.

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ.docx

— 76.60 Кб (Скачать)

ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ:

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМЫ

А. Э. Петросян

1. Природа инноваций 

Сегодня понятие инновации стало весьма модным и повсеместно используется в управленческой практике. Но еще  в начале XX столетия оно выглядело  довольно смутным и мало что говорило даже теоретикам. Одним из первых, кто  обратился к нему в связи с  деятельностью организации, был  австрийский экономист Й. Шумпетер. В своей книге «Деловые циклы», впервые изданной в 1939 г., он представил инновацию как новую комбинацию факторов производства, то, что вносит в их соотношение такие оттенки, которых прежде не существовало. Правда, там нет явного определения самого термина «инновация», однако недвусмысленно говорится о том, что «инновация комбинирует факторы по-новому», и посредством «внедрения новых комбинаций» преодолевается нынешнее положение дел.4

    Взгляд  Шумпетера на инновацию тесно переплетается с им же введенным понятием «творческого разрушения». По его мнению, новое, вторгаясь в практику, подрывает вереницу «подобных» способов движения хозяйства и создает временный дисбаланс, который способствует динамичному, скачкообразному развитию. Это и есть

единственный двигатель экономики, выталкивающий ее на более высокий уровень функционирования. Шумпетер полагает, что новые комбинации факторов, составляющие инновации, затрагивают:  

* продукцию организации;  

* методы производства;  

* рынки сбыта;  

* источники сырья; и  

* позиции, занимаемые на рынках.  

    Однако  легко заметить, что эта классификация  носит несколько сумбурный характер и смешивает критерии разграничения  сфер, с которыми связаны инновации. Так, если продукция и методы производства представляют собой компоненты деятельности организации, то рынки сбыта и  источники сырья относятся скорее к пространству, в котором она  разворачивается. Что же касается положения  на рынке, то оно характеризует конкурентоспособность  организации, а не ее инновативность.

    Конечно, сама конкурентоспособность во многом зависит от инноваций. Но, во-первых, они являются далеко не единственным ее условием. И, во-вторых, рыночные позиции  выступают не предметом инноваций  – тем, на что они направлены, - а скорее их результатом. Даже если организация непосредственно ставит задачу увеличить свою долю продаж на данном рынке, она сосредоточивает  свои усилия на модификации продукта, модернизации оборудования, усовершенствовании технологий и т. д., то есть на обновлении факторов, остающихся в зоне ее прямого  доступа.

    Таким образом, организационные инновации в действительности распадаются на три вида:  

* ресурсные, охватывающие сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;  

* организационно-технологические, касающиеся методов производства и управления; и  

* продукционные, связанные с предлагаемыми товарами и сопутствующей деятельностью (упаковкой, доставкой, послепродажным обслуживанием и т. д.).  

Что касается рынков сырья и сбыта, то они должны рассматриваться как сфера приложения инноваций, то, ради чего они совершаются. Трудно не согласиться с тем, что  «инновация – трансформация знания в процессы, продукты и услуги –  включает в себя нечто большее, чем  только науку и технологию». Она  предполагает также «распознавание и удовлетворение нужд клиентов».5 Например, более тесная интеграция с поставщиками позволяет обеспечить доступ к качественному и относительно дешевому сырью, что означает упрочение своего положения на ресурсных рынках и, в конечном счете, усиление возможностей для завоевания клиентов. Даже чисто организационная перестройка отдельных элементов снабжения может дать значительную экономию средств в масштабах организации.

    Так, «Шлумбергер», одна из крупнейших компаний, обслуживающих нефтяной бизнес, с годовым оборотом порядка 9 млрд. долларов в самом конце прошлого века решила децентрализовать закупки ручек, карандашей и других канцелярских принадлежностей. Учитывая, что ее штат состоит из 60 тыс. работников, разбросанных по всему миру, можно себе представить, каковы были расходы на размещение и обслуживание заказов и последующее распределение приобретенных изделий. Однако после того, как подразделения на местах получили право самостоятельно закупать канцелярские принадлежности через Интернет, резко сократились как сроки поставки, так и затраты на обслуживание сделок, не говоря уже о том, что работники стали получать именно те предметы, в которых они в данный момент нуждались.

    Выдвижение  нового или усовершенствованного продукта, равно как и средств быстрой  и недорогой доставки его покупателю резко увеличивает возможности 

удержания и расширения рынков сбыта. Организационно-технологические  новшества, которые в основном направлены на изменение внутренней среды, также  в конечном итоге призваны упрочить положение организации во внешней  среде. Скажем, новые технологии, внедряемые в производственный процесс, повышают качество выпускаемой продукции  или производительность труда, снижают  затраты или приводят к другим результатам, которые так или  иначе укрепляют конкурентоспособность  организации.

    Говоря  об инновациях, нередко подразделяют их на постепенные, мелкие и радикальные, значительные. Но это простое недоразумение. Незначительные изменения вряд ли можно считать инновациями. Они едва заметны и не только не вносят существенного вклада в упрочение положения организации на рынках, но и не позволяют четко отличить новое от старого. Возникновение новшества означает «перерыв постепенности», проведение качественной границы между тем, что было, и состоянием, в котором предмет пребывает сейчас. Поэтому к инновациям следует относить лишь радикальные изменения в компонентах деятельности, которые бросаются в глаза и ощутимо влияют на ее результаты.

    Точно так же нельзя считать инновацией преобразование, которое в той  или иной форме повторяет прежние  конфигурации факторов или «копирует» то, что уже встречалось в чужой  практике. Это вовсе не значит, что  оно противопоказано нормально  работающим организациям. В большинстве  компонентов деятельности любая  из них вынуждена повторять (воспроизводить) накопленный другими опыт и стандартные  идеи. С помощью старых, проверенных  методов устраняются перекосы в  деятельности или расшиваются «узкие места». Иначе ее трудно было бы «состыковать»  с внешней средой. Инновации же даже в практике наиболее продвинутых  организаций являются весьма редкими  событиями. Поэтому умелое «копирование»  способно принести им немалую пользу.

    Более того, иногда заимствование новшеств у партнеров и конкурентов  выступает в качестве не вынужденной  меры, а стратегического приоритета. Организации, которые придерживаются его, не только не переживают по поводу своего невысокого инновативного статуса, но и сознательно жертвуют им ради того, чтобы работать с гарантией.

    Например, американская компания «Хьюлетт-Паккард» редко предлагает клиентам совершенно новый товар. Скорее она склоняется к тактике «ответного удара». Когда новшество конкурента поступает на рынок, ее сотрудники, обслуживающие покупателей, собирают у них информацию о его достоинствах и недостатках. Затем, обобщив пожелания клиентов, «Хьюлетт-Паккард» выводит на рынок свою версию новинки, которая удовлетворяет самым жестким требованиям. В результате, не гоняясь за инновативным приоритетом, компания сохраняет за собой благодарную и преданную клиентуру.

    Однако  такой подход все чаще начинает давать сбои. В эпоху, когда внешняя среда  организации, начиная с ее экономической  части и кончая технологической, стремительно изменяется и предъявляет  к ней постоянно усложняющиеся  требования, лишь единицы способны, не прибегая к инновационному лидерству, сохранять свой «вес» на рынках. «Здоровый консерватизм» имеет  кратковременную ориентацию. В долгосрочном же плане он не в силах реализовать  интересы организации. Опираясь на него, можно не допустить сильного отставания от других, но нельзя перегнать их, обрекая  себя на вечное движение в «фарватере»  впереди идущих.

    Наконец, инновациями не являются стихийные  и спонтанные изменения. Поскольку  инновации носят не «лоскутный», а целостный характер и предполагают достижение определенного результата, они должны ориентироваться на ясную  и четко поставленную цель и осуществляться последовательно и систематично. Иными словами, инновации – это  целенаправленные и планомерные  преобразования. Они являются воплощением  некоторого замысла, который обычно выступает в развернутой и  документированной форме.

    Если  обобщим эти характеристики инновации, то получим ее явное определение. Инновации представляют собой  целенаправленные и планомерные организационные преобразования, которые, будучи достаточно быстрыми и существенными, приводят к образованию таких конфигураций (соотношений элементов) в деятельности организации, которых в ней прежде не существовало. Сюда входят три ключевые характеристики инновации:  

* направленность (целеустремленность, последовательность и систематичность);  

* новизна (отличие от ранее имевшегося);  

* «радикализм» (значительность и быстрота).  

Сегодня многие согласны с тем, что организации, рассчитывающие в своей деятельности на успех, просто обязаны проводить  постоянные инновации. При этом, как  полагает П. Друкер, «целенаправленная, систематическая инновация» должна «начинаться с анализа источников новых возможностей».6 Они могут находиться как во внутренней, так и во внешней среде. При этом внутренние возможности подразумевают неожиданные события, нестыковки, технологические потребности, технические или рыночные изменения. А внешние возможности открываются благодаря социальному и интеллектуальному окружению, изменениям в восприятии и новому знанию. Но в таком излишне беглом взгляде источники инноваций оказываются весьма размытыми. Так и остается неясным, каков их характер, и как именно они предоставляют организациям новые возможности.

    Откуда  же берутся инновации? Каково их происхождение? Как рождается идея новшества, которую  предстоит внедрить организации?

2. Происхождение инноваций 

    Можно выделить три основные формы возникновения инноваций:  

* технологическая, когда новшество выступает непосредственным результатом опытно-конструкторских, инженерных, социально-организационных и других разработок;  

* функциональная, напрямую ориентированная на желания тех, кто должен стать пользователем новшества (клиентов, партнеров, собственных работников и т. д.);  

* комбинированная, подразумевающая формирование новшества в тесном сотрудничестве с его потенциальными пользователями и привлечение их не просто к его оценке, но и фактически к участию в проработке исходной идеи.  

    Технологическое происхождение новшества означает, что оно вырастает из «конвертации»  знания в устройства и операции, способные решить какие-то производственные, организационные или технические  проблемы. Иначе говоря, открывается  какая-то технологическая возможность, а затем выясняется, к чему ее можно применить. При этом, естественно, практически не принимаются во внимание мнения и предпочтения потенциальных  пользователей. Поэтому она далеко не всегда приводит организацию к  успеху. Зато, когда такое новшество  «резонирует» с их потребностями, организация  совершает мощный рывок, позволяющий  ей оторваться от преследователей.

    Яркий пример – создание интегральных схем. Они появились отнюдь не в ответ  на требования рынка. Перед разработчиками сложных электронных систем стояла задача соединения транзисторов в эффективно работающее устройство. Но это упиралось  в снижение качества и надежности системы ввиду множества проводков. Тогда-то и было предложено использовать кремний не только для транзисторов, но и для остальных компонентов  электронной системы. Это позволило  снять саму проблему соединения транзисторов, и электронные схемы изначально получались целостными (интегральными). Но, несмотря на «отрыв» от рыночных реалий, они очень быстро

    нашли применение в сферах, весьма далеких  от первоначального использования  и привели к возникновению  целой промышленной отрасли.

    Тем не менее, новшество, имеющее чисто  технологическое происхождение, может  столкнуться с холодным безразличием или даже активным неприятием со стороны  предполагаемых пользователей. Ведь заранее  неизвестно, насколько оно соответствует  их запросам. Поэтому организации  не так уж часто прибегают к  подобным инновациям – без оглядки  на потребности и пожелания тех, на кого они рассчитаны.

    В отличие от технологического, функциональное новшество возникает из тесного взаимодействия с теми, кто заинтересован в его использовании. Оно исходит из конкретной потребности и представляет собой средство ее удовлетворения. Нередко толчком к появлению функционального новшества оказывается решение частной проблемы, которое затем, будучи обобщено и стандартизировано, распространяется на новые области деятельности.

Информация о работе Инновации в организациях: понятие, структура, механизмы