Генерация и оценка идей в отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: произвести количественный отбор и оценку инновационных идей на рынке бытовой техники.
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить основные понятия, классификации и терминологию в инноватике;
• изучить способы генерирования, моделирования идей и методы их оценки;
• произвести количественный отбор инноваций с помощью скрининга;
• провести комплексную оценку инновационных предложений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
1.1 Основные понятия и терминология в инноватике 7
1.2 Классификация инноваций 9
1.3 Жизненный цикл инноваций 13
1.5 Моделирование инноваций 17
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
2.1 Состояние и характеристика инновационной деятельности в строительной отросли 21
2.2 Поиск инновационных идей 22
2.3 Процесс разработки новых видов продукции 31
2.4 Метод селекции конкурирующих предложений 35
2.5 Процесс принятия решения на основе выбора стратегии 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Борисов.docx

— 831.52 Кб (Скачать)

 

 

Кафедра "Управления инновационной  деятельностью"

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине “Теория  инноваций”

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011 г.

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7

1.1 Основные понятия и терминология в инноватике 7

1.2 Классификация инноваций 9

1.3 Жизненный цикл инноваций 13

1.5 Моделирование инноваций 17

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21

2.1 Состояние и характеристика инновационной деятельности в строительной отросли 21

2.2 Поиск инновационных идей 22

2.3 Процесс разработки новых видов продукции 31

2.4  Метод селекции конкурирующих предложений 35

2.5 Процесс принятия решения на основе выбора стратегии 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  мире наметилась тенденция формирования экономики, основанной на знаниях, связанных, прежде всего, с социальной ориентацией  новых технологий в различных  областях, в том числе, созданием  и использованием новых материалов и природосберегающих технологий.

Переход России к рыночным отношениям и структурная перестройка  экономики привели к коренным изменениям в строительной отрасли, превратив ее в инвестиционно-строительный комплекс с интенсивным использованием инновационных программ. Экономика  страны стала на путь массового обновления устаревшего производственного  аппарата отраслей народного хозяйства, в том числе строительного  комплекса, на новой – инновационной  – основе.

Под нововведениями (инновациями) в строительстве понимают процесс  введения в систему строительного  производства результатов научно-технического прогресса в области новой  техники и технологии, проектно-конструкторских  разработок, прогрессивных методов  организации и управления строительством, обеспечивающих повышение эффективности  строительного производства, улучшение  качества строительной продукции и  повышение ее конкурентоспособности.

Инновации в строительстве  играют весьма важную роль в развитии НТП в национальной экономике  в целом.

Во-первых, это - составная  часть инновационной деятельности в стране, т.е. построенное в данном году здание может быть таким же новшеством (инновацией), как выпущенные в том же году машина, прибор, телевизор  новой модели и т.д.

Во-вторых, в отдельных  отраслях сооружения, созданные строительной отраслью, представляют собой инновации, оснащенные новой техникой.

В-третьих, внедрение во многих отраслях новой технологии для выпуска  новой продукции и повышения  ее качества в большинстве случаев  связано со строительством. С развитием высоких технологий предприятиям все чаще требуются особо чистые производственные помещения. Без таких помещений (представляющих инновации в строительстве) не появятся инновации в электронной, авиационной, космической, биомедицинской, фармацевтической и других отраслях промышленности.

В-четвертых, внедрение инноваций  в жилищном строительстве приводит к улучшению условий жизни  граждан. Так, применение эффективных  радиационно-стойких стеновых конструкций  и материалов повышает комфортность жилья, а также способствует сокращению числа онкологических заболеваний  населения.

В-пятых, строительство инновативных (инновационных) зданий и сооружений социального назначения (больниц, поликлиник, санаториев, домов отдыха, детских садов, стадионов и т. п.) означает улучшение качества вложений в человеческий капитал. [14]

Строительство представлено различными видами работ и множеством технологических процессов, поэтому  в нем может быть множество  видов инноваций: новшества, используемые в процессе проектирования, инновативность самих объектов (зданий и сооружений), новые строительные технологии, новые методы организации и управления в строительстве и др..

Важную проблему для строительных предприятий представляет разработка концепции, принципов и методов  стратегического планирования и  управления с целью обеспечения  их устойчивого долгосрочного функционирования в условиях конкуренции.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что каждый производитель, который собирается ввести на рынок  новшество, сталкивается с главной  проблемой – получение прибыли, то есть, сможет ли инновация стать конкурентоспособной, окупить себя и как следствие принести прибыль.

Цель курсовой работы: произвести количественный отбор и оценку инновационных  идей на рынке бытовой техники.

Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить следующие  задачи:

  • изучить основные понятия, классификации и терминологию в инноватике;
  • изучить способы генерирования, моделирования идей и методы их оценки;
  • произвести количественный отбор инноваций с помощью скрининга;
  • провести комплексную оценку инновационных предложений.

Объект исследования: отрасль строительства.

Предмет исследования: материалы для строительства жилых домов.

В процессе выполнения курсовой работы были использованы учебники, учебные  пособия, методические рекомендации, нормативно-законодательные  акты, интернет – ресурсы.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Основные  понятия и терминология в инноватике

Повышение инновационной  активности – важнейшая задача современной экономики государства.

Инновационная деятельность, инновационные процессы - понятия, имеющие  самые разнообразные и широкие  толкования. Размытость и распространение  этих понятий на процессы, относящиеся  ко всему новому, включая новые  научные достижения, новые технологии, новые фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки, проектные решения, порождаются  бытовым представлением и смешиванием  двух понятий: инновационное и новое.

Инноватика – это область  знаний о сущности инновационной  деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими  трансформацию новых знаний в  востребованные обществом новшества  как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической  и творческой деятельности), так  и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере); отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств. Это отрасль знаний, находящихся на стыке ряда областей, в том числе: науки, инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации, производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики. [4]

Инноватика является теоретической и методологической основой для формализованного описания и моделирования инновационной деятельности, организации и управления ею. В отличие от других научных областей, инноватика исследует процесс прогрессивного развития социально-экономического объекта, переход социально-экономической системы из одного стабильного состояния в другое, отличающееся более высокими ключевыми параметрами функционирования. Обеспечивает потребление результатов интеллектуального труда и приращение интеллектуального капитала.

Инноватика – это особая предметная область, имеющая самостоятельный  объект исследования.

Объект инноватики – инновационная  деятельность как процесс осуществления  инноваций в социально-экономических  системах. При этом под инновацией в инноватике понимается результат  масштабного применения и распространения  новых знаний, результатов научно-технической  и творческой деятельности, основанных на систематических научных исследованиях  или интуитивных озарениях.

Предмет инноватики – принципы, законы и закономерности инновационных  процессов в социально-экономических  системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные  системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры) и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).

Как считают исследователи, складывающаяся новая область научного знания свое название – «инноватика» – сформировала на базе термина  innovation (инновация, нововведение), которое в ХХ в. ввел в научное обращение австрийский экономист Й.А.Шумпетер. [10]

Термин «инноватика» в российской научной литературе встречается с середины 1980-х. В Санкт-Петербурге под руководством профессора В.Г. Колосова проводились исследования процессов перехода от плановой экономики к рыночному регулированию, которые обозначались термином «инжиниринг». Параллельно механизмы управления инновациями в социально-экономических системах исследовались в Государственном университете управления, где по инициативе А.Г.Поршнева в 1990 была создана кафедра управления инновациями. Впоследствии эти научные школы стали одними из ключевых в формируемой научной области – инноватике.

Как вид деятельности инноватика охватывает инновационные процессы на всех стадиях жизненного цикла  инноваций, характеризуется инновационной  активностью участников процесса.

Инноватика выступает  как философия развития социального  объекта по пути прогресса и обновления. Выступает как метод организации  ресурсов общества, в первую очередь  человеческого ресурса, направленных на решение социально-экономических  программ. Как метод организации  интеллектуального труда и приращения интеллектуального капитала.

1.2 Классификация  инноваций

Инновация — это результат  инвестирования интеллектуального  решения в разработку и получение  нового знания, ранее не применявшейся  идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). [6]

Виды инноваций

  • Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые.
  • Организационные.
  • Маркетинговые.

Происхождение инноваций, их назначение, влияние и другие характеристики создают большое разнообразие, что  требует определенной классификации, которая сделает возможным их идентификацию. Какова область применения инновации? На какой стадии жизненного цикла инновации предприятие  с ним столкнулось? Эти и другие вопросы могут послужить признаками классификатора. Есть общая (традиционная) и классификация инноваций с  учетом их развития. Рассмотрим прежде традиционную схему классификации  по различным признакам.

А. Общая (традиционная) классификация  инноваций и инновационных продуктов.

Основу ее составляют следующие  признаки.

1. Как источник идеи  для инновации могут выступать: 

а) открытие, научная идея, научная теория, явление;

б) изобретение, ряд изобретений, лицензии;

в) рационализаторские предложения;

в) прочие ситуации.

2. Вид новшества. 

Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать форму:

а) продукта, его конструкции  или устройства, системы и механизма;

б) технологии, метода, способа; в) материала, вещества;

г) живых организмов, растений;

д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого  архитектурного решения;

е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы  и т.п.; ж) услуги;

з) прочих решений.

3. По областям применения  в научно-производственном процессе  в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства  выделяются следующие виды инноваций: 

- научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

- технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

- технологические возникают  при применении улучшенных, более  совершенных способов изготовления  продукции, ведут к изменению  технологий деловых процессов  у потребителя;

- информационно-коммуникационные, ведут к изменению технологий  обработки информации и технологии  связи у потребителя;

- маркетинговые, которые  ведут к изменениям в исследовании  рынков и работе на них, изменениям  брэндов товаров и организаций;

- логистические, ведут  к изменениям в сфере организации  движения потоков, снабжении и  сбыте.

Информация о работе Генерация и оценка идей в отрасли