Влияние творчества Г.Тукая на развитие татарской поэзии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:45, реферат

Краткое описание

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество, Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал много также, как Пушкин, для русской поэзии и культуры. Имя Габдуллы Тукая ярко светит в созвездии видных деятелей татарской культуры и искусства. Творческое наследие выдающегося народного поэта неразрывно связано с освободительным движением начала XX века, когда «дремлющая Россия превратилась в Россию революционного пролетариата и революционного народа», когда на решительную борьбу за социальное и национальное освобождение поднялись трудящиеся многочисленных национальностей нашей родины.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Жизнь Г. Тукая……………………………………………………….4
1.1 Детство……………………………………………………………………...4
1.2 Первые шаги к творчеству………………………………………………...5
Глава 2 Творчество поэта……………………………………………………...7
2.1 В Уральске………………………………………………………………….7
2.2 В Казани…………………………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………………...14

Файлы: 1 файл

реферат по истории татарстана.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

 Казанский период  в жизни Тукая начался в  мрачные дни. Поэт оказался  не в «светлом», идеальном мире, какой он себе рисовал, собираясь  в путь из Уральска. С каждым  днем он убеждался, что татарские реакционеры, свившие гнездо в Казани, - те же черносотенцы, помогающие самодержавию вершить кровавые дела.

Национальные интересы Тукая с самого начала были неотделимы от интересов борьбы за свободу и  счастье народа, - и со временем это вылилось в единое большое социальное чувство художника, ставшего непримиримым защитником обездоленных.

Писатель любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он. Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут. Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура.

Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее "светозарной", городом науки и искусства. Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы.

Тяжелые годы непоправимо подорвали здоровье Тукая. Приехав в Казань, он оказался в бедственном материальном положении. Чисто коммерческое отношение казанских книгоиздателей к его творческой продукции и бескорыстность, незаинтересованность самого поэта в личном благополучии, несомненно, сыграли при этом немалую роль. Прибрав к рукам поэтические сборники поэта, издатели наживали на них солидные куши, а их творец между тем влачил нищенское существование в холодных номерах гостиниц.

В 1910 году у Тукая появляются острые признаки туберкулеза. Но возможностей для лечения не было, и положение поэта становилось все более и более угрожающим. Через некоторое время друзья писателя собрали средства для его поездки на лечение в Швейцарию, но было, видимо, уже поздно...

В годы реакции безвыездно живший в Казани, он в 1911—1912 годах, несмотря на резкое ухудшение здоровья, совершает путешествия, имевшие для него большое значение.

В начале мая 1911 года Тукай  пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Местная татарская интеллигенция  встречает поэта сердечным гостеприимством, стараясь помочь ему поправить подорванное здоровье. В Астрахани он познакомился с широким кругом лиц. Он встретился с известным азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю. Нариманов и в Астрахани вел как врач широкую просветительную работу и имел тесные связи с передовой интеллигенцией города.

Однако пребывание Тукая  в Астрахани не было гладким. Нашлись  люди, которые пытались учинить гостю  неприятности, бросить тень на его имя. Особенно недостойно вели себя некоторые сотрудники газеты «Бурхане тараккый», одного из которых поэт, спустя несколько времени хлестко расписал в эпиграмме «Восхваление Мустафы».

Весной 1912 года Тукай  решается на более значительные поездки, чем предыдущие. 24 апреля 1912 года он отправляется по маршруту Уфа — Петербург, хотя первоначально предполагал лишь выехать через Уфу в Троицк. Главной причиной, заставившей больного поэта отважиться на такой долгий путь, были дошедшие до него известия о замыслах петербургской татарской молодежи издавать собственную газету. Как явствует из воспоминаний, петербуржцы хотели пригласить Тукая в качестве главного сотрудника и с этой целью послали ему в Казань письмо.

Прежде всего поэт останавливается в Уфе и встречается с М. Гафури. Эта встреча оставила глубокий след в жизни обоих писателей, укрепила их симпатии друг к другу. Народные поэты еще раз убедились в своей идейной и творческой близости.

В Уфе Тукай намеревался  отдохнуть и познакомиться с жизнью города, но вместо этого поторопился уехать в Петербург. Столица встречает его гораздо холоднее, нежели Уфа.

«Друзья», еще недавно донимавшие его пригласительными письмами, не только не говорили с ним о делах, о которых так много думал поэт, но и вообще редко показывались ему на глаза. Становилось очевидным, что петербургские «национальные интеллигенты» пригласили писателя лишь как «модную знаменитость» и по существу совершенно не интересуются изданием новых газет и   журналов.

Между тем его здоровье заметно ухудшилось. От того, что петербургская сырость заключила его в свои объятья тут же, как только он ступил на перрон. Жизнь поэта повисла буквально на волоске. Петербургские врачи говорили, что жизнеспособной осталась только четверть его легких. Прожив в Петербурге 13 дней Тукай покидает столицу и через Уфу отправляется в Троицк, – маршрут им был избран еще в Казани. Из этой поездки он вернулся в Казань в начале августа. Даже в самом тяжелом состоянии он продолжал работать и писать.

Последние месяцы жизни Тукая отмечены серьезными раздумьями о своем мировоззрении, о судьбе своего творческого наследия.

Несмотря на исключительно  тяжелое физическое состояние, поэт подготавливает к печати однотомник своих избранных произведений. С придирчивостью пересматривая все написанное им,  он решает вопрос – что должно и не должно быть отдано народу, и многие свои произведения беспощадно бракует. Статью «Первое мое дело после пробуждения» можно без всякого колебания назвать творческим завещанием поэта. В ней отражены его тревожные раздумья о судьбе творческого наследия, поставлены многие серьезные вопросы. Оглядываясь на пройденный путь, особенно на ранний период, Тукай находит в нем моменты, которые кажутся ему теперь несовершенными не только с точки зрения художественного исполнения, но и в идейном отношении, со стороны содержания.

2 (15) апреля 1913 года в  8 часов 15 минут вечера Габдуллы  Тукая не стало. Он погиб  в расцвете своего таланта. Ему не исполнилось и 27 лет. Похороны писателя превратились в стихийную демонстрацию, в которой участвовало почти десять тысяч татарских и русских трудящихся Казани. Тяжело переживали смерть поэта в самых дальних татарских деревнях.

Горестное событие потрясло широчайшие низы татарского общества. За десять с лишним лет ее существования ни одно событие и ни один вопрос не вызывали такого количества статей и писем, сколько поступило их в связи со смертью Тукая. Значительная часть этих статей и стихотворений, заполнивших целый ящик, писалась полуграмотным сельским людом и рабочими, и в каждом отклике было заметно, что все это написано искренне, от души.

 

                                           Заключение

 

Тукай — поэт, Тукай  — мыслитель и педагог был  выше многих своих современников; он смог понять величие идеалов социализма, как светлого будущего всех народов мира. Не стал ни социалистом, ни атеистом, но принял идею коренного преобразования общества, необходимость и революционных изменений по мере созревания объективных условий. Как сын своего народа и представитель других угнетенных народов, увидел, что иного пути для них нет, иначе они обречены на исчезновение. Этого до сих пор не могут или не хотят понять некоторые нынешние претенденты на лидерство. Тукай уважительно относился и к социал-демократам, и к эсерам и к другим течениям демократической общественной мысли, сам являясь лучшим представителем прогрессивной России. Понимал, что есть разные силы. И никак не принимал, а боролся против черных, реакционеров и их прислужников.

Творчество Тукая — живое свидетельство того великого значения, которое имела первая русская революция для духовного пробуждения татарского народа и национальной интеллигенции. С необычайной художественной полнотой Тукай выразил лучшие, выстраданные татарским народом гражданские идеалы, глубину его патриотических и национальных чувств. Творчество поэта запечатлело все основные тенденции интеллектуального и художественного развития передового татарского общества начала XX столетия, подняв их на высоту подлинной поэзии.

Развитие татарской  общественной мысли в начале XX века отмечено большой пестротой и сложностью. Противоречия в национальном культурном движении, в идейно-политических воззрениях различных слоев татарского общества порождались теми же   социальными факторами, которые определили содержание первой русской революции.

 

 

 

                     Список использованной литературы

 

 

1. Нафигов Р.И. Наш Тукай: Новые страницы из жизни Поэта. – Казань: Фикер, 2006.

2. Халитов Г. М. Тукай и его современники – Казань, 2008.

3. Брагинский И.С. Литература народов советского Востока в 20 веке. – Казань, 2010.

 

 




Информация о работе Влияние творчества Г.Тукая на развитие татарской поэзии