Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение инновационной политики на уровне предприятия, а также роль государственного регулирования инвестиций в обеспечении инновационного развития предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* дать определение категории «инновация»;
* рассмотреть виды инноваций;
* проанализировать этапы разработки инновационной политики предприятия;
* рассмотреть государственное регулирование инвестиций.

Оглавление

Введение
1. Понятие, сущность и виды инноваций
2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

инновации.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

1. Понятие, сущность и виды инноваций

2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Заключение

Список использованной литературы 

 

      Введение 

     Формирование  инновационной политики промышленного  предприятия, адекватной современным  экономическим условиям, является важнейшей  задачей достижения конкурентных преимуществ  в долгосрочной перспективе и  повышения эффективности промышленного  производства.

     В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.

     Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений  корпораций до государства, в целом  призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую  политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

     Место и роль инновационной и связанной с ней инвестиционной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

     В этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

     Целью нашей работы является изучение инновационной  политики на уровне предприятия, а также  роль государственного регулирования  инвестиций в обеспечении инновационного развития предприятий.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение категории «инновация»;
  • рассмотреть виды инноваций;
  • проанализировать этапы разработки инновационной политики предприятия;
  • рассмотреть государственное регулирование инвестиций.
 

 

      1. Понятие, сущность и виды инноваций 

     В современных условиях возрастающей конкуренции компаниям все чаще приходится сталкиваться с понятием «инновация». Специалисты, непосредственно связанные с изобретением настоящих инноваций, отмечают, что этот термин стал «модным». Однако, как показывает практика, его истинный смысл понятен далеко не всем. Многие считают, что инновации - это прерогатива высокотехнологичных компаний, но это верно лишь отчасти. В действительности инновации возможны в любой области человеческой деятельности. Попытаемся разобраться, что же означает данное понятие в научно-деловом мире.

     Понятие «инновация» как таковое было введено в научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических  факторов, мотивированную предпринимательским  духом при пяти типичных изменениях [4, с.7]:

     1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

     2. внедрение продукции с новыми свойствами;

     3. использование нового сырья;

     4. изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

     5. появление новых рынков сбыта.

     Уже в начале XX века австрийский экономист Й. Шупметер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) ввел понятие «инновация» и описал инновационный процесс с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.

     П. Друкер подразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджера являются: внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией, и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений – «компьютер это идиот» - подразумевает необходимость использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены. Б. Твисс понимает под инновацией процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [12, c.170].

     Законодательно  закрепленным в России следует считать  следующее определение: «инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Можно выделить следующие характерные черты инноваций:

  • научно-техническая новизна
  • проявление творческой деятельности
  • достижение целевой эффективности
  • возможность коммерческой реализации.

     На  рисунке 1 представлены некоторые подходы к определению понятия «инновация». 

     

     Рис. 1 различные подходы к определению  «инновация» [11, c.175] 

     Также следует отметить, что «инновация»  с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой – это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется.

     Innovation (лат.- обновление, улучшение) является  основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения – инновация, нововведение, новшество. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия (рис.2).

 

     

     Рис. 2 Взаимосвязь понятий 

     Например, Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение понятия «новшество». Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией [5, с.229].

     Инновации различаются между собой по множеству  параметров. Разные типы инноваций  имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют  специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.

     Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так  и для практики управления инновациями.

     На  основе изучения и анализа различных  видов классификаций понятия  «инновация», предлагаемых многими авторами была сформирована следующая таблица (табл.1). 

     Таблица 1

     Классификация инноваций по различным признакам

Вид инновации Характеристика
По  широте воздействия инноваци
национальные 

- отраслевые 

- локальные

Характерны  для определенных стран, национальностей

Имеют практическую значимость и новизну  в определенной отрасли

Инновации в конкретной сфере (например, в производстве)

По  сфере деятельности
- экологические 
 
 
 

- технико-технологические 
 
 
 
 
 

- экономические 
 
 
 
 
 

- организационные 
 
 
 
 
 
 

- управленческие 
 
 
 
 
 
 
 
 

- социальные 
 
 
 

проявляются в  более эффективных способах использования  природных ресурсов и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду 

приводят  на рынке к созданию новых или  улучшенных промышленных продуктов  и обеспечивающих коммерческое использование новых и улучшенных производственных процессов и оборудования 

Вызывают  перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных  продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов и способствующих повышению эффективности воспроизводства 

это процессы освоения новых форм и методов  организации и регламентации  производства и труда, а также  инновации, предполагающие изменения  соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц; 

целенаправленное  изменение состава функций, организационных  структур, технологии и организации  процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное  на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач 

проявляются в форме активизации человеческого  фактора путем разработки и внедрения  системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени

Технологические инновации делятся на:
Продуктовые 
 

Процессные

позволяют создавать  новые товары для их производительного  и непроизводительного использования

позволяют использовать новые технологические  процессы для производства как традиционных, так и нестандартных процессов

По  уровню новизны: или в зависимости  от глубины вносимых изменений
Радикальные или базисные 
 

Улучшающие 
 
 
 

Псевдоинновации или модификационные (частные).

Относятся к  принципиально новым продуктам, направлены на освоение новых поколений  техники (технологии) и технологических  укладов

Касаются  значительного усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники и укладов с учетом специфических требований разных сфер их применения 

Несущественное  видоизменение продуктов и технологических  процессов: эстетическое (цвет, декор  и т.п.), техническое, не оказывающее  заметного влияния на параметры и свойство изделия

По  распространенности
- единичные 

- диффузные 

Единичные случаи изобретений, часто не столь масштабно  значимые

распространение уже однажды освоенного новшества  в новых условиях или на новых  объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

 

     Инновации направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем необходимое повышение  эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта от функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать. Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества. 

     2. Инновационная политика в реализации инновационного

     развития  предприятия 

     Необходимость внедрения инновационных проектов требует от предприятий формирования инновационной политики, позволяющей согласовывать интересы всех участников инновационного процесса, которая должна отвечать следующим требованиям[9,c.20]:

  • по отношению к потребителям - обеспечение высокой чувствительности к состоянию и изменению рыночной ситуации;
  • по отношению к конкурентам - ориентация на активные действия;
  • по отношению к участникам инновационного процесса - соблюдение баланса интересов предприятия, региона, государства и работника;
  • по отношению в человеку - обеспечение социальной направленности в деятельности и её результатов. Это: производство экологически чистой продукции, ужесточение экологических стандартов, защита прав потребителей, создание комфортных условий труда, раскрытие потенциала каждого сотрудника.

     Под инновационной политикой понимают основополагающую линию поведения, действий, систем мер в области инновационного развития предприятия в соответствии с поставленной целью и стратегий.

     В любой организации следует различать внешнюю и внутреннюю инновационную политику. Внешняя инновационная политика представляет собой общую линию поведения организации на рынке, ведущая к повышению уровня её развития и определяющая приоритетные инновационные проекты. Она определяется внешней средой, потребностями рынка и внутренним потенциалом организации. Внутренняя инновационная политика является процессом регулирования поведения персонала, нацеленного на инновационный тип развития. Она определяется системой менеджмента организации. В целом, инновационная политика является руководством по выбору приоритетных направлений инновационного процесса, разработке и исполнению инновационных планов и проектов, формированию инновационно активных отношений между сотрудниками в организации [7,c.156].

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ