Государственное регулирование научно-технического прогресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Понимание НТП как инновационного процесса позволяет рассматривать его не как внешний по отношению к экономике процесс, который «падает» на всех субъектов хозяйственной деятельности подобно своего рода «манне небесной», а как процесс, сознательно генерируемый действиями индивидов, правительств и фирм. Суть этого процесса состоит в получении нововведений, начиная от зарождения научно-технических идей до их коммерческой реализации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы исследования НТП…………………………..5

1.1. Понятие инновации и инновационного процесса……………………..…5

1.2. Теория применения НТП и особенности современного этапа развития НТП……………………………………………………………………………...12

Глава 2. Государственное регулирование НТП ……………………………...17

2.1. Основные направления государственного регулирования НТП……….17

2.2. Проблемы воздействия государства на процесс НТП…………………..22

Заключение……………………………………………………………………..27

Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

кур по инн.менедж.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

На протяжении нескольких лет различные исследователи предлагают создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы, контрольный пакет которого принадлежал бы государству. Пока в стране нет ни одного инвестиционного банка, а Российский банк развития был сориентирован на восстановление банковской сферы, а также на кредитование реального сектора.

Во многих странах действуют инновационные фонды (венчурные фирмы), которые не предоставляют ссуды, а приобретают у владельцев изобретений исключительное право на их использование. Фонды ищут заинтересованные в новшествах организации и заключают с ними предпринимательские договоры на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения рисков и взаимной выгоды. Подобный фонд также проводит доработку нововведений, осуществляет расчеты, эксперименты и т.п. При отрицательном результате затраты венчурной фирмы не возмещаются, при успехе она получает обговоренную в договоре часть прибыли. По всей видимости, в случае создания полнокровной экономической системы такие фонды, банки будут играть более заметную роль в финансировании НТП, что вызовет отмирание административных форм воздействия на финансирование инновационного рынка.

Для нашей страны объем инвестирования инновационных проектов, осуществляемый развитыми промышленными странами, сейчас невозможен. Следовательно, трудно рассчитывать на то, что российская инновационная продукция, кроме отдельных случаев сможет удовлетворять высочайшим требованиям инновационных рынков развитых стран.

Таким образом, переход к рынку предполагает развитие конкурен­ции и снижение роли государства в экономике. В то же время на основе лишь рыночных принципов невозмож­но кардинально преобразовать материально-техническую базу общества. Ставка на реализацию задач НТП без вме­шательства государства - опаснейшее заблуждение. Ряд функций, и прежде всего разработка и осуществление научно-технической и инвестиционной политики, дол­жны оставаться объектом государственного регулиро­вания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринима­тельства. Это — тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики яв­ляется осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить ус­тойчивое экономическое развитие России в XXI в.

Главным инструментом технологического прорыва яв­ляется поворот инвестиций к инновациям, инновационно­му предпринимательству, на что следует направить имею­щиеся в руках государства силы и средства.

При  слабом  “внутреннем”  стимулировании инноваций,  что  пока составляет специфику и одну из основных особенностей нашей экономической жизни на ее микроуровне, нам еще в течение какого-то времени следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со  стороны государства и, само собой, всемерно укреплять и развивать соответствующие межгосударственные отношения. Конечно, конкретные  научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств  государственных органов и их организационных структур - не только дело  настоящего,  но в еще большей мере будущего. Уже сейчас некоторые надежды можно связывать с решением о создании международного научно-технического совета как единого  координирующего органа Содружества государств.  Мы,  однако, накопили уже слишком большой арсенал надежд,  которым не  суждено  сбыться

  Еще хотелось бы предложить России перейти на основе постепенного изменения в налоговой политике к целостной системе фондов, во многом берущих на себя функции государственного бюджета по финансированию развития НТП. Они образуются на разных уровнях. На первом этапе их цель – ускоренное переоснащение основных производственных фондов, на втором – структурная перестройка экономики, на третьем – обеспечение накоплений для скорейшего перехода к автоматизированному производству. Источниками формирования данных фондов станут прибыль мелких, средних и крупных предприятий, валютная выручка от продажи экспортных товаров, и т.д. Система этих фондов представляет собой взаимосвязанную сеть финансовых резервуаров, направленную на реализацию научно-технической политики государства. Важнейшим его свойством является возможность перелива капитала из одной приоритетной отрасли в другую, от одного направления научных и технических поисков к другому; аккумуляция средств без ухудшения социального положения основной массы населения; создание условий для структурной перестройки на базе высоких технологий и наукоемких отраслей с последующим выходом на комплексную автоматизацию всего производства.

Поэтапное снижение налогов направлено на формирование в России системы самофинансирования. Одним из основных источников в условиях перехода к рыночной экономике должна стать прибыль, чистый доход предприятий.

Росту самофинансирования и одновременно экспортных возможностей российской промышленности способствовала бы политика оставления большей части валютной выручки у предприятий. Это ведет к увеличению инвестиций в самые наукоемкие, передовые, с точки зрения мировой техники и технологии, отрасли производства. В направлении усиления самофинансирования предприятий и фирм на важнейших направлениях научно-технического развития большую роль могло бы сыграть снижение пошлин на новейшее импортируемое оборудование и технологии. Такая политика создаст целенаправленную ориентацию предприятий на инвестирование в новейшие машины и оборудование, переоснащение их по последнему слову мировой науки и техники.

Важным направлением усиления самофинансирования может стать продуманная амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий ускоренного списания оборудования путем слияния амортизационного фонда и чистого дохода. В России это необходимо еще и потому, что существующее оборудование сильно устарело. В современных условиях было бы целесообразным предоставлять предприятиям, покупающим, производящим или осуществляющим поставку машин и оборудования, право на дополнительные амортизационные отчисления.

Учитывая огромные территории Российской Федерации, различие региональных и местных условий, необходимо предусмотреть и разработать систему налоговых дополнительных скидок для определенных регионов, а также для отдельных машин и оборудования.

Наличие самофинансирования предполагает ряд мер, направленных на создание условий, способствующих расходованию накопленных сумм на прямое инвестирование, инновационную деятельность

В заключение можно сказать, что поставленные задачи выполнены, а цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      В. Логинов. Инновационная политика: меры по активизации.// Экономист. №9. 2004.

2.      Д. Львов – НТП и экономика переходного периода.// Вопросы экономики №11 2001.

3.      Инновационный менеджмент/под ред. С.Д.Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000

4.      Л. Бжилянская., Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования.// Экономист. №3. 2001 

5.      Нехамкин А. Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития в условиях переходной экономики. – Вестник Московского университета, сер. 6 – 2002 - №1 – с. 3-16.

6.      Нехамкин А.Н. Финансирование НТП: формирование системы инвестиционных фондов. – Финансы  - 2003 - №6 – с. 19-22.

7.      Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики//Экономист. 2000. №6.

8.      Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности//Экономист. 2003 №3.

9.      Организационно – экономические проблемы НТП /Под ред. Бялковской В.С. - М.: Высшая школа, 1990. - 298с.

10. Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие/под ред. П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Экономика, 2000

11. С . Макконелл., Экономикс.  Пер. с  англ. – М: Туран , 2004

12. Соколова Л. В. Противоречия и условия технологического развития экономики России. – Проблемы прогнозирования – 2002 - №4 – с. 86-96.

13. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации//Экономист. 2000. №6.

14. Ф. Глисин., Взаимодействие промышленных предприятий России с зарубежными партнерами в области инновационной деятельности.// Вопросы статистики.  №6 .1997.

15. http://kurs2/kurs_econom.php

16. http://revolution.allbest.ru/economy/00006324_0.html

17. http://www.mirrabot.com/work/work_18403.html

18. http://www.managein.com/index.php?cat_id=1

19. http://exsolver.narod.ru/Books/Management/Innov_man/c2.html

20. http://www.ronl.ru/ekonomicheskaya_teoriya/10340.htm

 



[1] Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие

[2] Д. Львов – НТП и экономика переходного периода.

[3] Организационно – экономические проблемы НТП /Под ред. Бялковской

[4] Нехамкин А. Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития в условиях переходной экономики

[5] В. Логинов. Инновационная политика: меры по активизации


Информация о работе Государственное регулирование научно-технического прогресса