П. А. Столыпин и государственная дума в 1906 - 1911 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования
Представить анализ деятельности П.А. Столыпина в должности премьер-министра и Государственной Думы 1906-1911 годов.

Оглавление

Введение 3

Цель исследования 5

Задачи исследования 5

Экономическая и политическая обстановка в Российской империи в начале ХХ века 6

Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6

Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7

Манифест 17 октября 1905 г. 8

Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 10

Основные государственные законы 23 апреля 1906. 11

Структура и деятельность Государственной Думы в период с 1906 по 1911 годы 12

Формирование Государственной Думы 12

Первая и вторая Государственные Думы 13

Третья Государственная Дума 15

П.А.Столыпин и его правительственная программа 17

Цели и задачи реформ 18

Аграрная реформа П.А. Столыпина 19

Сопротивление реформам Столыпина 21

Взаимоотношения между партиями в Государственной Думе и Правительством 23

«Союз 17 октября» 24

П. А. Столыпин и «правые» 26

Государственная дума и правительство — два центра управления? 28

Заключение 33

Выводы 34

Файлы: 1 файл

Столыпин курсовая 2009 печать.docx

— 127.96 Кб (Скачать)

    Вообще  за 72 дня своей работы (одна сессия) Первая Государственная Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства и была распущена царем 8 июля 1906 г. под предлогом разжигания смуты (Гос09).

    Вторая  Государственная Дума просуществовала  с февраля по июнь 1907 года, состоялась также одна сессия. По составу депутатов  Дума была значительно левее первой, хотя по замыслу царедворцев должна была быть более правой.

    Председателем Второй Государственной Думы был  избран один из основателей партии кадетов, земский деятель Ф.А. Головин. Во Второй Государственной Думе 20 марта 1907 года впервые прошло обсуждение записи государственных доходов и расходов (бюджета страны).

    Интересно, что большинство заседаний Второй Государственной Думы было посвящено процедурным вопросам: это стало формой борьбы депутатов с правительством в ходе обсуждения законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права обсуждать.

    Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума как  «народная избранница» не хотела подчиняться такому положению вещей  и стремилась тем или иным способом добиться своих целей.

    В конечном итоге противостояние Дума — правительство стало одной  из причин того, что 1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Указом Николая II от 3 июня Дума была распущена (Третьеиюньский переворот) (Колл. авторов, 2006).

    Третья  Государственная  Дума

    В результате введения нового избирательного закона была созвана Третья Государственная Дума, уже более послушная царю. В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных по отношению к самодержавию депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников.

    Табл. 1.

    Представительство партий в Государственной Думе

    в 1906-1911 гг.

Партия I дума II дума III дума
РСДРП 10 65 19
Эсеры - 37 -
Народные социалисты - 16 -
Трудовики 107 104 13
Прогрессивная партия 60 - 28
Кадеты 161 98 54
Автономисты 70 76 26
Октябристы 13 54 154
Националисты - - 97
Крайне правые - - 50
Беспартийные 100 50 -
 

    Третья  Государственная Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий. Все фракции Думы выступали за распространение народного образования, увеличение полномочий местного самоуправления, повышение эффективности гос. управления, борьбу с монополизацией промышленности. Палата стремилась улучшать положение крестьян, соблюдая при этом принцип неприкосновенности собственности

    Третья  Дума была значительно «правее» двух предыдущих. Две трети выборщиков в Думу представляли прямо или косвенно интересы помещиков и буржуазии. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В Третьей Государственной Думе было 50 крайне правых депутатов, 97 умеренно правых депутатов и депутатов-националистов. Появились группы: мусульманская — 8 депутатов, литовско-белорусская — 7 депутатов и польская — 11 депутатов.

    Председателем Третьей Государственной Думы избрали  октябриста Н.А. Хомякова, которого в  марте 1910 года сменил крупный купец  и промышленник, лидер октябристов  А.И. Гучков. В апреле 1911 года Председателем Третьей Государственной Думы стал крупный екатеринославский помещик, «октябрист» М.В. Родзянко.

    «Октябристы» — партия крупных землевладельцев и промышленников — управляли работой всей Думы. В случае разногласий решения Думы обычно зависели от октябристов. В зависимости от их голосования создавалось правооктябристское (с участием националистов, правых, по некоторым вопросам и польских фракций) и октябристско-кадетское или левооктябристское (с участием прогрессистов, кадетов, польских и мусульманской фракций, по ряду вопросов трудовиков и эсдеков).

    Правооктябристское  большинство стремилось к усилению военной мощи России, предупреждению революционных выступлений и  борьбе с ними, защите интересов  русского народа (нередко понимаемой как ограничение национальных меньшинств). Это большинство зачастую действовало  по указаниям правительства, ускоренно  рассматривая необходимые для него проекты и оставляя без рассмотрения нежелательные.

    При рассмотрении ряда умеренно-либеральных  реформ и организационных вопросов это большинство действовало  в форме центристского в составе  октябристов и националистов, иногда также прогрессистов или (и) польских фракций. Однако из-за плохой посещаемости заседаний октябристами и националистами при голосовании флангов против центристских фракций решение было непредсказуемо.

    Октябристско-кадетское  и, менее последовательно, центристское большинство стремилось к упрочению  конституционного строя, установлению законности и ограничению произвола  бюрократии, расширению гражданских  и политических свобод, сокращению правительственных репрессий.

    Всего в Думу было внесено примерно 2.5 тыс. законопроектов. Около 2,2 тыс. из них  стали законами. III Дума, в отличие  от своих предшественниц, смогла интегрироваться  в политическую систему страны. Российская империя перестала мыслиться  без народного представительства. Палата добилась быстрого прогресса  начального и в меньшей степени  среднего образования, улучшения финансового  положения местного самоуправления и его введения на части окраин, некоторого повышения эффективности  гос. аппарата и вооруженных сил, а также социальной защиты военнослужащих, частных улучшений во многих др. вопросах. В то же Думе не удалось  добиться прекращения произвола  администрации и реформы исключительных положений (Аврех, 1991).

    П.А.Столыпин и его правительственная программа

    Петр  Аркадьевич Столыпин (1862-1911) был представителем старинного дворянского рода, известного с XVI века. Среди его родственников  – князь Горчаков, главнокомандующий  времен крымской войны, и М.Ю.Лермонтов. Военной карьерой, как было принято в его семье, он заниматься не мог – у него была повреждена правая рука.

    П.А.Столыпин блестяще закончил физико-математический факультет Петербургского университета. После университета с 1885 г. служил в статистическом отделе Министерства государственных имуществ.

    В 1887-1889 г.г. П.А.Столыпин служил в Департаменте земледелия и сельскохозяйственной промышленности на скромной должности помощника столоначальника, имея чин коллежского секретаря.

    В 1889 году его назначили Ковенским уездным предводителем дворянства, а уже в марте 1903 года П.А.Столыпин был назначен губернатором Саратовской губернии.

    В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел в кабинет  И.Л.Горемыкина. Сразу же после выборов между достаточно левой Думой (из 450 депутатов – 170 кадеты, 100 трудовиков и всего 30 умеренных и правых) и реакционным правительством Горемыкина возник конфликт. И Дума, и правительство выдвигали друг к другу требования, которые не могли быть выполнены. Горемыкин игнорировал Думу, никогда не показывался на заседаниях и призывал других министров следовать его примеру. Его кабинет не приготовил ни одного серьезного законопроекта для рассмотрения в Думе.

    Основная  борьба между Думой и правительством сосредоточилась на аграрном вопросе  и проблеме смертной казни. Дума настаивала сначала на принятии амнистии, потом на отмене смертной казни, разрабатывала и обсуждала собственные аграрные проекты, которые предусматривали насильственное отчуждение земель у помещиков.

    9 июля 1906 года Первая Государственная  Дума была распущена.  После роспуска Думы был отправлен в отставку и кабинет Горемыкина. Председателем Совета Министров с сохранением поста Министра внутренних дел был назначен Петр Аркадьевич  Столыпин.

    Цели и задачи реформ

    В отличие от предшественников Столыпин предложил обществу цельную, комплексную, структурированную программу преобразований. Она предусматривала реальное обеспечение  прав и свобод граждан, формирование гражданского общества и правового  государства, создание среднего класса и эффективной экономики, утверждение  частной собственности и свободного труда, введение социальных гарантий, упрочение авторитета России в мире.

    Уже 5 октября 1906 года был принят указ, по которому в правовом отношении крестьянство было уравнено с другими сословиями. Отменялись телесные наказания по приговору  волостных крестьянских судов, право земских начальников самовольно крестьян арестовывать или штрафовать. А 9 ноября вышел указ, давший крестьянам право выхода из общины. Целый пакет законопроектов был направлен на то, чтобы обеспечить медленное, но неуклонное продвижение России в сторону правового государства и создание экономики рыночного типа.

    Правительство внесло в Думу пакет законопроектов по социальному страхованию рабочих. Было улучшено положение военнослужащих, учителей, профессоров и так далее. Столыпин выступал за проведение социально  ориентированной политики.

    С 1906 по 1911 год, когда Столыпин возглавлял правительство, шло реформирование армии. Флот, разгромленный во время  войны с Японией, нуждался в воссоздании. Требовалось переоснастить армию  современным вооружением, развивать  военную авиацию. Был разработан новый воинский устав, взят курс на улучшение материального положения  военнослужащих, в первую очередь  младшего и среднего офицерского  состава.

    Таким образом, Столыпин предложил новый тип модернизации страны. Его подход к решению назревших проблем отличала комплексность. Председателем Совета министров была разработана цельная концепция преобразований. Он видел и конечную цель преобразований, и пути движения к ней.

    Аграрная реформа П.А. Столыпина

    Если  вкратце охарактеризовать сущность столыпинской аграрной реформы, то можно сказать, что она заключалась в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян. 
 Подразумевалось, что постепенно число крестьянских собственников и площадь земли в их руках будут возрастать, а община и помещики будут ослабевать. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно.

    Так оно и было, многие помещики уже  продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам. 
 Задача состояла в том, правильно ли было уповать на эволюционность этого процесса (в результате Первой мировой войны и революции реформу завершить не успели), или надо было действовать более решительно. Для решения этого вопроса следовало подтолкнуть помещиков и крестьян к реформе без нарушения права частной собственности. 

 

 Столыпин видел  решение имеющегося кризиса в  том, чтобы дать возможность крестьянам получить сначала временно, а затем  закрепить за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского  банка.

    Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали  разоренные помещики, не желающие или  не способные эффективно вести  хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции.

 

 Столыпинская аграрная реформа в корне отличалась от идеи левых политиков конфисковать землю у помещиков и просто раздать ее. Во-первых, такой подход был неприемлем с точки зрения норм цивилизованной частной собственности. Во-вторых, то, что дается даром, в России редко используется эффективно. Традиционный в более позднее советское время «отнять и поделить» никогда никому не приносил пользы. Нельзя создать ответственного собственника, нарушая права собственности других.

    Таким образом, Столыпин придерживался экономических  принципов реформирования экономики, хотя и полагал, что невежественных крестьян для их же пользы следует  всячески подталкивать к выходу из общины, в том числе иногда и административными методами.

Информация о работе П. А. Столыпин и государственная дума в 1906 - 1911 гг