«Домострой» XVI века, семейные отношения и воспитание детей на основе этого памятника

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:05, реферат

Краткое описание

«Домострой» имел цель научить каждого человека «порядливому житию» и был рассчитан на широкие слои населения, и хотя в этом содержится уже немало и чисто светских советов и рекомендаций по поведению в быту и в обществе. Предполагалось, что сводом изложенных правил поведения, должен был руководствоваться каждый гражданин страны.

Оглавление

Введение…………………………………….…………………………….………
Основная часть:
1.1. Особенности «Домостроя»………………………………………………..4
1.2.Мир русской семьи………………………………………………………...8
1.3.Семейное воспитание по «Домострою»…………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Домострой воспитание.docx

— 42.19 Кб (Скачать)

Все руководство  домашним хозяйством держала в руках  большуха – женщина, жена и мать. Она ведала, как говорится, ключами  от всего дома, вела учет сену, соломе, муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находились под присмотром большухи. Под ее неусыпном надзором находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна. Дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. Звание «большуха» с годами незаметно переходило к жене старшего сына.

Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и совей семьи. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе с взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто имел во всех этих делах не только совещательной, но и решающий голос.

У детей  было так же очень важное положение в семье. Младшему брату не полагалось жениться первому (конечно, встречались исключения из правил). Принцип старшинства соблюдался  при передаче статуса главы семьи от отца к сыновьям.

Положение разновозрастных сестер в семье  также было неодинаковым. Старшую  сестру считали ближайшей помощницей матери, ее « заместителем». В домашних делах она нередко полностью  заменяла мать. Известны случаи, когда  незамужней старшей сестре приходилось  возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» - хозяйки двора. Поэтому отношение  старшей сестры к младшим детям  в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.

С раннего  возраста сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались  полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи -  сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанностях старшей сестры входили не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

Старшая сестра выполняла функции посредника, проводника между миром детей  и миром взрослых. Малышам она  открывала пространство за пределами  порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят  проходили в ее сопровождении. Для  подросших сестер она служила  провожатым в сферу взрослых занятий  и отношений: многим видам работ  девочки обучались под руководством старшей сестры, под ее присмотром отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к  младшей, породили пословицу: Первую дочь родители замуж отдают, вторую –  сестра».

Случалось, что в отношениях сестер возникало  соперничество и даже вражда. Различия в положении сестер в семье  порой вызывали зависть и обиды. В народе при выдаче дочерей замуж  было принято соблюдать принцип  старшинства. В XVIII – первой половине XIX века оно было уже не столь категоричным. Однако, по-прежнему считалось, что «через сноп не молотят», а если младшая сестра опередит в замужестве старшую, то у нее «будет несчастливое житье». В этом смысле положение старшей сестры по сравнению с младшими имело определенные преимущества. Ее наряжали в лучшую одежду, часто освобождали от работ, позволяя гулять даже в будни.

 Младшей  сестре обычно доставались обноски  старшей; на людях, особенно  если она была красивее старшей,  ей следовало держаться «в  тени». Когда в доме ожидали  гостей или к старшей сестре  приезжали свататься, ей нельзя было даже заговаривать с парнями. Вместе с тем, на старшей сестре-невесте лежала большая ответственность. На людях ей приходилось тщательно контролировать свое поведение, чтобы не скомпрометировать репутацию всей семьи и, в частности, младших сестер – будущих невест. Недаром в народе говорилось: «Первую дочь берут по отцу – матери, вторую по сестре».

Несколько иначе строились отношения сестры и брата. Моральным долгом брата  считалась обязанность блюсти и  защищать честь сестры. Обидевший сестру наносил личное оскорбление брату. По мере взросления отношение брата к сестре дополнялось материальным обязательствами. Особенно четко они были обозначены при отсутствии у них родителей. В этом случае сестру – девицу брат должен был полностью обеспечивать, организовать ее замужество, снабдить приданым.

 Незамужняя  сестра получала содержание, при  выходе замуж – приданое, но  при семейном разделе претендовать  на собственную долю общего  имущества (недвижимость, земельные  угодья) она не могла. Лишь изредка  ей доставалось что-либо семейного  хозяйства, если вместо родителей  его возглавлял брат. После смерти брата – хозяина имущественное положение сестер зависело от его жены – вдовы, ставшей хозяйкой.

В русской  традиции существовали правила: общих родителей, называли родными, кровными, полнородными братьями и сестрами. Среди них братские и братски – сестринские отношения были выражены наиболее полно. В русском традиционно обществе братьями и сестрами считались и тех, кто не состоял с остальными в прямом и кровном родстве. Так, однородными братьями и сестрами назывались дети одного отца и разных матерей, одноутробными – одной матери и разных отцов, сводными – не имевшие общих родителей. Сын или дочь кормилицы и тот, кого она вскормила, назывались молочными братьями и сестрами. Сын или дочь крестного отца и крестник, находясь в духовной родстве, являлись друг для друга братьями или сестрами крестными. В ритуальном родстве находились побратимы (крестовые, названные братья) – те, кто принял братство по дружбе, взаимному уговору. Между братом и сестрой, находящимися в кровной, духовной, ритуальном родстве, существовал строгий запрет на брачные отношения, его нарушение в народных представлениях считалось страшным грехом. 
 
 
 
 
 
 

Семейное  воспитание по «Домострою»

В благополучном  доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых  мер. Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место. На второе место выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте – обучение грамоте, книжным наукам: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым»12. Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием.

Большое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь  ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной  – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее»13. Мне кажется, что это в полне объяснимо, так как девочки – это будущее женщины, продолжательницы рода, хранительницы очага. Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои»14. Интересно, что воспитанием девочек занимались в основном женщины, в свою очередь воспитанием мальчиков должен был заниматься только отец. Считалось, что настоящего мужчину сможет вырастить только его отец. Воспитание детей проходило в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе – гордость и спокойную старость. Важной частью «Домостроя» - энциклопедии русского быта XVI века является раздел «о мирском строении, как жить с женами, детьми и домочадцами». Как царь, отец является господином своей семьи. Он несет ответственность перед богом и государством за семью, за воспитание детей – верных слуг государства. Поэтому первейшая обязанность мужчины – главы семьи – воспитание сыновей. Чтобы воспитывать их послушными и преданными «Домострой» рекомендует один метод – палку. «Домострой» прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. В «Домострое» в 21 главе под названием «Как детей учить и страхом спасать» содержаться следующие наставления: «Наказывай сына своего в юности, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой»15. Помимо этого в Домострое есть совет, как воспитывать детей, который по жестокости превзошел все законоположения: «Казни сына своего от юности его и покоится тя на старость твою, и дает красоту души твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет…»16. Можно сказать, что церковь государство поощряли столь жестокие действия родителей только из-за заботы о будущем ребенка, так как мальчик станет воином, для того чтобы он смог принять это и выдержать, нужны были такие меры обучения. Таким образом, необходимо с раннего детства воспитывать детей в «страхе божием». Но все же любовь к детям в «Домострое» рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Семья, под каким бы углом зрения ни рассматривали  ее, столь многослойное социальное образование, что неудивительны  упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает  в себе: свойства социальной организации, социальной структуры, института и  малой группы, входит в предмет  изучения социологии воспитания и, шире, социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и  т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации. Семью создает отношение родители-дети. Домострой является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества. Уникальность «Домостроя» в русской культуре, прежде всего в том, что после него уже не предпринималось сравнимой попытки нормировать весь круг жизни, особенно семейной. «Домострой» - это энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования – всего многообразного спектра человеческого поведения.

«Домострой» имел цель научить каждого человека «порядливому житию» и был рассчитан  на широкие слои населения, и хотя в этом содержится уже немало и  чисто светских советов и рекомендаций по поведению в быту и в обществе. Предполагалось, что сводом изложенных правил поведения, должен был руководствоваться  каждый гражданин страны. На первом месте в нем ставится задача нравственного  и религиозного воспитания, которою  должны иметь в виду родители, заботясь о развитии своих детей. На второе место выносилась задача обучения детей тому, что необходимо в «домашнем обиходе», и на третьем месте стояло обучение грамоте, книжным наукам.

 «Домострой»  - утопия, обращенная, скорее, назад,  чем вперед, но основанная на  трудноискоренимых базовых моделях  русского мышления, что объясняет  его живучесть. 

Список  использованной литературы

1. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв.  М. 1991 г.

2.  Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен. М.: 2010 г. 

  1. Коротаев А. В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // История и филология древнего и средневекового Востока / Отв. ред. Васильев, Д. Д., и Волков, С. В. М.: Наука, 1987 г.
 
  1. Рябова Г.Б. Семьеведение. Учебное пособие, Т. 2004 г.
 
  1. Т. В. Чумакова. Человек и его мир в «Домострое» // Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве многие образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001 г.
 
  1. Вдовина Л.Н.  Домострой – «зерцало» быта, традиций и обычаев русского народа. Яр. 1991 г.
 
  1. Шнгина И.И. Русский народ. Будни и праздники: энциклопедия. СПб., 2003 г.
 

Источники

  1. Домострой. СПб.: Наука, 1994 г.

Информация о работе «Домострой» XVI века, семейные отношения и воспитание детей на основе этого памятника