Четвертая республика во Франции. Конституция 1964 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:48, реферат

Краткое описание

Данная работа будет посвящена т.н. Четвертой республике, сменившей после второй мировой войны, Третью, основополагающим актом которой была Конституция 1946 г.
Цель: изучить становление Четвертой республики и Конституции 1946 года.
Задачи: -дать характеристику государственно-правовому режиму Четвертой республики, анализу его институтов, их формированию, а также краткому обзору Конституции 1946 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конституция 1946 г. и формирование Четвертой республики Франции……………………………………………………………………………4
Глава 2. Кризис Четвертой республики ……………………………………..…9
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 28.08 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 «Кубанский  государственный университет» 

в г.Краснодаре

 

 

 

Реферат по теме:

«Четвертая республика во Франции.

Конституция 1964 года»

 

 

 

                                                                                 Выполнила:

 

                                                                                 Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Конституция 1946 г. и формирование Четвертой республики Франции……………………………………………………………………………4

Глава 2.  Кризис Четвертой республики ……………………………………..…9 

Заключение……………………………………………………………………….

Список  используемой литературы……………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

История Франции в новое  и новейшее время характеризуется  постоянными сменами режимов, революционными и контрреволюционными преобразованиями. Пожалуй, ни одна страна Европы не знала  таких взлетов и падений, таких  кардинальных периодических изменений  государственного устройства. Ярким  показателем этого является французский  конституционный процесс - в течении XIX-XX вв. во Франции было принято шестнадцать  Конституций! За это время происходила  неоднократная смена форм правления, причем монархии неоднократно сменялись  республиками. В двадцатый век  Франция вступила, имея государственный  строй, вошедший в историю под  названием  Третья республика. 
             Государственное развитие Франции в XX веке, в отличие, скажем от Великобритании, происходило в условиях поляризации и открытого противоборства правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частым изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя, периодической трансформации провозглашаемых конституционных принципов. 
              Данная работа будет посвящена т.н. Четвертой республике, сменившей после второй мировой войны, Третью, основополагающим актом которой была Конституция 1946 г.  
             Цель: изучить становление Четвертой республики и Конституции 1946 года.

Задачи:  -дать характеристику государственно-правовому режиму Четвертой республики, анализу его институтов, их формированию, а также краткому обзору Конституции 1946 г.

              -Рассмотреть процессы приведшие  к кризису Четвертой Республики  и замене ее Пятой.

 

Глава 1. Конституция 1946 г. и формирование  Четвертой республики Франции.

Первоначальный вариант  конституции был изменен созданием  второй палаты - Совета республики, избиравшегося  косвенным голосованием (но имевшего все же в основном совещательный  характер), предоставлением президенту республики права выдвигать кандидатуру  главы правительства вместо непосредственного  выбора его Национальным собранием  и т.д. Однако основные демократические  положения первого проекта, благодаря  напряженной борьбе представителей компартии в конституционной  комиссии, сохранились. Компромиссное  решение было одобрено Учредительным  собранием 29 сентября 1946 года.

Новая Конституция Франции  не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после  освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых  политических принципов, характерных  для европейских конституций  так называемой второй волны (40-50-е  гг.). 
           Несмотря на то, что Конституция Четвертой республики была результатом компромисса различных классовых и политических сил, в целом она явилась важным завоеванием французских трудящихся. В ней были закреплены прогрессивные преобразования, проведенные в жизнь в итоге разгрома международного и французского фашизма. "Октябрьская конституция 1946 года основана на принципе национального суверенитета и недвусмысленно утверждает ответственность правительства перед Ассамблеей, избранной прямым всеобщим голосованием. Она гарантирует осуществление демократических прав и провозглашает светский характер государства и школы. Она закрепляет новые социально-экономические права граждан: равенство мужчины и женщины во всех областях, право на объединение в профсоюз и забастовку, право на коллективное определение условий труда и управление предприятиями, право на труд, на материальное обеспечение матери и ребенка, престарелых трудящихся и инвалидов, право ребенка на образование и культуру, организацию всеобщего светского образования всех ступеней. Конституция прямо утверждает законность национализацией, мирный характер внешней политики Франции и равенство прав народов зависимых стран". 
           В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Расширялась сфера регулирования политической и особенно внешнеполитической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т.п.). 
           Новая Конституция значительно расширила пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало провозглашение "социального государства", в котором права собственника сочетаются с "общим благом" и ограничиваются общественными интересами. 
С точки зрения основного принципа организация государственного строя, в первой послевоенной конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма. По форме правления Франция являлась парламентарной республикой, причем нижняя палата парламента - Национальное собрание - провозглашалось единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия.

Конституция традиционно  сохранила двухпалатную структуру  парламента. Однако вторая палата - Совет  республики - была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для Национального  собрания. Совет республики избирался  косвенными выборами в департаментах  и коммунах, а часть его назначалась  Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней  палаты парламента по сравнению с  сенатом Третьей республики были сведены до минимума. Все законодательные предположения, в том числе и выдвинутые членами Совета республики, должны были сначала обсуждаться первой палатой - Национальным собранием. Если в принятый им законопроект Совет республики вносил свои поправки, то Национальное собрание рассматривало его во втором чтении с правом принять или отвергнуть: данное решение считалось окончательным. Поправки, принятые Советом республики абсолютным большинством советников при открытом голосовании, могли быть отвергнуты Национальным собранием только таким же порядком.        Члены второй палаты не имели права подавать интерпелляций (запросов) правительству, за которыми следовало голосование с принятием резолюции, сохранив лишь возможность вносить менее действенные устные и письменные вопросы. Кроме того, Совет республики не мог служить, подобно прежнему сенату, высшим трибуналом, судившим президента по обвинению в государственной измене и министров - за преступления, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, а также не мог выступать инициатором ревизии конституции.

 Конституция 1946 г. категорически запрещала широко распространенную накануне второй мировой войны практику делегирования парламентом законодательных полномочий правительству, которое применяло их в форме "декретов-законов", служивших излюбленным оружием реакционных кабинетов. Председатель совета министров считался главой исполнительной власти (администрации) и высшим гарантом исполнения законов. Ему было предоставлено исключительное право постановки вопроса о доверии, которого остальные министры были лишены. Глава правительства разделял с депутатами право законодательной инициативы (ст. 46). Законодательные акты президента республики подписывались (контрассигновались) одним из министров и председателем совета министров. Последний имел право назначить высших чиновников, контролировать ряд важных вопросов, связанных с национальной обороной, и т.д.5. 
Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. По Конституции 1946 г., в отличие от предшествующей, президент был лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров. 
Глава государства избирался на семь лет абсолютным большинством голосов на совместном заседании Национального собрания и Совета республики в Версале. Помимо протокольных обязанностей, он вновь получил право предлагать парламенту кандидатуру главы правительства, председательствовать на заседаниях совета министров, высшего совета национальной обороны, высшего совета магистратуры (верховного органа судебной системы) и конституционного комитета, а также право обращаться с посланием к палатам и право помилования. Президент по-прежнему не подлежал суду, за исключением случая государственной измены. Однако, как уже отмечалось, глава государства не являлся, в отличие от периода Третьей республики, официальным главой администрации и дипломатии, а каждый его акт нуждался в подписи как министра, возглавлявшего соответствующее ведомство, так и председателя совета министров6. 
Исполнительная власть по Конституции вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.

Принятие новой конституции  дополнялось коренной реформой избирательной  системы. Согласно этой системе, избирательным  округом вместо мелкого административного  района, посылавшего в парламент  только одного депутата, являлась гораздо более обширная территориальная единица - департамент. На каждый департамент приходилось несколько парламентских мандатов, в зависимости от численности населения. Наиболее густонаселенные департаменты делились на несколько округов. Каждая партия должны была выставлять список из стольких имен, сколько мандатов приходилось на данный департамент, и получала места пропорционально числу собранных ее списком голосов. 
На выборах в Национальное собрание - первый парламент Четвертой республики, состоявшихся 10 ноября 1946 г., - коммунисты получили 5,5 млн. голосов, выиграв 300 тыс. и снова став первой партией Франции.  
           Сложные проблемы модернизации экономики и перестройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны требовали активного вмешательства государства и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперничества и возросших требований к административно-управленческой деятельности оказалась неспособной адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.

 

 

 

Глава 2. Кризис Четвертой республики

 
Реорганизация политического строя  Франции в той форме, которая  была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных  на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. Страна практически вернулась к "режиму Собрания", столь единодушно критикуемому на примере Третьей  республики. За двенадцать лет сменилось  сорок пять правительств, было несколько  длительных министерских кризисов. Этому  способствовали как недостаточная  проработка самого механизма функционирования норм основного закона, так и периодические  отступления от них на практике. Одной из важных причин кризиса Четвертой  республики была затяжная война в  Индокитае, поглощавшая огромные ресурсы, "от которой правительство Франции  не могло отказаться, так же как  не  могло  и  выиграть".  
В 1947 году произошел распад трехсторонней коалиции, а в 1948-1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система. Широкое распространение получила практика делегированного законодательства. Частичному пересмотру в сторону усиления власти президента подверглась в 1950 году Конституция Франции. По результатам следующей конституционной реформы 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве. Были расширены также права Совета республики, который превратился в полноправного участника законодательного процесса. Одновременно, без прямого пересмотра соответствующих положений, путем конституционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента. 
Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.  
            В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой Конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2 % голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены  вопросы, связанные с установлением  развитием и падением режима четвертой  республики во Франции.  
             Срок существования Четвертой республики был одним из самых коротких, действие Конституции 1946 г. продолжалось всего 12 лет.  
            Причинами падения Четвертой республики были, как уже подчеркивалось выше: недостаточная проработка самого механизма функционирования норм основного закона, периодические отступления от них на практике, следствием чего явились частая смена правительств, постоянно сотрясавшие страну правительственные кризисы и, в конечном счете, утрата веры французов в реформы. Четвертая республика несла в себе пороки Третьей.  
           Новая, сформированная под де Голля Конституция отличалась, прежде всего, усилением роли исполнительной власти, более четким механизмом разделения властей, системой контроля за конституционностью законов12. Практически в таком же виде она существует и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.  Борисов Ю.В. Новейшая  история Франции. М., 1966. 
2.  Вильданова М.М. Источники права Франции. М., 1987.

3. История государства  и права зарубежных стран / Под общ. ред. Жидкова О.А.  и Крашенинниковой Н.А. М.: ИНФРА-М, 1998.  
4.  История Франции в 3-х томах. Т. 3. М., 1973.  
5.  Крутоголов М.А. Центральные органы власти Французской Республики. Парламент, президент республики, совет министров. М., 1956.

6 .Наумова Н.Н. Голлизм  в оппозиции, М., 1991. 
 


Информация о работе Четвертая республика во Франции. Конституция 1964 года