Церковь и религия при Ярославе Мудром

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 22:46, реферат

Краткое описание

Тема поистине интересна своей значимостью. Не стоит отрицать, что государственная деятельность чрезвычайно важна для нормального функционирования общества в целом. Рассмотрев Ярослава Мудрого государственного деятеля, можно конкретизировать главные аспекты развития общества во время его правления – это внешняя и внутренняя политика, создание первого свода законов, преобразований в религии.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….. 1стр.

Глава 1. Периоды внешней и внутренней политики Ярослава……… 2 – 7 стр.

§1. Ростовский период …………………………………………... 2 стр.

§2. Новгородский период .......………………………………. 2 – 6 стр.

§3. Киевский период …………………………………………. 6 – 7 стр.

Глава 2. «Русская Правда» Ярослава Мудрого …………………….. 8 – 10 стр.

§1. Основные редакции «Русской Правды» ……………….. 8 – 9 стр.

§2. Источники права …………………………………………….. 9 стр.

§3. Уголовное право в «Русской правде» ………………… 9 – 10 стр.

Глава 3. Ярослав – просветитель ………………………………………… 11 стр.

Глава 4. Церковь и религия при Ярославе Мудром ...……………... 12 – 13 стр.

§1. Христианская церковь ……………………………………. 12 стр.

§2. Митрополит Илларион ……………………………… 12 – 13 стр.

Заключение ………………………………………………………………... 14 стр.

Список использованных источников ……………………………………. 15 стр.

Файлы: 1 файл

реферат ярослав мудрый2.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

Введение …………………………………………………………………….. 1стр. 
 
Глава 1. Периоды внешней и внутренней политики Ярослава……… 2 – 7 стр. 
 
 §1. Ростовский период …………………………………………... 2 стр. 
 
 §2. Новгородский период .......……………………………….  2 – 6 стр. 
 
§3. Киевский период …………………………………………. 6 – 7 стр. 
 
Глава 2. «Русская Правда» Ярослава Мудрого ……………………..  8 – 10 стр. 
 
§1. Основные редакции «Русской Правды» ……………….. 8 – 9 стр. 
 
§2. Источники права …………………………………………….. 9 стр. 
 
§3. Уголовное право в «Русской правде» ………………… 9 – 10 стр. 
 
Глава 3. Ярослав – просветитель ………………………………………… 11 стр. 
 
Глава 4. Церковь и религия при Ярославе Мудром ...……………... 12 – 13 стр. 
 
§1. Христианская церковь ……………………………………. 12 стр. 
 
§2. Митрополит Илларион ……………………………… 12 – 13 стр. 
 
Заключение ………………………………………………………………... 14 стр. 
 
Список использованных источников ……………………………………. 15 стр. 
 
Список использованной литературы …………………………………….. 16 стр. 
Введение 
 
Ярослав Мудрый один из главных государственных деятелей, который внес огромный вклад в дальнейшее развитие Руси.  Древняя Русь - это эпоха складывания русского государства, русского народа, во многом определившая дальнейшее развитие Русского государства. Деятельность Ярослава Мудрого чрезвычайно важна для истории нашего Отечества, своими действиями он «вершил историю». 
 
Целью моей работы является  не только  рассмотрение непосредственно какой-либо одной деятельности князя, а затронуть все  виды государственной деятельности: политической, общественной, религиозной. Выяснить общее между ними  обозначить влияние на общественную жизнь народа – есть задача, поставленная передо мной. 
 
Тема поистине интересна своей  значимостью. Не стоит отрицать, что государственная деятельность чрезвычайно важна для нормального функционирования общества в целом. Рассмотрев Ярослава Мудрого государственного деятеля, можно конкретизировать главные аспекты развития общества во время его правления – это внешняя и внутренняя политика, создание первого свода законов, преобразований в религии. 
 
Итак, после всего вышесказанного совершенно бесспорным видится факт огромной историко-исследовательской ценности рассмотрения такой личности как Ярослав Мудрый. Именно роль этого человека и его место в русской истории определили его выбор в качестве героя моей работы. 
Глава 1. Периоды внешней и внутренней политики Ярослава 
 
Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды, а после перечисляются 4 сына, родившихся от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод[1]. 
§1. Ростовский период 
 
В первые годы XI века княжил в Ростове. Сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер. 
 
С этим временем нередко связывают основание города Ярославля, названного в честь князя, который по легенде секирой убил священную медведицу и приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Предполагают также, что Ярославль был основан в 1010 году Ярославом для защиты Ростова. Связывается это с крепостью на Стрелке — месте слияния Волги и Которосли. Однако впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом в связи с восстанием смердов, которое возглавляли два волхва от Ярославля. 
§2. Новгородский период 
 
После смерти старшего брата Вышеслава в 1011 году был посажен отцом на княжение в Новгород. В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол младшему сыну Борису. Владимир Святославич же скончался в следующем году, готовясь к войне с Ярославом. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда. 
 
 В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей: «    … И отпусти их всех домой,— и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите»[2] 
 
Однако наёмной дружине Ярослав часто не доплачивает, вспоминая о жаловании только перед лицом надвигающейся опасности. 
 
Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком. Он ещё дважды подступал к Киеву: один раз с печенегами, второй — с войском польского короля Болеслава I. 
 
В 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый своим зятем Святополком Окаянным, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил Киев вместе с сёстрами, первой женой Анной и мачехой Ярослава, публично изнасиловал отказавшую в сватовстве его сестру Предславу и, вместо того, чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществляет новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. 
 
Так как вражда могла продолжаться бесконечно, пока оба князя были живы, конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?» [3]На что Ярослав дал свое согласие:    …— Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Князем Святополком, ни порицать кого-либо, если он будет убит.  
 
В этом году Ярослав получил титул Великого князя Киевского после убийства брата Святополка и братьев Бориса и Глеба, но предпочитает находиться до 1036 года в Новгороде. 
 
В 1019 году Ярослав женится на дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингегерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем — Ирина.  
 
В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, и на обратном пути, был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав остался в Новгороде и был назван Великим князем. В скором времени Брячислав умер, и Ярослав вернулся в Киев. 
 
В 1023 году брат Ярослава — тмутараканский князь Мстислав — напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна (Гакона) под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предлагает разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны:       Садись в своем Киеве, ты — старший брат, а мне пусть будет эта сторона.      
 
В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделяют земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. 
 
В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр. В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось, а Мстислав на правобережье Днепра. Незадолго до этого в том же 1031 году Харальд III Суровый, король Норвегии, сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету. 
 
В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умирает Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких либо притязаний на киевское княжество, заточает своего брата — псковского князя Судислава — в темницу (поруб). Только после этих событий Ярослав решается переехать с двором в Киев. До смерти Мстислава резиденцией Ярослава был Новгород, а в Киеве управление осуществлялось его боярами. 
§3. Киевский период 
 
В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. 
 
В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич. 
 
В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038—1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей. 
 
В 1043 году, Ярослав, «за убийство одного знаменитого россиянина в Цареграде» [4](в Константинополе), послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, — этот «не самый удачный» поход закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву. В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного. 
 
В 1046 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей. 
 
В 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского — просить руки дочери Ярослава Анны. 
 
 Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде. 
 
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену и на два года старшего сына Владимира. 
Глава 2. «Русская Правда» Ярослава Мудрого 
 
Древнейшая Правда (Правда Ярослава) — правовой кодекс, выданный в 1016 году Новгороду. Впоследствии вошёл в «Русскую Правду». Правда Ярослава содержала 18 статей. Ими предусматривалось наказание за убийство, побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др. Сохранялось право родственников на кровную месть за убийство, которая могла быть заменена денежным штрафом. 
§1. Основные редакции «Русской Правды» 
 
Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции». 
 
«Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов: 
 
·       «Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-18); 
 
·       «Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 19-41); 
 
·       Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42); 
 
·       Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43). 
 
«Краткая Правда» относится ко времени правления Ярослава Мудрого. Она состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 18 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания. 
§2. Источники права 
 
·       Правовые обычаи; 
 
·       Судебная практика; 
 
·       Договоры Руси с Византией (911, 944, 971); 
 
·       Церковные уставы. 
§3. Уголовное право в «Русской правде» 
 
Русская Правда отличает убийство неумышленное, «в сваде» или «в обиду», от совершенного с заранее обдуманным намерением, «в разбое», преступление, обличающее злую волю, от правонарушения, совершенного по неведению,  причиняющее физический вред или угрожающее жизни. Например, отсечение пальца, удар мечом, не сопровождавшийся смертью, хотя и причинивший рану, отличает от действия менее опасного, но оскорбительного для чести: от удара палкой, жердью, ладонью или если вырвут усы или бороду, и за последние действия наказывает пеней вчетверо дороже, чем за первые; за удар мечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он был более оскорбителен, так как означал, что противник не считался равным[5]. При этом «Русская правда» содержит явные следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — «кровной мести». Уже в ст. 1 КП говорится «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо братучадо, ли братню сынови» 
Осложнённая кара за наиболее тяжкие преступления: за разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы. 
 
Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему; они высчитывались на гривны кун. За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся вирой, и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством. Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего. 
 
 «Правда Ярослава» -  это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Конечно, прежде всего, он выражал интересы верхушки общества − бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства, но в  то же время княжеская власть выражала интересы и всего общества в целом. «Правда Ярослава» поддерживала порядок внутри страны, карала за уголовные преступления, насилие против личности, защищала права собственности, на которых держалось и прогрессировало общество. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.  
Глава 3. Ярослав – просветитель 
 
Правление Ярослава снискало ему на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги и собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и покупали книги славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном Киевском храме св.Софии, служило  на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси.  
Глава 4. Церковь и религия при Ярославе Мудром 
 
 §1.Христианская церковь  
 
Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси более широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище "Мудрого». 
 
Ярослав заложил великокняжеский монастырь святых Георгия и Ирины - в честь христианских святых, своего и своей жены. Монастыри стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочнения роли церкви в обществе. 
 
В середине 50-х годов 9 в. Под Киевом возник знаменитый Печенерский монастырь. У истоков его создания стоял Илларион, священник великокняжеской церкви в селе Берестов, загородней резиденции великих князей. Илларион был глубоко верующим человеком.  
 §2. Митрополит Илларион 
 
С именем Илларион связан и первый церковный Устав Ярослава, т.е. система церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с семейным и брачным правом. Это были нормы, которые помогали формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому множеству, освещению частной собственности, повышению авторитета  центральной власти. Устав вводит запрет на умыкание невест, защищал честь девушки, строго наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак. Новый  церковный судебник защищал честь девушки, давал ей более широкое представление в суде. Церковь выступала в Уставе защитником христианской нравственности, призывала к гуманизму, умеряла жестокости тех ранних веков русской истории. В 1051 году на общем собрании русских епископов Илларион был избран митрополитом.  
 
В основе политических и религиозных импульсов Руси находятся римские образцы. Эти же идеи и отражались в Древнем русском летописном своде, вошедшем составной частью в начальную русскую летопись. Думается, что эта близость русского летописания 30-50-х годов 9 века к кругу Иллариона и определила ту идеологическую направленность, которую летопись сохранила применительно к пониманию места Руси в тогдашнем мире и ее соотношение с историей Рима и Византии. Илларион давал ответ на ключевые запросы времени, запросы развивающейся русской государственности. 
Заключение 
 
Развитие истории, бесспорно, происходит благодаря личности. Настоящий государственный деятель должен быть человеком разносторонним,  как в применении устоявшегося политического опыта, традиций или традиционных методов ведения своей политики, так и в использовании нетрадиционных методов, внедрения их в политическую практику. Ярослав умело сочетал и те, и другие методы. 
 
Великий князь был ревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки, получила признание и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык.  
 
Ярослав Мудрый - это один из немногих государственных деятелей, который очень хорошо понимал значение международных связей. Благодаря большому количеству династических браков он заложил основы международных отношений с большинством ведущих государств Европы. Документы, связанные с деятельностью Ярослава Мудрого и с его временем, существуют и во Франции, и в Германии, в Венгрии, в Швеции и Норвегии. 
 
Киевское государство при Ярославе, несомненно, окрепло и процветало. Ярослав обладал, большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и великолепные постройки. В Киеве он выстроил замечательный храм Св.Софии и несколько других каменных храмов и монастырей. Именно поэтому Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. 
 
Соотнеся все преобразования во времена правления Ярослава, рассмотрев его деятельность во всех сферах жизни общества, виден его огромный вклад в Отечественную историю как государственного деятеля. 
Список использованных источников 
 
1.                                                                                                                                                        Толочко П. О происхождении Ярослава Мудрого // Газета 2000. Свобода слова. — 2008. — № 8 (403), 22 — 28 февраля. 
 
2.                                                                                                                                                        ПСРЛ Т. 1. Стб. 162. 
Список использованной литературы 
 
1.     Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Том II. — М.: 1991. — С. 8. 
 
2.     Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. C. 21 , C. 34-42,  Москва,2005 г. 
 
3.     Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999. 
 
4.     Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Заметки о русском»

 

 


 
[1] Толочко П. О происхождении Ярослава Мудрого // Газета 2000. Свобода слова. — 2008. — № 8 (403), 22 — 28 февраля. 
 
 
 
[2] ПСРЛ Т. 1. Стб. 162. 
 
[3] Прядь (Сага) об Эймунде 
 
[4] Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава II 
 
[5]  Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Заметки о русском»


Информация о работе Церковь и религия при Ярославе Мудром