Богомильская ересь и ее распространение на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование исторических, социологических, идеологических и иных аспектов богомильской ереси.
Задачами сочинения является:
Дать понятие ереси в общем, и в частности богомильской.
Рассмотреть историю и географию ереси.
Раскрыть идеологическую составляющую данной ереси.
Исследовать историю распространения ереси на Руси.

Оглавление

Введение:
Цель изучения.
Задачи изучения.
Проблема.
Предмет исследования.
Объект исследования.
Актуальность темы
Основная часть:
Предпосылки и истоки ереси. Связь с другими течениями.
Карта распространения.
Основные постулаты.
Распространение на Руси.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Богомильская ересь исправленная.docx

— 54.72 Кб (Скачать)

Московский  Патриархат

 

Костромская епархия

 

Костромская Духовная семинария

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богомильская ересь и ее распространение на Руси

 

 

 

 

 

Семестровое сочинение студента I

Курса КоДС очного отделения

Кармакулова Александра

по Истории Русской Церкви

 

Преподаватель – Алексей Владимирович Виноградов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома

2015

 

Содержание

  1. Введение:
  • Цель изучения.
  • Задачи изучения.
  • Проблема.
  • Предмет исследования.
  • Объект исследования.
  • Актуальность темы
  1. Основная часть:
  • Предпосылки и истоки ереси. Связь с другими течениями.
  • Карта распространения.
  • Основные постулаты.
  • Распространение на Руси.
  1. Заключение.

 

 

 

Целью данной работы является исследование исторических, социологических, идеологических и иных аспектов богомильской ереси.

Задачами  сочинения является:

  1. Дать понятие ереси в общем, и в частности богомильской.
  2. Рассмотреть историю и географию ереси.
  3. Раскрыть идеологическую  составляющую данной ереси.
  4. Исследовать  историю распространения ереси на Руси.

Проблема сочинения заключается:

Воздействие еретического религиозного течения на народы при уже устоявшемся христианском  осознании мира.

Предмет исследования:

Особенности проявления еретических воззрений в результате взаимодействия социальных слоев.

Объект исследования:

Богомильская ересь, исследованная по различным источникам.

Актуальность темы.

Тема не может потерять своей актуальности в связи с постоянным рождением, появлением, и распространением различных околохристианских, гностических, дуалистических и иных неофициальных религиозных течений. Так же необходимо заметить, что с каждым годом число неофициальных сект растет, человеку необходимы твердые ориентиры, чтобы он не впал в ту или иную крайность. Все современные религиозные секты так или иначе имели своих предшественников в далеком или близком прошлом, и этот исторический аспект является немаловажным фактом. Рассматривая прошлые религиозные конфликты, мы сможем предотвратить будущие. Исследование данной темы так же позволяет составить общую закономерность развития сект и их влияние на общество. В 21 веке люди различной профессиональной направленности все больше проявляют интерес к этой малоизученной, но при этом масштабной ереси, многих интересуют исторические и политические аспекты религиозного течения, проводятся исследования, собираются симпозиумы, выпускаются научные труды. В России интерес к данной ереси все возрастает и многие российские историки исследуют ее.

Предпосылки и истоки ереси. Связь с другими течениями.

Дуализм. Манихейство как источник Богомильской ереси.

Богомильская ересь - дуалистическая концепция, включающая в себя видоизмененную со временем и внешними факторами религиозную теорию, основанную манихеями  в III веке в государстве Сасанидов. Большинство историков, таких как Алексанян А. Г.1, Виденгрен Г.2, Смагина Е. Б.3, Хосроев, А. Л.4 сходятся на мнении что манихейская ересь прежде всего синкретическая секта. Им оппонирует известный русский историк и патролог А. И. Сидоров, утверждая целостность доктрины манихеев.5 Истоки ереси ведут к зороастризму, гностицизму, дуализму, христианству, буддизму. Здесь ученые разделяются на два течения, одни утверждают, что след ведет к персидским и вавилонским корням, другие - к христианству и гностикам. Профессор Дмитрий Оболенский утверждает что течение  это имеет происхождение именно ранне-христианское, гностическое и эллинистическое6. Хотелось бы добавить, что Г. Флюгель в своей работе7 убедительно доказал влияние на учение манихеев известнейших в то время гностиков и поэтов Бардесана8 и Маркиона9. Интересно, что самые ранние и признанные исторически-достоверными опровержения ереси осуществили св. Ефрем Сирин, и блаженный Августин Аврелий. Первый жил через век после ереси, второй вовсе в молодости сам состоял в манихейской церкви (в низшем ранге) и хорошо был знаком с манихейской проповедью и писаниями. Оба писали антиманихейские труды, имеющие для нас первостепенное значение. Они имеются в Латинской Патрологии Миня и частично переведены на русский язык.10 Уникальность этой ереси в том, что она была очень мобильна и легко интегрировалась в другие учения, что позволило ей существовать более 16 веков. С ее дома - Вавилона, ересь начала распространятся по двум путям: восточному (Персия, Туркестан, Индия, и Китай) и западному (Римская Империя).

Французский историк ранней церкви и раннехристианской литературы А.Ш. Пюэш предложил три главных характеристики манихейства:

  • Манихейство претендовало на статус универсальной религии, объединяющей всё то, что было и есть в других религиях;
  • Манихейство — миссионерская религия, которая в идеале стремилась стать единственной в мире;
  • Манихейство — «религия книги», которая осуществляла переводческую деятельность в масштабах, неведомых ни одной современной ей религии11.

Быстрая адаптивность ереси позволило ей существовать неизменной до седьмого века. Учение имело успех на Ближнем Востоке, таким образом, манихеи из Персии внедрились в Армению и Месопотамию.

Проблема, с которой встретились последователи ереси на новых территориях, неприятие её в связи с инородностью другим верованиям, существовавшим и устоявшимся в чужих странах. Решение было найдено в адаптации учения под различные верования. «Они легко меняют образ, лицо, подобно тому как полипод или хамелеон, чтобы ловить кого-нибудь из доверчивых.»12 Это позволило распространиться ереси на огромную территорию и попасть в южную часть Европы, от Черного моря до Атлантики. Еще один ценный источник - Полезная история Петра Сицилийского. Это письмо для архиепископа Болгарии, говорящее о пагубном влиянии ереси на народ, быструю ее интеграцию и распространение. Петр предупреждал об опасности для Болгарии, предостерегал о возможном внедрении ереси на территорию Болгарии. Он также дал краткую историю манихеев и павликиан. Интересно то, что Петр называет павликианство манихейством. С ним соглашается и Дмитрий Оболенский, называя павликиан, катар, монтанистов, массалиан и других нео-манихеями. С начала 10 века в Болгарию переходит данная ересь, в учении начинается трансформация понятия зла - оно начинает превращатся в отдельное божество - Сатаниила. По мнению Оболенского, образовали богомилизм в Богарии павликане и массалиане.13 Мы имеем интересный исторический памятник – «Св. Козьмы Пресвитера слово похвальное на еретики и поучение от божественных книг».14 Он первый упоминает о попе Богомиле: «Это сбылось в Болгарии, во времена правления царя Петра, там и появился поп именем Богомил, суть же «не любимый Богом»». То, что о ереси впервые заговорили при царе Петре подтверждают источники 13 века.15 Больше упоминаний об этом величайшем ересиархе южных славян нет. В течение века ересь христианизировалась, ушла от «абсолютного» дуализма и смягчилась под влиянием христианства. Так же интересно письмо патриарха Феофилакта к царю Петру16, в котором он описывает богомильскую ересь. Проводя исследования ереси, он сделал вывод, что это «смесь манихейства и павликанства». Прямая связь этих выводов с письмом Петра Сицилийского наталкивает Оболенского на предположение, что павликане организовали проповедническую деятельность в Болгарии. 17

Включение Македонии, Фракии и южно-восточной части Болгарии в состав Византийской Империи образовали национальное сопротивление в данных областях вплоть до 1186 года. Движение против византизации в большинстве своем лежало в руках сектантов, в особенности павликиан. После 1037 года Болгария лишилась права назначать главу церкви, появились    греческие ставленники, греческий язык стал официальным богослужебным языком  Болгарской Церкви.

Богомильская ересь продолжала свое шествие, из своей родины Болгарии, она, как некогда ее прародители, проникла в Византию, Сербию и Боснию, где вплоть до 15 века была чуть ли главенствующей религией, не уступающей католицизму и православию.

Народ любой страны цеплялся за эту ересь очень быстро. Не устоявшийся в вере, он быстро принимал ересь, видя добрых людей, знавших  святое писание, рассказывающие  апокрифичные «басни» и сказания. «Тайная книга»(«Глубинная книга», «Иваново евангелие», «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской»)18, «сказание о крестном древе», «Видение Иссайи», «сказание о Соломоне и Китоврасе» (славянская «обработка» манихейской «борьбы Соломона»), «река Сафрат и Израй», «Амфела Тимофеевна» (манихейкая «Амефрия»), «Слово о злых женах», «Сказание о происхождении винокурения», и другие апокрифы быстро становились народным фольклором.

Учение и структура.19

Ересь отличалась некоторыми особенностями, которые выделяли ее от других учений:

- Добро приравнялось злу. Свет - тьме. Демиург - Сатаниилу.

- Материя противостояла духу. Материя приравнивалась злу, утверждалось что Всемилостивый Бог, не принадлежащий этому миру не способен создать материю, так как материя ниже по статусу бестелесности, а значит противоречит божественности. Этим самым ересиархи доказывали существование божества противоположного светлому богу, в богомильской обработке он назывался Сатаниил, который был творцом человека из материи.

-Каждый человек должен изнурять  свою плоть, относится к ней  с ненавистью. Вести жесточайший  аскетизм, запрещено стяжание богатств, запрещались иные земные удовольствия и потребности. Петр Сицилийский приводит случай, когда  жители приносят хлеб еретику. Он благодарит их за хлеб, а затем в кельи употребляя его, проклинает и хлеб и  людей, принесших ему еду.20

Сатаниил восстал на отца — доброго бога - и вместе с своими последователями - падшими ангелами - создал из хаоса землю и человека. Это, по мнению богомилов, Сатаниил свирепствовал на земле до прихода Иисуса, наводил потопы, глады, моры, войны. Также он творец Синайского законодательства, злой бог ветхого завета. После Демиург «отрыгнул» из сердца еще одну сущность — Иисуса, который связал Сатаниила и посадил на цепи в ад, после чего последний стал Сатаной. При этом Иисус призрачная субстанция, не имеющая ничего общего с человеком, поэтому и жизнь Христа призрачна. Исходя из этого, можно вывести несколько постулатов, какими пользовались еретики:

- Церковь исходит от Сатаны, так как  берет начало от ветхозаветной, где господствовал злой бог. Иконы считали идолопоклонничеством вслед иудейской традиции, крест, символ который надо порицать и ненавидеть, мощи святых почитали за вместилище демонов, соблазняющих народ, не признавали ни места для богослужения, ни сами молитвы, кроме молитвы Господней, хотя и имели свои молитвы, молились часто, днем и ночью, постились в понедельник, среду и пятницу. Имели собственную иерархию — один учитель и 12 «апостолов». Создали свой канон священных книг. Отрицали вино, мясо и брак. Самые совершенные «странствовали», создавали апокрифичные сочинения.

Богомильство, как было сказано выше, появилось как протест на действия властей и неустоявшееся церкви. Народ с удовольствием слушал проповедь богомилов, что привело к масштабному их распространению.

Киевская Русь под влиянием богомильской ереси.

Киевская митрополия Константинопольского Патриархата, учрежденная в конце Х в., изначально находилась под сильным влиянием не только Византии, но и юго-западного славянства и особенно Болгарии. Вся богослужебная литература, первые диаконы, иереи пришли не откуда-то, но из юго-запада. С ними прибывали и еретические учения, апокрифы, написанные богомилами перенимались на Руси хотя и специфически.

Ка́лики перехожие. Одна из эманации богомилов.21

Суть ка́личества корнями упирается в болгарских богомилов. По мнению историка Веселовского А.Н.,22 «богумильская ересь» отправляла своих мессионнеров, «странников», о которых шла речь выше, на другие территории. Назывались эти странники христианами, добрыми христианами или добрыми людьми.23 Веселовский утверждает, что в Россию прибыли именно Болгарские богомилы.24 Приходили люди совсем другого уровня, не с большой дороги, это были миссионеры достигшие больших успехов -«совершенные» .

Ка́лики обладали превосходным даром слова, способностью заинтересовать, обратить на них внимание. Например, под видом купцов, они легко входили в доверие народа, продавая людям «сокровенное богатство»- тайную книгу, в которой были ответы на все насущные вопросы. Как пишет об этом Веселовский: «Втапоры молодой Касьян сын Михайлович вынимал из сумы книжку свою» 25 Поразительна живучесть этой литературы. Трудно даже поверить, что апокрифы, созданные за десятилетия и даже столетия до богомилизма на древнееврейском, арамейском и греческом языках, были потом переведены на армянский, грузинский, эфиопский и жили - имели долгую жизнь - в Древней Руси! Через тысячелетие! Эта литература продолжала свое существование в самых разных культурах и цивилизациях.

Содержание данных книг было разным: духовные наставления, стихи, легенды, басни, жития. Особенность одежды так же указывала на болгарский след. Вот их одежда: сума/подсумок, клюка/костыль, лапотки и еще один необязательный атрибут калика – колокол (кожаный плащ с капюшоном, напоминающий колокол), Срензенский в своей статье уточняет, что калики употребляли «особенную странническую одежду, одежду не русскую, а западноевропейскую»26. В суме пилигримы носили евангелие.27

Слово ка́лика — трижды меняло свою этимологию и поэтому для нас сейчас трудно представить, что же ка́лики все-таки означают. Первое значение — иноземец, второе — богомил-странник, третье и самое позднее- пожилой, бездомный.

Информация о работе Богомильская ересь и ее распространение на Руси