Беловежские соглашения 1981г. Распад СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:13, реферат

Краткое описание

Союз Советских Социалистических Республик (СССР, Советский Союз) — многонациональное социалистическоегосударство-сверхдержава в Европе и Азии, основанное в 1922 и расформированное в 1991 году.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

Введение.

 

Союз Советских  Социалистических Республик (СССР, Советский Союз) — многонациональное социалистическоегосударство-сверхдержава в Европе и Азии, основанное в 1922 и расформированное в 1991 году. Занимал 1/6 часть обитаемой суши и был в своё время самой крупной по площади страной мира на землях, которые ранее занимала Российская империя — без Финляндии, части Польского Царства и некоторых других территорий, но с Галицией, Закарпатьем, частью Пруссии, Северной Буковиной, Южным Сахалином и Курилами.

В современной России сложилось  неоднозначное мнение о причинах распада СССР.  
1. Распад СССР – это закономерный этап истории страны.  
2. Причиной распада послужила ошибочная политика М. Горбачева.  
3. СССР распался под влиянием внешних сил, действовавших со стороны Запада.  
Выбор данной темы был продиктован актуальностью и неоднозначностью проблемы.

8 декабря 1991 года в  Беловежской пуще был подписан  документ, который в одночасье  изменил мир. Самый главный  пункт этого договора содержался  в преамбуле: "Союз ССР как  субъект международного права  и геополитическая реальность  прекращает свое существование". Чуть позже договор ратифицировали  практически все бывшие республики  Советского Союза. Рухнул мировой  порядок, который долгие годы  оставался биполярным: на одном  полюсе – страны НАТО во  главе с США, на другом –  государства Варшавского договора  во главе с Советским Союзом. Сегодня бывшие сторонники президента  Ельцина и "младореформаторы" говорят о том, что Беловежское  соглашение явилось лишь неизбежной  формальностью, поскольку сохранить  Союз к тому времени возможности  не было. Распад гигантского государства  начался с объявления независимости  трех прибалтийских государств  в 1989 году. Еще через год о  суверенитете заявили Грузия  и Молдавия. Однако референдум, проведенный  в девяти республиках, дал убедительный  ответ: больше 76% проголосовавших  высказались за сохранение СССР. Почему тогда российское руководство  так легко согласилось на раздел  огромного государства? Тем не  менее, одна за другой бывшие  республики объявляют о своем  суверенитете. По мнению некоторых  историков, распад Союза был  выгоден новой российской власти, они утверждают, что Ельцину просто  необходимо было укрепиться на  новом и для себя, и для страны  посту Президента. Что стало истинной  причиной договора, который ликвидировал  Советский Союз – борьба за  власть или новые реалии? Имело  ли юридическую силу Беловежское  соглашение, если договор противоречил  Конституции и результатам референдума?  Был ли шанс предотвратить  распад огромного государства?   Исчерпала ли себя внутренняя и внешняя советская политика?      — Исчерпала ли себя советская экономическая модель?      — Был ли ГКЧП попыткой спасти Советский Союз?    Беловежское соглашение и возможности дальнейшего развития политической демократии.  Свидетельствует ли отсутствие негативной реакции общества на соглашения об их поддержке?  Оказались ли государства постсоветского пространства стабильными, устойчивыми?  Стали ли государства постсоветского пространства настоящими игроками на геополитической арене?   Оправдано ли Беловежское соглашение с морально-политической точки зрения? 

Объектом исследования данной работы  является время политических потрясений рубежа 1985-1991 гг.  Данная работа основывается на трудах ученых, занимавшихся данной проблемой: Карамзин Н.С., Согрин В., Горбачев М.С., Жуков В., Киселев Г.С. и другие. 
Каждый из этих авторов рассматривал свою узкую проблему. Данная работа обобщает те знания и мысли, которые были высказаны  этими людьми.  
Данная работа не претендует на беспристрастность оценки событий того времени, но тем не менее выражает мнение автора.  
Гипотезой выпускной квалификационной работы является вывод о неизбежности распада СССР, ускоренного политикой перестройки и мерами Б.Н. Ельцина. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономические  предпосылки распада СССР

 

1.1 Дизентеграционные процессы в СССР

 

Национализм и сепаратизм проявились в первые же годы перестройки. 17–19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин, тысячи молодых казахов устроили беспорядок. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка были применены войска. Армяно – азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все попытки остановить этот конфликт ни к чему не привели.

Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Наибольший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках.

Одной из форм этой борьбы стала  критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать секретные протоколы, рассказать общественности о массовых департациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил изменения и дополнения к Конституции республики, позволяющие ее высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Одновременно была принята декларация о суверенитете республики. 17–18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса государственного. Аналогичные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Лидер литовского Народного фронта «Саюдис» В. Ландсбергис в «Манифесте литовской свободы» объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение ее полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии.

В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами «Независимость Грузии» и «Долой Российскую империю». Руководство Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено направить в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти события дали мощный толчок развитию национального движения в Грузии. В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР. На нем наиболее радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа «унитарного имперского государства» и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители национальных движений не добились поддержки своих требований. Потерпев поражение на съезде, националисты попытались решить вопрос о независимости в Верховных Советах своих республик. Политическая борьба в республиках достигла небывалой остроты. Республиканские компартии пытались противостоять набиравшим силу национальным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Стремление руководства некоторых республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались неудачными для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большинство получили сторонники национальной независимости, которые стали предпринимать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в которых коммунисты получили большинство голосов на выборах, Верховные Советы один за другим стали принимать Декларации о национальном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными.

Весной 1990 года Верховные  Советы прибалтийских республик  приняли декларации о независимости. Советский Союз оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пытались остановить процессы суверенизации.

Сделать это с помощью  военной силы оказалось для центра проблематично. В случаях применения войск руководство страны действовало  непоследовательно и нерешительно. Тбилисские события 1989 г., а затем попытки силовыми методами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического руководства свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: «События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением линии президентской власти, ради которой она была создана. И поэтому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы по этому поводу… События в Прибалтике возникли в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей иной национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такого рода стычки и побоища легко могут возникать по самым неожиданным поводам.

Эти события фактически привели  к отделению прибалтийских республик  и резкому падению авторитета М.С. Горбачева, на которого была возложена вся ответственность за расправу.

В Узбекистане, в ферганской долине, начались стычки местного населения  с турками-месхетинцами, переселенными туда в годы сталинских репрессий. Появились первые потоки беженцев из Узбекистана, Азербайджана, Армении.

Тенденция к сепаратизму  усилилась. В результате в любой  области – русской или нерусской  – появилась и стала пробивать  себе дорогу мысль о том, что центр  обирает территории, тратя деньги на оборону и на удовлетворение нужд бюрократии, что каждая республика жила бы значительно лучше, если бы не делилась с центром своими богатствами.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Русские, в  ответ на обвинение в эксплуатации других народов, выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т.д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын. В письме «Как нам обустроить Россию?» он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией – славянскими народами.

 

1.2 Реформы политической  системы в СССР

 

В начале 80-х гг. все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали  с лучшей организацией и оплатой  труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть  крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда.

Однако в конечном счете совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения.

Таким образом, к началу 80-х гг. советская  тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает  быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.

Смерть в ноябре 1982 г. Л.И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю.В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.

Попытки Ю.В. Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния.

Избрание в марте 1985 г. М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС вновь возродило надежду на возможности реальных перемен в жизни общества. Энергичные выступления нового Генерального секретаря показали его решимость приступить к обновлению страны.

В условиях монопольного господства в обществе одной партии – КПСС, наличия мощного репрессивного  аппарата перемены не могли начаться «снизу», народ ждал изменений «сверху» и готов был их поддержать.

Горбачев был убежден, что после реформы, проведенной  «сверху», страна обретет второе дыхание. Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования  новейших достижений научно-технического прогресса. Провозглашая курс на ускорение, М.С. Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок добиться подъема экономики. В результате проводимых в СССР преобразований к концу 80-х гг. страна имела определенные достижения во внутренней и внешней политике – эти успехи в основном были связаны с демократизацией общественной жизни.

И тем не менее, к 1989–1990 гг. стало очевидно, что страна переживает глубокий экономический и политический кризис, имеющий тенденцию к углублению. В этих условиях обострилось противоборство двух основных политических сил. С одной стороны – это «демократы», выступавшие за переход к рыночным отношениям. С другой стороны – так называемое консервативное крыло, которое ориентировано на насыщение рынка товаров без создания рынков капиталов и рабочей силы, перестройку планового хозяйства, активную защиту общественной собственности и т.д. В ходе противоборства вырабатывались различного рода программные документы, которые не находили по разного рода причинам практического воплощения. Но все они в той или иной мере приближали переход страны к рыночной экономике. Так, в итоговом документе XXVII съезда КПСС говорилось, что «…единственной альтернативой изжившей себя административно-командной системе… является рыночная экономика». Под руководством С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского был подготовлен, но не принят в силу большой сомнительности проект, рассчитанный на переход к рынку за 500 дней. Такая же судьба постигла программу перехода СССР к рынку на период до 1997 г., подготовленную группой советских экономистов во главе с Явлинским и рассчитанную уже на помощь Запада.

Трудности, связанные с  поворотом страны к рыночной экономике  были сопряжены с неоднозначной  политической ситуацией. Как признаки правого поворота были расценены  кровавые события в Вильнюсе и  отставка министра иностранных дел  Э.А. Шеварднадзе.

Внезапность всех этих преобразований привела к возникновению кризисных  явлений в самом демократическом  лагере России. Политические силы, ориентированные  изначально на длительную борьбу за власть с сильным противником, получив  ее в одночасье, не имели сколько-нибудь продуманных вариантов дальнейших действий. Лишь спустя несколько месяцев  обновленное правительство пошло  на реальные шаги, ведущие к рыночной экономике: либерализовало цены, начало приватизацию. Более того, теперь уже открыто было заявлено, что переход к рыночной экономике требует перехода к новой модели общественного развития. Причем осуществить этот процесс невозможно без помощи Запада, так как речь идет о возвращении огромного государства в орбиту мировых хозяйственно-экономических связей. Отсюда исходила и исходит большая ориентация на рекомендации МВФ.

Информация о работе Беловежские соглашения 1981г. Распад СССР