Кадетские корпуса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:12, лекция

Краткое описание

В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.

Файлы: 1 файл

Кадетские корпуса России 1.docx

— 106.95 Кб (Скачать)

     С первых дней существования нового кадетского корпуса особое внимание было обращено на усиление практических занятий. В корпусе были созданы хорошая библиотека и одна из первых в России типография. Артиллерию в корпусе преподавал  И.А. Вельяшев-Волынцев, автор учебника по артиллерии, который был единственным руководством для российских артиллеристов до 1816 г. Фортификацию преподавали по классическому для того времени учебнику Вобана “Об атаке и обороне крепостей”.

     Идеи  Екатерины II  в области образования и воспитания подрастающего поколения проводил в жизнь тайный советник, затем генерал-поручик  Иван Иванович Бецкий, возглавлявший Сухопутный кадетский корпус с 1766 по 1787 гг. Бецкий стал автором нового  устава кадетского корпуса, который был утвержден Екатериной II 11 сентября 1766 г. С этого года корпус стал именоваться “Императорский сухопутный кадетский корпус”. Бецкий благоволил перед просвещенными деятелями, отличавшимися напористостью, ловкостью при достижении околотронных целей, и в то же время без должного уважения относился к офицерам, способным, по его мнению, лишь сражаться на поле брани.

     Разработанные Бецким  “твердые правила, по которым было назначено принимать, воспитывать и обучать юношество благородное”, требовали, чтобы  “воспитание в кадетском корпусе было более практическим, нежели теоретическим, а учиться юношеству больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков”. В уставе, представленном Бецким на подпись императрице, говорилось, что воспитание в кадетском корпусе “имеет целью:

а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и

б) украсить сердце и разум  делами и науками, потребными гражданскому судье и воину”.

“Надо взрастить младенца, — было сказано в приложении к  уставу, — здорового, гибкого и  крепкого, вкоренить в душе его  спокойствие, твердость и неустрашимость”.

     В качестве  главных условий правильного, с точки зрения Бецкого,  воспитания “новых людей” было принято два правила:  во-первых, принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом-де возрасте еще возможно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье) и,  во-вторых, безотлучное пребывание в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей (опять же изоляция от вредного влияния со стороны “старой породы”). Управление корпусом должны были осуществлять генерал-директор и совет, члены которого назначались императрицей.

     Приступая к преобразованию кадетского корпуса, Бецкий осуществил  досрочный выпуск из корпуса воспитанников, достигших 20-летнего возраста. Была ликвидирована конная рота. Кадеты, оставшиеся в корпусе, были разбиты на три возраста: старший — от 17-ти, средний – от 14-ти до 17-ти, младший — до 14-ти лет. Два первые возраста составили четыре строевые роты, каждая под управлением капитана и двух субалтерн-офицеров, которые обязаны были денно и нощно следить за кадетами.

     По новому уставу, утвержденному императрицей 11 сентября 1766 г., всего предполагалось иметь в корпусе детей пяти возрастов: от пяти до девяти лет, от 9-ти до 12-ти, от 12-ти до 15-ти, от 15-ти до 18-ти, от 18-ти до 21-го года.

     Право на поступление в корпус предоставлялось не только сыновьям дворян, но и детям лиц, состоящих в штаб-офицерских чинах; преимущество при приеме предоставлялось детям из неимущих семей и тем, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При поступлении в кадетский корпус требовалась подписка о том, что они добровольно отдают своих детей в заведение не менее чем на пятнадцать лет и “даже во временные отпуски брать не будут”.

     Кадеты младшего первого возраста разделялись на десять отделений по 12 воспитанников в отделении и вверялись воспитательнице; общее руководство над первой возрастной группой поручалось женщине — управительнице возрастом.     Кадеты второго возраста составляли восемь отделений по пятнадцать человек каждое; в каждом отделении был свой воспитатель, а во главе возрастной группы находился инспектор.

В  третьем возрасте в  каждом из шести отделений было по 20 воспитанников.

Каждый из  двух старших  возрастов подразделялся на два  подразделения — военное и  гражданское. Первое в каждом возрасте состояло из двух рот, которыми командовали  капитаны; над воспитанниками гражданского подразделения в обоих возрастах  командовал инспектор. Кадеты находились под бдительным надзором не только в спальнях и рекреационных залах, но также и в классах, ибо преподавательскому персоналу было поручено только «научание», а офицеры-воспитатели повсюду наблюдали за поведением кадетов.

     По мысли И.И. Бецкого, внутренний порядок в заведении должен был способствовать тому, чтобы кадеты приучались к самостоятельному труду, уходу за собой, а игры на свежем воздухе должны были способствовать их возмужанию и выработке силы и выносливости. Для удобства перехода к новой системе с 1770 по 1773 гг. прием в корпус был временно приостановлен, а затем с 1773 г. устав корпуса стал применяться в полном объеме.

     Генрих Штрох, немец, долгие годы проведший в России и имевший широкие связи в высших кругах, в этой связи отмечал:  “По поступлении кадеты зачисляются в 1-й возраст, их одевают в коричневые, вроде морских, бушлаты с синим поясом и поручают женщинам, в числе одной директриссы, десяти гувернанток и многих нянек. Через три года мальчики переводятся во 2-й возраст, где они получают форму, похожую на предшествовавшую, но синего цвета, и поручаются заботам 8 гувернеров с инспектором во главе. В этом «возрасте» кадеты уже более предоставлены самим себе. После трехлетнего пребывания они переводятся в 3-й возраст, в котором носят форму серого цвета, и попадают под надзор офицеров полевых войск. Отбыв опять трехлетний срок, они переводятся в 4-й возраст, или в так называемый “1-й военный возраст”, и надевают военную форму. В этом и в 5-м возрастах ими заведуют корпусные офицеры, которые на один чин выше, чем офицеры полевых войск. Штат корпусных офицеров состоит из одного подполковника, двух майоров, шести капитанов, двенадцати поручиков и шести прапорщиков, 65 преподавателей”.

     Лучшие кадеты получали при выпуске чин поручика, остальные — прапорщика или корнета. Худшие могли быть выпущены лишь унтер-офицерами. Особый порядок устанавливался для прохождения службы лицами, исключенными из корпуса за неуспеваемость.

     Кадетские корпуса играли огромную роль в развитии классического образования в России во второй четверти XVIII в. Когда И. Бецкий предложил исключить из числа изучаемых предметов латинский язык, работавшая в корпусе комиссия во главе с графом П.В. Завадовским отклонила его предложение именно по причине уникальности этого учебного заведения, призванного готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников. Латынь была исключена из программы лишь в 1801 г. по новому положению о военно-учебных заведениях.

    В корпусе основательно  было поставлено преподавание  французского, английского, немецкого  языков. Трехлетний курс изучения  предполагал в течение первого  года усвоение воспитанниками  начальных навыков чтения и  письма на соответствующем языке,  в ходе второго — овладение  грамматикой и техникой перевода, к концу третьего — умение  излагать свои мысли письменно,  соблюдая правила стилистики.

В  1775 г. при Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе  открылась «Греческая гимназия» (впоследствии — «Корпус чужестранных единоверцев»), созданная первоначально для  обучения детей проживавших в  России выходцев из православных стран (главным образом греков). Первым ее начальником был подполковник  Вальховский, а затем А.И. Мусин-Пушкин, известный знаток древностей, первооткрыватель и исследователь «Слова о полку Игореве». В стенах военно-учебных заведений начинают появляться преподаватели и директора, сыгравшие значительную роль в истории русской культуры ХVIII в.

     В  1774 г. указом Екатерины II было разрешено принимать в гарнизонные школы кроме солдатских сыновей и “неимущих дворянских детей”.

     В  1778 году генерал  Зорич в г. Шклове, пожалованном ему Екатериной II, открыл на свои средства  Шкловское благородное училище для бедных дворян. В училище одновременно обучалось до 250 воспитанников. Благодаря заботам генерала Зорича училище было снабжено всем необходимым для качественного обучения кадетов. С 1785 г. многие выпускники училища сразу производились в офицеры. В 1792 г. “Благородное училище” было преобразовано в  Шкловский кадетский корпус. Первым директором корпуса стал генерал-лейтенант Зорич. После смерти Зорича в 1799 г. распоряжением белорусского губернатора П.И. Северина корпус летом 1800 г. переводится в г. Гродно во дворец польских королей и именуется “Отделение Гродненского кадетского корпуса”. Из Шклова в Гродно было переведено 211 воспитанников. К 1801 г. Шкловский кадетский корпус в общей сложности выпустил около 470 артиллерийских и армейских офицеров. Однако Гродненский кадетский корпус до конца так и не был сформирован. В  1806 г. весь его персонал переводится в  Смоленск, где учреждается  Смоленский кадетский корпус. В Смоленске корпус оставался до 1812 г., когда его воспитанники были переведены в Тверь, потом в Ярославль и, наконец, в Кострому, сохраняя за ним наименование Смоленского. В  1824 г. корпус переводится в Москву, где получает название  Московского кадетского корпуса. Последнее его название —  1-й Московский императрицы Екатерины II кадетский корпус. Просуществовал он до революции.

     Павел I  (1796-1801) внес свой вклад в систему подготовки молодых людей к службе в российской армии. В  1798  году он учреждает  Военно-сиротский дом и его отделения при гарнизонных полках. По уставу Военно-сиротского дома он разделялся на два отделения: первое предназначалось для 200 сыновей неимущих дворян и офицеров, а второе — для солдатских сыновей. В  1829 году Императорский сиротский дом получил наименование  Павловского кадетского корпуса (прекратил свое существование в 1863 г.).

     В  1800 году Императорский  Сухопутный кадетский корпус был переименован в  1-й кадетский корпус, а  Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус — во  2-й кадетский корпус. Сторонник прусской военной системы, Павел велел и в кадетских корпусах установить жесткую военную дисциплину.

     В январе  1798 г. главным директором 1-го кадетского корпуса был назначен Великий князь  Константин Павлович. За первые 70 лет существования 1-го кадетского корпуса из его стен было выпущено 3300 воспитанников, многие из которых добились выдающихся достижений на поприще государственной службы, науки и искусства. Корпус окончили знаменитый русский полководец  П.А. Румянцев-Задунайский, князь  М.Н. Волконский, князь  А.А. Прозоровский, директора кадетских корпусов генералы  М.И. Мордвинов, П.И. Меллисино, драматурги  А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.А. Озеров, фельдмаршал М.Ф. Каменский, генерал А.С. Милорадович, герои войны 1812 г. генералы  П.П. Коновицын, И.И. Кульнев, граф  К. Ф. Толь.

К началу царствования императора  Александра I (1801-1825) в России существовало четыре военно-учебных заведения  для подготовки офицерских кадров. В первый же год царствования Александра I князь  Платон Зубов с согласия императора подготовил проект закона, в соответствии с которым предполагалось учредить  17 военных училищ,  воспитанники которых получали бы общее начальное  образование и затем могли  бы продолжить учебу в кадетских  корпусах. Такие училища были открыты  только в трех городах: в 1801г. — в  г. Туле, в 1802 году — в г.  Тамбове  и в 1825 г. — в  Оренбурге (Неплюевское). Тульское училище для воспитания неимущих дворян получило наименование Александровского. В училище на средства дворян содержались стипендиаты, получавшие стипендии имени покойного фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова Смоленского. В 1817 г. Александровское Тульское Дворянское училище получило новый устав, в соответствии с которым стало именоваться военным и по своему статусу стояло следом за кадетскими корпусами. В 1837 г. училище переименовывается в Александровский Тульский кадетский корпус. В Тамбове в училище со штатной численностью в 120 человек принимали на бесплатное содержание детей беднейших дворян. Воспитанники, окончившие училище с отличием, подлежали переводу в кадетские корпуса и в университет. В Оренбурге военное училище было названо Неплюевским в память бывшего губернатора края И.И. Неплюева, завещавшего десять тысяч рублей на открытие в крае кадетского корпуса. Училище предназначалось для детей офицеров отдельного Оренбургского корпуса. В 1844 г. училище преобразовано в кадетский корпус.

     Одновременно император предложил дворянству подумать о создании  губернских военных училищ на средства дворян.  21 марта 1805 г. появляется разработанный при непосредственном участии императора  «План военного воспитания». Военные училища (в некоторых губерниях они получили название  дворянских училищ) должны были создаваться теперь уже в каждой губернии, а их выпускники направляться исключительно в кадетские корпуса. По указу от 29 марта того же года учреждается особый  “Совет о военно-учебных заведениях”, первейшая задача которого состояла в унификации всей системы воспитания и образования в кадетских корпусах. Первым председателем совета стал брат императора великий князь Константин Павлович. Создание совета положило начало деятельности государственного органа, который был обязан координировать составление учебных программ для военно-учебных заведений, выпуск учебных пособий и учебников и осуществлять контроль за качеством преподавания и воспитания в кадетских корпусах.

В  1802 году в Санкт-Петербурге учреждается  Пажеский корпус, хотя пажи и камер-пажи в России были известны еще при Петре I, а сам Пажеский корпус ведет свое старшинство с  1742 г. от специального заведения, получившего  в  1769 г. название Придворного пансионата. В Пажеском корпусе предполагалось иметь три пажеских и один камер-пажеский классы.

     Пажескому корпусу в системе кадетских корпусов принадлежало особое место. Придворный пансионат, превращенный в 1802 г. в Пажеский корпус, при Екатерине II был исключительно  элитарным учебным заведением. В число пажей могли попасть лишь сыновья и внуки полных генералов от кавалерии, инфантерии и артиллерии. Некоторые исключения делались лишь для отпрысков наиболее знатных русских, грузинских или польских родов. В 1785 г. Придворный пансионат получил программу, по которой устанавливался восьмилетний срок обучения, а воспитанники пансионата подразделялись на четыре класса с двухлетним сроком обучения. Учебная программа включала Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, латынь, чистописание, рисование, арифметику, этику, геометрию, статику и механику, артиллерию, фортификацию, историю, географию, законоведение, а также обязательные для молодого аристократа танцы, верховую езду и дополнительно музыку (по желанию). Особо подчеркивалось, что все предметы должны “преподаваться на русском языке, за исключением случаев, когда не найдется преподавателей из русских, тогда преподавать на том языке, в котором будут сильны ученики”. Подобное требование впервые вводилось в практику преподавания в кадетских корпусах и было вызвано необходимостью иметь в России высокообразованных аристократов, хорошо владеющих русским языком.

Информация о работе Кадетские корпуса в России