Войти    Поиск   Связаться с нами

Великобритания

Дата: 07 Января 2012 в 23:57
Автор: k****@mail.ru
Тип: курсовая работа
Скачать в ZIP (51.34 Кб)
Файлы: 1 файл
готовый великобритания.doc (201.50 Кб)   —   ОткрытьСкачать

        Обсуждение законопроектов проходит, как правило, сначала в нижней палате - Палате общин, а затем в Палате Лордов. В ходе первого чтения оглашается только наименование и цель билля, во втором - рассматриваются в целом, и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения, внесения поправок и дополнений, в третьем чтении законопроект обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный Палатой общин, направляется в Палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через один месяц с момента поступления в верхнюю палату, иначе билль подписывается монархом без одобрения Палаты лордов. Нефинансовые билли отсылаются на подпись монарху только после одобрения их верхней палаты. Депутаты направляют вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи монарха.

       Исполнительная власть. Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получивший большинство мест в Палате общин. Если же лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет решающее значение. Так в 1931 г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит Болдуину (лидеру консерваторов) сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться у власти во главе нового коалиционного правительства. По совету премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства.

        В Великобритании различают понятие "правительство" и "кабинет". Кабинет действует внутри правительства, в его состав входит премьер-министр, основные министры и лица, занимающие т.н. традиционные должности - лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати, главный казначей и др. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 чел, то в правительстве около 100 чел.). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседании, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть.

          В ХХ веке Великобритания идет по пути усиления исполнительной власти. Так, например, с началом I мировой войны был приостановлен Хабеас Корпус Акт, а принятый в 1914 г. "Акт о защите государства", передал на законном основании на время войны всю полноту власти в руки правительства. Со временем ряд прав были отменены, но практика издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия, была продолжена и в дальнейшем. В 1920 г. и в 1939 г. правительству принятыми законопроектами о чрезвычайных полномочиях были предоставлены права на принятие любых мер, которые оно сочтет необходимым для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Получает распространение т.н. "делегированное законодательство", - акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента. "Делегирующий акт" наделял исполнительную власть правом издавать нормы в "развитие закона". Это, зачастую, сопровождалось разрешением, в случае необходимости, изменять сам "делегирующий" статус. Формы "делегированного законодательства" были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д.

         Правительство ответственно перед нижней палатой парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку. Однако надо учесть, что при помощи нормативной системы правительство само контролирует Палату общин.

      Местное самоуправление. Органы местного управления действуют в графствах и округах, с 1985 г. упразднены муниципалитеты крупных промышленных городов. Через финансирование и контроль за использованием отпущенных средств, центральные органы власти контролируют деятельность органов местного управления. Ряд функций от местных органов перешел к центральным. Сильная централизованная власть в лице правительства Великобритании позволила последовательно проводить и избранный экономический курс. Лейбористы, осуществляя контроль над правительством, в 1946 г. приняли закон о национализации английского банка, затем была проведена национализация угольной и газовой промышленности, внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной и радиосвязи. В сфере трудовых отношений были приняты законы, регулирующие занятость, введены системы государственного страхования и здравоохранения. Консерваторы, особенно в 80-е годы, осуществляли деценационализацию ряда предприятий, взяли ориентир на сокращение вмешательства в экономику, потому в эти годы доля государственно-монополистического сектора в английской промышленности значительно сократилась, и в результате продажи акций государственных предприятий увеличилось число мелких акционеров.

        Английская армия. Строится на добровольных началах, хотя в мае 1916 г. и в апреле 1939 г. были изданы (затем отменены) законы, сводившие всеобщую воинскую повинность.

       Полицейские силы. Англии состоят из местных формирований. Как правило, начальник полиции назначается городским советом. Затем они набирают полицейский персонал и управляют им. Общее управление полицейскими силами страны осуществляет министерство внутренних дел.

ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА  ВЕЛИКОБРИТАНИИ

3.1. Особенности развития правовой системы Великобритании 

         В Великобритании не существует Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Великобритания не знает одновременного созданного акта в качестве конституции. По форме британская Конституция и в ХХ веке имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей - писаной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права. Британскую Конституцию часто называют неписаной, имея в виду то обстоятельство, что она никогда не была "записана" в одном акте. Писаная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные весьма разнообразные источники.6

        Писаная часть включает в себя статутное право, т.е. принятые в различные годы и даже эпохи законы парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Выражение "писаный" закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин "неписаный" закон употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему "общего права", они затрагивают, главным образом, права и свободы граждан, отношения различных государственных органов. Наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций.

          К неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Часть обычного права рассматривают королевские прерогативы, регулирующие назначение министров, "коллективную ответственность" кабинета, роспуск парламента и др. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права, также являются принципом обычного права. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

         Статутное право носит фрагментарный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около 4000. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные (законы о составе, взаимоотношениях и полномочиях парламента - 1911, 1948гг., акт о пэрах 1963г.), законы о правовом положении личности (Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г. с внесенными изменениями), закон об избирательном праве (акты о народном правительстве 1949 г., 1969 г., 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.).

         Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта, наравне с другими вопросами. Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

          В ХХ веке роль прецедентного права ослабло, но такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права. Подобную форму имеют Конституция до 1982 г. и Конституция Канады. Своеобразная форма британской Конституции влечет ряд последствий; прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой-либо особый порядок их принятия, изменения или отмены. Конституция, таким образом, относится к числу гибких, т.е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычного судопроизводства. Следующая особенность - отсутствие органов конституционного контроля, т.к. невозможно сопоставить издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже действующими парламентскими законами и судебными решениями.     Тем более нельзя определить, соответствует ли издаваемый акт конституционным соглашениям, нигде юридически незафиксированным.           Из характера Конституции вытекает и то, что труды ученых-юристов признаются за источник конституционного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писаных и неписаных норм конституции.

          Особенности конституционного строения оказали важное влияние на английское право, которое, несмотря на унитарность государства, имеет отличительные черты в Северной Ирландии и особенно в Шотландии.

        Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т.е. решения высших судов, имеющих обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты - законодательные акты британского парламента и издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства. В системе судебных прецедентов различают нормы общего права, которое начало формироваться еще в ХI в. и ныне играет основную роль, либо дополняет законодательство и нормы так называемого права справедливости, складывавшегося из решения суда канцлера, который существовал с ХV века до судебной реформы 1873 – 1875 гг. В ходе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, часто достаточно противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т.п.

        К ХХ веку были созданы с целью упорядочения правового регулирования отдельные консолидированные акты, хотя и применительно лишь к отдельным правовым институтам - законы о семейных отношениях 1857г., о партнерстве 1890г., о продаже товаров 1893г., и др. В результате законодательство стало во многих отношениях важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах. Но и ХХ веке судебный прецедент остается важным и полноценным источником английского права, поскольку сохраняются институты, непосредственно регулируемые нормами общего права или даже права справедливости (некоторые виды договоров - доверительной собственности, возмещение ущерба, ответственность за нарушение обязательств и др.). Кроме того, в силу исторически сложившихся и неизменных особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых они попросту не могут функционировать, поскольку те истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.

         На протяжении ХХ века среди источников английского права существенно возросла роль делегированного законодательства, особенно в здравоохранении, образовании, социальном страховании. Высшей формой делегированного законодательства считается "приказ в Совете", издаваемый правительством от имени монарха и тайного совета (совещательного органа при монархе, включающего высших должностных лиц Великобритании).

           В 1865 г. была создана правовая комиссия для Англии (одновременно для Шотландии), которой было поручено готовить проекты крупных консолидированных актов с тем, чтобы в перспективе "провести реформу всего права вплоть до его кодификации". Но и в настоящее время ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью. В связи с этим особый интерес вызывает правовое регулирование, сложившееся в отдельных отраслях права.

         В Англии единой областью выступает сфера гражданского и торгового права. Отношение собственности регулируется законами, принятыми в 1925 г. (закон о собственности, об управлении имуществом и др.). Большое развитие получил институт доверительной собственности, управляемой в пользу третьих лиц (создание благотворительных фондов, управление наследственным имуществом и имуществом недееспособных лиц и др.). Обязательства разделяются на возникающие из договоров и из правонарушений. Среди оснований возникновения обязательств принято выделять традиционный институт нарушения правовладения, различные посягательства на права личности (обман, клевета, причинение ущерба). Применительно к некоторым видам обязательств и правонарушений действует принцип "строгой ответственности", согласно которому требуется установить лишь факт причинения вреда, но нет необходимости доказывать субъективную вину правонарушителя. При заключении договоров большое значение придается установлению и соблюдению стандартных условий, регулируемых, как и обязательства, в основном, нормами прецедентного права.

          На регулирование деятельности компаний направлен Закон о компаниях 1985 г., снабженный подзаголовком "Закон, предназначенный для консолидации большей части законов о компаниях". Этот обширный акт подробнейшим образом регламентирует вопросы учреждения и регистрации компаний, их слияния и разделения, и вместе с тем устанавливает правовые рамки осуществления предпринимательской деятельности, определяется юридический статус компаний различного вида (в Великобритании преобладают компании с ограниченной ответственностью), правила распределения паев и облигаций, полномочия правления и должностных лиц компаний, порядок осуществления контроля за их деятельностью, способы ликвидаций компаний. Закон о промышленном развитии 1968 г. предусматривает оказание финансовой поддержки отдельным наиболее эффективным отраслям производства и содействие развитию районов с неблагоприятной экономической конъюнктурой. Торговые и финансовые отношения регулирует Закон о векселях 1881г. и Закон о потребительском кредите 1974 г., разрешающий многие вопросы кредитования, продажи товаров и др. 7  Наследование имущества возможно как по завещанию, так и по закону. Еще Закон о завещаниях 1857 г. придает обязательную силу завещанию, составленному в письменной форме в присутствии двух свидетелей.

Краткое описание
Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано более 5 новых министерств (в том числе труда, авиации, транспорта и т. д.), а к середине 60-х гг. общее число министерств и центральных ведомств превысило 100. После того как в конце XIX в. был создан институт профессиональной гражданской службы, бюрократический аппарат стал быстро разрастаться. Число чиновников гражданской службы в период между 1914 г. и 1923 г. удвоилось, а в последующие 50 лет увеличилось в зависимости от профиля министерств в 10—20 раз.
Оглавление
содержание отсутствует