Анализ состояния инновационной системы в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:04, реферат

Краткое описание

Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность. При изучении инновационной деятельности предприятия использовались сравнительный анализ и метод сбора данных.
инновационный процесс нововведения
В результате проведенных исследований задача повышения конкурентоспособности стран, отраслей, конкурентных компаний вошла в число приоритетных задач государственной экономической политики.
На основе анализа опыта в этой работе предложены основные приоритеты развития в инновационно-технологической сфере, механизмы реализации активной инновационной деятельности отечественных предприятий. Особое внимание уделено вопросам формирования в республике наукоемкого сектора экономики.

Файлы: 1 файл

тема инновация.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в казахстанской  экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения”  результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет. С тех пор был принят ряд государственных

Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.

От того, какое определение инноваций  используется, зависят все формализуемые  характеристики этого процесса. В  настоящее время единого подхода  к определению инновационной  деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации.

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или  процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации  - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Таким образом цель этой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи - понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность. При изучении инновационной деятельности предприятия использовались сравнительный анализ и метод сбора данных.

инновационный процесс нововведения

В результате проведенных исследований задача повышения конкурентоспособности стран, отраслей, конкурентных компаний вошла в число приоритетных задач государственной экономической политики.

На основе анализа опыта в  этой работе предложены основные приоритеты развития в инновационно-технологической сфере, механизмы реализации активной инновационной деятельности отечественных предприятий. Особое внимание уделено вопросам формирования в республике наукоемкого сектора экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ состояния инновационной  системы в республике.

 

Под инновационной системой обычно понимают элементы организации, сопутствующие  инновационной деятельности, а также  взаимоотношения между ними, которые  закрепляются в регулирующих документах предприятия (устав, положения о  подразделениях, должностные инструкции). Для того, чтобы любой сотрудник свободно ориентировался в документах, лучше их объединить в информационную базу (например, создать сайт во внутренней корпоративной сети), а также обязать юрисконсульта или менеджера по персоналу давать консультации по вопросам применения документов.

Целью создания инновационной системы  является:

- повышение конкурентоспособности  продукции предприятия;

- создание инновационной базы  для долгосрочного устойчивого  роста предприятия;

- обеспечение экономической безопасности предприятия.

Инновационная система предприятия  должна выполнять следующие функции:

- прогнозирование рынка и выбор  приоритетных направлений исследований;

- стратегическое планирование  инновационной деятельности предприятия;

- поиск, оценку и отбор инновационных идей и изобретений;

- внедрение инновационных проектов;

- мониторинг показателей уже  внедрённых инновационных проектов  и их корректировка.

Для эффективного функционирования системы  необходимо тесное сотрудничество предприятий  с НИИ, вузами, центрами трансфера технологий в рамках поиска и приобретения технологий, поиска и найма квалифицированного персонала, заказов на разработки.

Этапы развития наукоемких производств для Казахстан. В Казахстане развитие наукоемких производств должно происходить в несколько этапов и для каждого должны быть выбраны соответствующие «технологические ниши». Эти этапы  не обязательно должны строго следовать один за другим. Они могут быть частично совмещены во времени.

Наиболее важным является первый этап. Он должен быть нацелен на мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для строительства новых и технического перевооружения существующих предприятий наукоемкого сектора. Здесь ведущую роль должно сыграть государство, действуя при этом не только опосредованно, через созданные институты развития (Банк развития, Инвестиционный и Инновационные фонды). Государство могло бы стать инициатором создании крупных государственных высокотехнологичных компаний. Таких компаний в частном секторе в Казахстане практически нет, а государство могло бы формировать их на базе ряда предприятий оборонного комплекса.

На следующих этапах должны быть созданы материально-техническая  база производства наукоемкой продукции  и условия для выхода на внешний  рынок. При выборе стратегии развития необходимо учитывать также имеющийся научный потенциал, наличие наукоемких производств, технический уровень традиционных отраслей машиностроения. Исходя из этого должны определяться приоритеты роста наукоемкого сектора.

На первом этапе должны быть выделены следующие приоритетные направления. Во-первых, расширение выпуска металлорежущие, кузнечно-прессовое оборудование, экскаваторы и сельскохозяйственная техника, энергетическое оборудование, горная техника, оборудование для добычи и транспортировки нефти и газа). Для повышения технического уровня этих видов машин  оборудования необходим импорт комплектующей наукоемкой продукции, в частности электрооборудования, систем числового программного управления, микропроцессоров.

Во-вторых, использование достаточно квалифицированных и относительно невысоко оплачиваемых специалистов, в том числе ученых и инженеров.

В-третьих, привлечение научно-технологического и производственного потенциала оборонной промышленности для разработки, выпуска и экспорта специализированной мелкосерийной или уникальной техники.

При выборе «технологических ниш» для  наукоемкой продукции следует учитывать  возможности совершенствования  традиционной технологии в тех областях, где уже достигнут достаточно высокий уровень, и имеется практика выхода на внешний рынок. В первую очередь это относится к замещению импортных наукоемких комплектующих изделий, необходимых для производства традиционных видов машин и оборудования.

Казахстану следует воспользоваться  практикой развитых стран, которые  в последние годы активно прибегают к аутсорсингу – передаче (продаже) материнской компанией производственных мощностей внешним производителям, например, финансового обслуживания – финансовым организациям, информационного обслуживания – IT-компаниям, автомобильного транспорта – автохозяйствам, ремонта – сервисным организациям. Аутсорсинг позволяет сэкономить ресурсы и время, повысить эффективность основной деятельности применяющей его компании. Эта тенденция видна особенно ярко на примере компьютерной отрасли: 40% производителей компьютеров в мире передали на аутсорсинг производство более 90 % своей продукции; от самостоятельного производства, например, уже давно почти полностью отказалась известная американская фирма Hewlett-Packard. Уже сейчас некоторые функции, такие как транспортные, таможенные, рекламные, бухгалтерские и др., в большом объеме передаются на аутсорсинг. К аутсорсингу прибегают также научные центры, которые размещают в развивающихся странах выполнение различных бизнес-процессов, организация круглосуточных call-центров, перенос в развивающиеся страны инженерных разработок.

Казахстан, с учетом его научного потенциала, наличия квалифицированных  кадров, мог бы выступать «реципиентом»  процессов аутсорсинга.

Одним из основных условий успешного  развития экономики государства  является формирование национальной инновационный системы (НИС), которая  должна обеспечивать непрерывный рост экономики.

В Казахстане разработана государственная  программа по развитию Национальной инновационной системы. Отдельные  ее элементы мы уже запущены и апробированы в 2005 году. Три региональных технопарка в городах Караганда, Уральск и Алматы будут функционировать, предоставляя предпринимателям и ученым комплекс услуг, необходимых для коммерциализации научной деятельности – аренда помещений, лабораторное оборудование, услуги по поиску финансирования, в том числе на грантовой основе, образовательные программы [3].

В 2005 году был создан Национальный центр научно-технической информации Республики Казахстан. Основной деятельностью  центра является осуществление производственно-хозяйственной деятельности в сфере науки, а также:

координация работ и участие  в формировании национального информационного  ресурса в научно-технической  сфере страны, включая информацию о научном потенциале;

обеспечение доступа к отечественным и мировым информационным ресурсам коллективных и индивидуыальных абонентов, в том числе органов государственного управления РК, и предоставление на этой основе всего спектра информационных услуг;

проведение исследований и разработок по совершенствованию государственной системы научно-технической информации;

повышение квалификации информационных работников и информационной культуры, специалистов, научно-техническая пропаганда, переводческая и издательская деятельность.

Развитие Национальной инновационной системы Республики Казахстан нацелено на достижение  устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от ее сырьевой направленности, при этом инновации определены как основной фактор, определяющий конкурентоспособность национальной экономики. Полноценное использование инноваций для дальнейшего динамичного развития экономики и общества возможно при проведении государством целенаправленной инновационной политики.

Для формирования НИС определены 4 основные подсистемы (рис. 1), где государство через прямое или косвенное участие может эффективно реализовать  инновационную политику [1]:

Рис. 1. Элементы национальной инновационной системы Республики Казахстан

1. Научно-технический потенциал — фундамент инновационного развития. Научный потенциал включает в себя государственные научные организации, научные организации при национальных компаниях, частные научно-исследовательские институты, научные кадры, исследовательскую материально-техническую базу.

2. Инновационная активность бизнеса — основная движущая сила устойчивого экономического роста. Инновационная предпринимательская среда, которая включает различные категории физических и юридических лиц, готовых участвовать в управлении и финансировании высоко рисковых потенциально высокорентабельных проектов, а также инвестировать в проведение перспективных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, коммерциализация которых может привести к созданию новой конкурентоспособной продукции. В частности, к сфере инновационного предпринимательства могут быть отнесены частные инвесторы и менеджеры инновационных проектов, бизнес-ангелы, инновационные предприятия, финансирующие перспективные прикладные научные разработки, а также венчурные фонды. Последние должны выступать не только в качестве пассивных источников финансирования инновационных проектов, но и самостоятельно заниматься активным поиском и продвижением перспективных разработок в научно-исследовательской сфере.

3. Инновационная инфраструктура — комплекс взаимосвязанных производственных, консалтинговых, образовательных и информационных структур, готовых предоставить базу и комплекс сопутствующих  услуг для организации инновационных производств. Инновационная инфраструктура представляет собой комплекс предприятий, включающий материально-техническую базу, обученный профессиональный  персонал и отлаженные механизмы сотрудничества с  научными и финансовыми институтами, необходимые  для предоставления инновационным   предпринимателям  полного пакета услуг по организации инновационных производств, начиная с консультирования, начальных маркетинговых исследований и написания бизнес-планов и заканчивая предоставлением льготной аренды  помещений,  производственных   мощностей, коммунальных услуг и пр.

4. Финансовая инфраструктура — комплексное финансирование научно-производственных и образовательных процессов в сфере инновационно-технологического развития.   Данная    инфраструктура  готова  на  основе государственно-частного партнерства   участвовать в финансировании высоко рисковых инновационных проектов. Кроме того, финансовая  инфраструктура обеспечивает    комплексное   финансирование перспективных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также через прямые и косвенные   механизмы  стимулирует развитие предпринимательства в инновационной сфере и инфраструктуры.

Информация о работе Анализ состояния инновационной системы в Казахстане