Государственная инновационная политика и стимулирование инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Важно отметить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Отметить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности.
Цель данной контрольной работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….................3
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики……...5
2. Основные направления государственной инновационной политики…......7
3. Факторы и условия государственного регулирования в инновационной сфере………………............................................…………………………….…11
3.1. Виды регулирования инновационной деятельности...………………….11
3.2. Инструменты государственного регулирования…………………..……14
3.3. Основные функции государственных органов в инновационной
сфере…………………………………………………………………………….15
3.4 Формы государственной поддержки инновационной деятельности…....15
4. Методы государственного регулирования в инновационной сфере……..17
5. Органы государственного регулирования инновационного процесса…..19
6. Основные проблемы развития инновационной политики РФ…………....21
Заключение..........................................................................................................23
Список используемой литературы....................................................................26

Файлы: 1 файл

2 гос рег нац эконом.docx

— 50.27 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

экономический университет»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики».

 

Тема: «Государственная инновационная  политика и стимулирование инноваций».

 

 

                                                                  

 

 

 

                                                                  Исполнитель: Зуева О. С.

                                                                        Студентка группы: СЭПБ-10

                                                                  Преподаватель: 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012


Содержание.

Введение……………………………………………………………….................3

1. Сущность и принципы государственной инновационной политики……...5

2. Основные направления  государственной инновационной политики…......7

3. Факторы и условия государственного регулирования в инновационной сфере………………............................................…………………………….…11

3.1. Виды регулирования  инновационной деятельности...………………….11

3.2. Инструменты государственного регулирования…………………..……14

3.3. Основные функции государственных органов в инновационной

сфере…………………………………………………………………………….15

3.4 Формы государственной  поддержки инновационной деятельности…....15

4. Методы государственного регулирования в инновационной сфере……..17

5. Органы государственного регулирования инновационного процесса…..19

6. Основные проблемы развития инновационной политики РФ…………....21

Заключение..........................................................................................................23

Список используемой литературы....................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На современном этапе  динамичное развитие рыночной экономики  в России невозможно без создания государственного механизма по поддержке  и стимулированию инновационной  деятельности в научно-технической  сфере. В настоящее время именно научно-технические инновации определяют уровень конкурентоспособности  национальных товаров и всей экономики  в целом в глобализирующейся  мировой системе. В индустриально  развитых странах государство является главным стимулирующим, поддерживающим началом и даже в некоторых  случаях вектором, определяющим направление  инновационного развития национальной экономики. Необходимо отметить, что  государственное регулирование  инновационной сферы взаимосвязано  с инвестиционной политикой государства, финансирующей фундаментальные  научные исследования и высоко рисковые инновационные проекты.

Многочисленные разработанные  и принятые государственные программы, касающиеся развития инновационных  процессов в стране, носят в  большинстве случаев лишь декларативный  характер и часто не имеют практических механизмов их реализации. Назрела  насущная необходимость в проведении стратегической, всеохватывающей, действенной  государственной инновационной  политики, с помощью которой Россия сможет догнать индустриально развитые страны мира и занять подобающее ей место.

Для более наглядного представления  о том, как собственно правительство  РФ воплощает в жизнь инновационную  политику, необходимо рассмотреть  механизмы, инструменты государственной  инновационной политики. Конечно, не надо забывать, что эти инструменты  весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем  более отладить до высокой степени  эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Важно отметить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Отметить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности.

Цель данной контрольной работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и принципы государственной инновационной политики.

 

Государственная инновационная  политика – это составная часть  социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и  реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепций социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Государственная инновационная  политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

  1. признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
  2. обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
  3. концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
  4. создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
  5. создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
  6. активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
  7. укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Формирование и осуществление  государственной инновационной  политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые  Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов  Российской Федерации формируется  и реализуется органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  с учетом государственной инновационной  политики Российской Федерации и  интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной  политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Основные направления государственной инновационной политики.

 

Государственная инновационная  политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию  инновационной деятельности, повышение  её эффективности и широкое использование  результатов в целях ускоренного  социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

Она включает три этапа:

1. разработку научно обоснованных  концепций (системы взглядов) развития  инновационной деятельности - осуществляется  на основе анализа состояния  инновационного потенциала;

2.определение основных  направлений государственной поддержки  инноваций;

3. осуществление практических  действий по реализации поставленных  целей, направленных на повышение  инновационной активности.

В инновационной политике необходимо выделить две стороны - стратегическую и тактическую. Стратегия государственной  инновационной политики формируется  на основе долгосрочных концепций социально- экономического и общественно-политического  развития страны. Выбор стратегии  инновационной политики предполагает определение основных направлений  государственного регулирования инновационной  деятельности и принятие методов  развития и использования научного потенциала, установление главных целей  инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями. Тактика предполагает определение  текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей  с наибольшей эффективностью.

Тактические средства –  это финансирование исследований и  проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий  для реализации мероприятий инновационного развития.

Эффективность государственной  инновационной политики, методов  её формирования и основных направлений  поддержки инноваций в известной  мере находит отражение в научно-техническом  лидерстве. Оно проявляется в  международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной  научно-технической инновационной  помощи другим странам.

Научно-техническое лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса  и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной  политики. Научно-техническое лидерство  является следствием правильного выбора направлений исследований (применения селективного и фронтального методов). Правильный выбор должен привести к  лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в  развитии.

Государственная инновационная  политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий  для осуществления инновационных  процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной  политики определяют основные направления  государственной поддержки инноваций. Основные направления государственной  поддержки инноваций включают:

1. содействие развитию  научных исследований (фундаментальных,  поисковых, прикладных), прежде всего  в перспективных направлениях;

2. кадровое обеспечение  инновационной деятельности;

3. содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных  на повышение инновационной активности;

4. формирование государственных  заказов в виде контрактов  на проведение инновационных  разработок, обеспечивающих начальный  спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем);

5. применение фискальных  и прочих инструментов государственного  регулирования, формирующих стимулирующие  воздействия внешней среды, которые  обусловливают необходимость и  эффективность инновационных решений  отдельных фирм (предприятий);

6. участие государств в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки (академического, отраслевого, вузовского и заводского) и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами (предприятиями, акционерными обществами) и высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами);

7. координацию инновационной  деятельности в регионах;

8. создание правовой базы  инновационной деятельности;

9. регулирование международных  связей в области инновационных  процессов. 

Последние два направления  важны с точки зрения степени  участия государства в поддержке  инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов  является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных  связей в области инновационных  процессов в основном также осуществляется государством.

Формы государственного регулирования  международных связей в инновационной  деятельности разнообразны. Вот некоторые из них:

  1. стимулирование зарубежных инновационных инвестиций;
  2. обоснованный выбор наиболее перспективных приоритетных направлений сотрудничества;
  3. таможенное регулирование и экспортный контроль инновационных разработок (технологий, изделий, рецептур);
  4. поддержка международных контактов (связей) малого инновационного предпринимательства;
  5. финансирование многосторонних (двусторонних) международных инновационных проектов;
  6. применение специальных налоговых и кредитных льгот для стран (или организаций), участвующих в выполнении совместных инновационных проектов и разработок;
  7. введение в стране международных стандартов и норм.

Кроме того, к формам государственного регулирования в этой области  могут быть отнесены: федеральные  программы расширения научно-технической  помощи зарубежным странам; участие  в работе международных организаций  занимающихся в известной мере проблемами инноваций (ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНИДО, ЮНКТАД, МАГАТЭ и др.); присоединение к  международным соглашениям (например, к конвенции об охране прав интеллектуальной собственности); создание специальных  законодательных актов и норм, юридически регулирующих международные  инновационные связи; участие в  международных патентно-лицензионных операциях и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Факторы и условия государственного регулирования в инновационной сфере

 

3.1. Виды регулирования инновационной деятельности

 

Государство осуществляет все  виды регулирования инновационной  деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Государство  создает организационные, экономические  и правовые условия для инновационной  деятельности.

Информация о работе Государственная инновационная политика и стимулирование инноваций