Экскурсия по кунсткамере

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:24, реферат

Краткое описание

Кунсткамера — это кабинет редкостей, в настоящее время имеющий название «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук». Это первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.

Файлы: 1 файл

Обзорная экскурсия по Кунсткамере.docx

— 23.31 Кб (Скачать)

   Обзорная  экскурсия по Кунсткамере.

   Кунсткамера — это кабинет редкостей, в настоящее время имеющий название «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук». Это первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

   Обладает  уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.

   Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.

   Вернувшись  в Россию, Пётр занялся обустройством  русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена  в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие  это произошло в 1714 году и стало  считаться датой основания музея.

   Во  время своего второго посещения  Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил  музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

   Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

   Здание  «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: ГербельКиавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.

   Здание  построено в стиле петровского  барокко, состоит из двух 3-этажных  корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным  завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней  части находился Анатомический  театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

   В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными  аллегорическими группами, бюстами  и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

   Музей принято делить на несколько разделов.

   -  Северная Америка

   В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского  континента — эскимосовалеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманомритуальный танец вызова дождя и другие.

   - Япония

   На  этой экспозиции представлены быт и  культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

   - Африка

   Зал, посвящённый Африке знакомит посетителей  с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.

   - Китай и Монголия

   В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам  Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай  считается родиной фарфора и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.

   В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, седла, попоны и многое другое.

   - Индия и Индонезия

   Раздел  музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

   Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

   - Австралия и Океания

   Здесь представлены примитивные орудия труда  охотников и собирателей.

   - Анатомический раздел

   В этом разделе собраны экспонаты  с анатомическими уродствами и разнообразные  природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

   Первоначальная  коллекция Кунсткамеры насчитывала  более 2000 экспонатов и была куплена  Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйшаголландского анатома за 30 000 гульденов.

   - История Кунсткамеры и русской  науки XVIII в.

   Раздел  включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

   Коллекция Кунсткамеры пополнялась в результате новых научно-исследовательских  экспедиций и к началу 19 столетия представляла собой уже тематический материал для нескольких музеев —  около двух миллионов экспонатов, из них 250000 этнографических, полмиллиона  археологических по сосредоточению самых древних памятников материальной культуры палеолита, мезолита и неолита. Археологическийфонд Кунсткамеры занимает одно из первых мест среди музеев мира и 380.000 антропологических объектов со всего света.

Информация о работе Экскурсия по кунсткамере