Язычество древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:02, доклад

Краткое описание

Археология и языкознание, отдельные свидетельства письменных памятников позволяют нам воссоздать среди других черт культуры и языческую религию древних славян. Славянские слова «языки», «язычники» — перевод латинского слова pagani, т. е. «народы». Так именовались иноверцы, окружавшие с библейских времён мир единобожников. В старославянском и древнерусском языках присутствует и прямое заимствование из латыни — слово «поганые». Оно означает то же, что и «язычники», хотя для нашего уха звучит гораздо резче. Современные учёные нередко называют «язычеством» религию древних славян, предшествовавшую христианству. Сами древние славяне этого слова, разумеется, до крещения не знали.

Файлы: 1 файл

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН.doc

— 41.50 Кб (Скачать)


ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Археология и языкознание, отдельные свидетельства письменных памятников позволяют нам воссоздать среди других черт культуры и языческую религию древних славян. Славянские слова «языки», «язычники» — перевод латинского слова pagani, т. е. «народы». Так именовались иноверцы, окружавшие с библейских времён мир единобожников. В старославянском и древнерусском языках присутствует и прямое заимствование из латыни — слово «поганые». Оно означает то же, что и «язычники», хотя для нашего уха звучит гораздо резче. Современные учёные нередко называют «язычеством» религию древних славян, предшествовавшую христианству. Сами древние славяне этого слова, разумеется, до крещения не знали.

Религия славян являлась многобожной. Славяне веровали во множество богов, каждый из которых отвечал за ту или иную природную силу или за какие-то явления повседневной жизни. Многие языческие боги почитаются не только славянами, но родственными им народами Европы. Особенно много общего у славянской религии с древней балтийской (литовцев, латышей, пруссов). Но и более отдалённое родство — с древними римлянами, с германцами, с кельтами — тоже ощущается в поверьях, в осколках мифов, в именах богов. Всё это наследие древнего индоевропейского единства.

Древнейшие боги, олицетворявшие силы природы, сходятся в так называемом «основном мифе» древних славян. Один из них — бог-громовержец Перун. Древние славяне чтили его как предка и покровителя своих князей. Его именем клялись находившиеся под его защитой воины-дружинники. Перуну противостоял Велес. Он — бог загробного мира, хозяин дикой природы. Под его покровительством находится всяческое колдовство. Змееподобный Велес в «основном мифе» сражался с Перуном и терпел от него поражение. Но почитали его почти наравне с верховным богом.

Велес — «скотий бог», способствующий крестьянскому труду, от него зависит урожай и удача в делах. Не исключено, что именно Велес сначала считался у многих славян верховным божеством, но как «старый бог» у большинства племён уступил своё место молодому Перуну. Перун находит двойников в балтийском Перкунасе или скандинавском громовнике Торе. Подобия Велеса — могучий бог загробного мира Велс у балтов и не менее могущественный «Всеотец» Один-Валль, владыка загробного чертога и предводитель богов в скандинавских мифах.

К числу древних богов относится и бог солнца Дажьбог. Он — «бог дающий», предок и покровитель всех людей, но особенно славян и славянских князей. Он — первый князь, прообраз всех последующих земных правителей. Князь считался потомком и подобием вышнего Солнца.

Итак, имелись общие, известные всем славянам боги. Но за время расселения по Европе в религии, как и в культуре вообще, появилось немало нового. После разделения славян на отдельные группы в V—VIII вв. у различных племён  стали почитаться разные божества. Некоторые боги древнерусского пантеона — Хорс, Стрибог,   Семаргл, —   совершенно неизвестны другим славянам. То же самое мы  увидим,  если  обратимся к богам западных славян — их имён мы чаще всего не найдём у восточных или южных славян.

Обряд поклонения богам у славян именовался «молитвой». Так называлось и собственно моление, и принесение жертвы.  Считалось,   что  божество может помочь  в гадании,  отвратить злую судьбу. Богов благодарили за успех в делах. В жертву приносили в основном животных. Перуну на его главный праздник в середине лета забивали быка. Подносили в дар высшим силам и долю урожая. Но приносили древние славяне, помимо прочего, и человеческие жертвы. Останки людей найдены среди жертв на многих славянских капищах, пишут об этом и средневековые писатели. Кого принести в жертву богам, определял жребий.   

Археологи открыли немало древних славянских святилищ. Большинство их располагалось под открытым небом, на вымощенных площадках, окружённых рвами.

На площадках стояли идолы в виде столбов, чаще всего деревянные. Идолам не всегда вырезали лица — но вырезали подчас весьма умело. До наших дней дошли идолы каменные, как очень примитивные, так и искусно выполненные. Среди них выделяется найденный в Украине Збручский идол. Он изображает всю картину мира восточных славян — небо с живущими там богами, населённую людьми землю и преисподнюю, хозяин которой обречён поддерживать верхние миры на своих плечах. Перед идолами, во рву, сохранялся огонь, в котором сжигались остатки жертвоприношений.

Известны у славян и храмовые здания — на южном прибрежье Балтийского моря. Но древнейший тип славянского «храма» недоступен археологии. Как полагают, это был небольшой «шатёр» из досок или даже материи, натянутой на дерево. Священное дерево и служило здесь предметом почитания. Такие «храмы» могли иметься близ каждого славянского села.

ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫЧЕСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Сведения о древних верованиях ки­евлян (а в широком понимании — вос­точных славян) в памятниках письмен­ности указывают на несколько периодов языческого мировосприятия древних. Первоначально они поклонялись озе­рам, колодцам и рощам, небесным све­тилам и лишь позднее стали представ­лять грозных богов в человеческом об­лике (антропоморфные божества).

Интересно, что периодизацию исто­рии славянского язычества предложил еще в начале XII века киевский книж­ник. По мнению исследователей, он происходил из митрополичьих клиро­шан киевской Софии, ставшей центром борьбы с язычеством и двоеверием на Руси. Направляясь по делам русской митрополии к константинопольскому патриарху, книжник в пути заинтере­совался греческим текстом «Слова Гри­гория Богослова», перевел его, кое-что опустил и сделал ряд дополнений о рус­ском язычестве, его мифологии и обря­дах. Так возник древнерусский текст «Слова о том, как язычники поклоня­лись идолам и приносили им жертвы» («Слово об идолах»).

В первом обширном дополнении го­ворилось о том, что славяне продолжа­ли молиться старым языческим богам и приносили им жертвы. Перечисля­ются вилы, Мокошь, Дева, Перун, Хорс, Род, Рожаницы, упыри, береги­ни, Переплут и Сварожич. Указывает­ся на разные обычаи: питье из рогов, баня для предков, обрядовое печенье...

Другое дополнение относится к пе­риодизации славянского язычества. Вначале, отмечает автор «Слова...», древние почитали упырей и берегинь, что, по мнению Б. А. Рыбакова, осмыс­ливается как дуалистический анемизм далекой первобытности, когда люди верили в духов, думали, что божество живет в образе духов в предметах и яв­лениях, а скалы, растения и животные имеют бессмертную душу. Позже рас­пространился культ рода и рожаниц, которым приносились жертвы и устра­ивались пиры в их честь. В исследова­ниях Б. А. Рыбакова Род — древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы — божества благополучия и плодородия. Род — верховное боже­ство неба и земли. По представлениям древних, Род находился на небе, рас­поряжался дождем и молнией, с ним связаны источники воды на земле, подземный огонь. От него зависел уро­жай земледельца (слово урод в восточ­нославянских языках употреблялось в значении урожай). Род дает жизнь все­му живому, а отсюда целый ряд поня­тий: народ, природа, родня, родить, рождать, рожаницы. Праздник Рода и рожаниц — это праздник урожая по окончании обмолота.

Позже появился на Руси культ Пе­руна, заменившего старых богов. Бог грозы и молнии стал государственным культом Древней Руси в связи с разви­тием дружинно-военного элемента в обществе.

С введением христианства язычест­во, по словам автора «Слова об идо­лах», отступило на «украины», где лю­ди и в его время молились «проклятому богу Перуну», а также Хорсу, Мокоше и вилам, однако делали это тайно. По­следний период характеризуется как двоеверие, с которым церковники вели упорную и длительную борьбу.

ДАРЫ БОГАМ

Из летописного рассказа 980 года и свидетельствований других древних па­мятников ясно, что языческие божества в древнем Киеве изображались в виде людей, имели их облик. Об этом же сви­детельствуют находки каменных ста­туй богов на Подолье и в Новгороде, а также сообщения Ибн-Фадлана о по­клонении купцов-русов главному идолу с лицом, похожим на человеческое.

Чтобы умилостивить богов, наши далекие предки приносили им, а так­же духам умерших предков и обоже­ствляемым предметам различные да­ры. В основе жертвоприношений ле­жат представления о вмешательстве божеств в жизнь и деятельность лю­дей. Божествам подносили в дар пер­вый урожай, первый приплод. По сви­детельству Густынской летописи, идо­лу    Перуну,    стоявшему    в    Киеве, приносили различные жертвы и пламя огня: «Ему же, как богу, жертву при­носили и огонь неугасающий из дубо­вого дерева постоянно палили». Боже­ствам предназначались в дар также па­хучие цветы, венки из них, травы. По сообщению Константина Багрянород­ного, русы, приезжавшие на остров Хортица, возле огромного дуба прино­сили в жертву живых петухов, а также хлеб, мясо и все остальное, что было у них. По Ибн-Фадлану, русы своим бо­гам жертвовали овец и быков. О жертвах заклания упоминает еще Прокопий Кесарийский, который го­ворит, что славяне с VI века поклоня­лись богу молнии, приносили ему в жертву быков и другие дары. Такими жертвами люди словно ублажали бо­гов, спасая свою жизнь.

Иногда жертвенный обряд прини­мал жестокие формы: в жертву прино­сили живых людей, в частности детей. Об этом ясно говорит Нестор в «Повес­ти временных лет», вспоминая жертвы заклания в Киеве на Перуновом холме в 980 году: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жерт­воприношениями своими. И оскверни­лась кровью земля Русская и холм тот». В приведенном примере имеется в виду именно заклание людей, иначе Нестор пролитие крови не назвал бы осквернением земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Язычество древних славян