Базовые понятия инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:46, реферат

Краткое описание

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Оглавление

1. Основные понятия…………………………………………….…2
2. Понятие инновации и инновационного процесса……...6

Файлы: 1 файл

Базовые понятия инновации.docx

— 24.63 Кб (Скачать)

Ф СТО НГПУ 7.5.3-01/01-01

Министерство образования и науки РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ РЕКЛАМЫ И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

КАФЕДРА РЕКЛАМЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ 

Базовые понятия инновации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011

Содержание:

  1. Основные понятия…………………………………………….…2
  2. Понятие инновации и инновационного процесса……...6
 
 

 

1. Основные понятия

     Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Инновация — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин  «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Под новшеством понимается новый порядок, новый  метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в  буквальном смысле означает процесс  использования новшества. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его  в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической  категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация  определяется как конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам '.

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого  понятия. Так, инновация в сфере  услуг - это новшество в самой  услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами  здесь могут служить появление  застежек типа "молния", шариковых  авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической  и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут  соперничать в своем влиянии  с такой идеей, как продажа  в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для  потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации  являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и  в систематическом анализе тех  возможностей, которые эти изменения  могут дать для успешной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По  степени новизны:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По  объекту применения:

  • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По  масштабам применения:

  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • региональные;
  • в рамках предприятия (фирмы).

4. По  причинам возникновения:

  • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По  эффективности:

  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • интегральная.

2. Понятие инновации  и инновационного  процесса

     В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или  внутренней структуры выделяют инновации  технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Выделяются  такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры  жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

     «Инновационная  деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Рассматривая данное определение инновационной деятельности, следует указать на отсутствие в нем понятия разработки инновации. Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта. Более точное определение инновационной деятельности следующее. Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

     К инновационной деятельности относятся:

- выполнение единого комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;

- технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрение нового или усовершенствованного технологического процесса;

- осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;

- выпуск новой или усовершенствованной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса до достижения окупаемости затрат;

- деятельность по продвижению на рынки новой продукции;

- создание и развитие инновационной инфраструктуры;

- организация финансирования инновационной деятельности;

- подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;

- передача либо приобретение прав на результаты научно-технической деятельности или конфиденциальную научно-техническую информацию;

- экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги по созданию и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса.

Например, Б. Твист определяет инновацию как  процесс, в котором изобретение  или идея приобретают экономическое  содержание. Ф. Никсон считает, что инновация -- это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития. 
 
 
 

Информация о работе Базовые понятия инновации