Белое движение в России 1917-1922 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:35, реферат

Краткое описание

Белое движение (также применялись названия «Белая гвардия», «Белое дело», «Белая армия») — собирательное наименование политических движений, организаций и воинских формирований, противостоявших красным в годы Гражданской войны в России 1917—1923 годов. Происхождение термина «Белая армия» связано с традиционной символикой белого цвета как цвета сторонников законного правопорядка. Обозначим сразу, что «Белой гвардией» их стали называть большевики, чтобы связать этот термин в сознании народных масс с прежней монархистской Россией, — сами сторонники белого движения называли себя иначе (добровольцами, Русской армией, Белым движением), поэтому на протяжении всего исследования мы будем оперировать именно этими терминами.

Файлы: 1 файл

БЕЛОЕ ДВИДЕНИЕ В РОССИИ 1917-1922.doc

— 712.00 Кб (Скачать)

Белое движение в России 1917-1922 г.


 «Белое движение возникало стихийно, как естественное стремление народного организма к самосохранению, к государственному бытию, как протест против Брест-Литовского мира и распродажи России, как реакция против небывалого угнетения духа, свободы, самодеятельности народа, против физического истребления целых классов»

А.И. Деникин

1. Введение

Последнее время  резко повысился интерес к  наследию российского Белого движения и российской белоэмиграции. Идеи, взгляды, суждения, оценки,  связанные с государственно-правовой и идеологической характеристикой Октябрьской революции, Гражданской войной и последующим развитием России нашли отражение в значительном количестве эмигрантских изданий и мемуарах участников движения.

Белое движение (также применялись названия «Белая гвардия», «Белое дело», «Белая армия») — собирательное наименование политических движений, организаций и воинских формирований, противостоявших красным в годы Гражданской войны в России 1917—1923 годов. Происхождение термина «Белая армия» связано с традиционной символикой белого цвета как цвета сторонников законного правопорядка.  Обозначим сразу, что «Белой гвардией» их стали называть большевики, чтобы связать этот термин в сознании народных масс с прежней монархистской Россией, — сами сторонники белого движения называли себя иначе (добровольцами, Русской армией, Белым движением), поэтому на протяжении всего исследования мы будем оперировать именно этими терминами.

Белое движение представляет для нас особый интерес, потому что именно здесь наиболее ощутимы различия  между марксистско-ленинской доктриной Советского государства  и иными, несоциалистическими, направлениями конституционно-правовой и идеологической мысли. Известно, что деятельность, идеи,  нормативные акты Белого движения и конституционные воззрения представителей российской послереволюционной эмиграции с самого начала и вплоть до последнего времени замалчивались или даже сознательно и грубо искажались в советской литературе, а сами авторы этих идей были объектом предвзятой критики. Одним из устоявшихся штампов советской историографии являлся тезис об однородном, «ярко выраженном классовом характере» белых армий, состоявших исключительно из кулаков, богатых казаков, добровольцев из буржуазных слоёв, имевших счёты с советской властью, а также дворянского, «буржуазно-помещичьего» офицерского корпуса.

Наша задача выяснить и исследовать истинный смысл Белого движения. После крушения социалистического строя в России, мы получили достаточно надежных сведений о том, каковы были политические идеалы Белого движения и его отношение к России как цивилизации. Мы подойдем к решению задачи с точки зрения белоэмигрантов, русских социологов, философов и правоведов. Ведь именно эмигрантами, многие из которых были активными участниками Гражданской войны, было дано определение Белого движения. Философ Иван Александрович Ильин писал: «Белое дело не нами началось, не нами и кончится... Не мы создали его: оно древне, как Русь; мы только стали под него, опять, как бывало, в час смуты и разложения. ...И в наших рядах с самого начала были и будут до конца люди самых различных сословий и классов, положений и состояний; и притом потому, что белый дух определяется не этими вторичными свойствами человека, а первичным и основным — преданностью родине. Белые никогда не защищали и не будут защищать ни сословного, ни классового, ни партийного дела: их дело — дело России — родины, дело русского государства».

2. Цель  проекта:

1. Изучение проблемы возникновения и дальнейшей деятельности Белого движения в России в 1917-1922 гг.

3. Задачи  проекта

1. Опровергнуть устоявшийся штамп советской историографии об однородном, «ярко выраженном классовом характере» Белых армий.

2. С объективной точки зрения определить истинную роль Белого движения в истории России.

3. Выяснить смысл этических и конституционно-правовых идей и теорий Белого движения, использую автобиографичные произведения, мемуары и исследовательские работы участников.

4. Ознакомится с личностями лидеров Белого движения и их военной и государственной деятельностью.

5. Оценить роль Белой армии в Гражданской войне в России.

6. Выяснить причины поражения Белого движения.

7. Ознакомится с некоторыми философическими и правовыми теориями белоэмигрантов.

 

 

 

 

 

 

4. План:

Глава I. Белое движение в годы Гражданской войны в России.

Пункт 1: Возникновение белого движения

Пункт 2: Формирование Добровольческой армии

- Дроздовцы

- Выступление  генерала Корнилова и его отголоски  на Юго-Западном фронте

Пункт 3: Место белого движения в общем противобольшевистском потоке и его организационная структура.

Пункт 4: Упадок Белого движения к окончанию Гражданской войны.

Глава II. Лидеры Белого движения.

Пункт 1: Лавр Георгиевич Корнилов

Пункт 2: Александр Васильевич Колчак

Пункт 3: Антон Иванович Деникин

Пункт 4: Петр Николаевич Врангель

Глава III. Конституционно-правовые теории Белого движения и белоэмиграции.

Глава IV. Причины поражения Белого движения.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Белое  движение в годы Гражданской  войны в России.

1. Возникновение белого движения


В результате начавшейся 23 февраля 1917 г. Февральской революции  российская самодержавная монархия рухнула, и не нашлось сколько-нибудь значительных сил, которые выступили  бы в ее защиту. Более того, неожиданно в перевороте оказались заинтересованными самые различные круги отечественной общественности: от верхушки армии до крестьянства, объединенной в партии либерального и радикального направлений. «Безудержная вакханалия, — писал будущий главнокомандующий Добровольческой армией генерал А.И.Деникин, — какой-то садизм власти, который проявляли сменявшиеся один за другим правители распутинского назначения, к началу 1917 г. привели к тому, что в государстве не было ни одной политической партии, ни одного сословия, ни одного класса, на которое могло бы опереться царское правительство. Врагом народа его считали все: Пуришкевич и Чхеидзе, объединенное дворянство и рабочие группы, великие князья и сколько-нибудь образованные солдаты».

Немногочисленные  трезвые голоса политических деятелей, предупреждавших о возможном крахе государственности, не были услышаны. Эйфория внезапно открывшихся перспектив захлестнула общественность и страна устремилась по направлению к разрушению своих вековых устоев и хаосу.

За все время  существования Временное правительство больше занималось разрушением старого правопорядка, чем созданием чего-либо нового взамен. В стране, где отсутствовали основные элементы гражданского общества, привыкшей к централизованному управлению и беспрекословному исполнению распоряжений сверху, Временным правительством была сделана ставка на «мудрость народа». И это в тот момент, когда Россия вела беспримерную борьбу с врагом на фронтах первой мировой войны. 5 марта 1917 г.

В развитие принятой по согласованию с Петроградским  Советом рабочих и солдатских депутатов 8-ми статейной программы, были уволены все губернаторы и вице-губернаторы, с передачей их полномочий председателям губернских земских управ. Данное мероприятие создало в губерниях обстановку безвластия. Следующий шаг — роспуск полиции и жандармерии, как символов государственной власти, привел к тому, что страна осталась без приводных ремней в проведении государственной политики на местах. Таким образом, правительство с первых же своих шагов лишило себя возможности управлять и обеспечивать потребности фронта в людских и материальных ресурсах. Россия пошла верной дорогой к поражению в первой мировой войне и краху всех государственных и социальных институтов.

Первыми, кто  почувствовал дыхание надвигавшейся  катастрофы, оказались находившиеся на фронтах первой мировой войны офицеры русской армии. «Общее настроение в армии делается с каждым днем все напряженнее, — сообщал в донесении от 29 марта 1917 г. главнокомандующему войсками Северного фронта командующий 5-й армией генерал А.М. Драгомиров, — аресты офицеров и начальников не прекращаются... были случаи отказа идти на позицию... крайне неохотно отзываются на каждый приказ идти в окопы, а на какие-либо боевые предприятия нет никакой возможности заставить кого-либо выйти из окопов». С каждым днем обстановка на фронте становилась все напряженнее.

Запасы, созданные  еще царским правительством, быстро иссякали, а новые необходимые  для фронта ресурсы если и поступали, то с перебоями. Необходимость, с  одной стороны, продолжения выполнения боевых задач, с другой — ширившаяся анархия в тылу и как следствие усугубление и без того тяжелого положения солдатской и офицерской массы на передовой неминуемо вели к расколу в войсках. Этому активно способствовала и сама революционная власть. Так, по выражению А.И.Деникина, «одним росчерком пера» нового военного министра, А.И. Гучкова было уволено с постов старших военных начальников 143 человека, в числе которых оказались 70 начальников пехотных и кавалерийских дивизий. По мнению одного из будущих вождей белого движения П.Н.Врангеля данная операция не могла не отразиться «на внутреннем порядке и боеспособности армии», а другого — А.И.Деникина, «подорвала веру в командный состав и дала внешнее оправдание комитетскому и солдатскому произволу и насилию над отдельными представителями командования».

В таких условиях любая пораженческая агитация могла  найти для себя благодатную почву. Таким образом, вскоре армия раскололась  на два непримиримых лагеря — продолжавших несмотря ни на что выполнять свой долг защитника отечества и различного рода малодушный элемент, искавший только повода, чтобы уклониться от выполнения святой обязанности. Хотя в первом лагере оказалось больше офицеров, а во втором солдат, было бы неправильным рассматривать раскол как произошедший исключительно между ними. И те и другие были в обоих лагерях. Постепенно наиболее патриотически-настроенный элемент российского общества сделался той основой, на которой стала формироваться идеология будущего белого движения.

Применительно к теме настоящей работы белое движение прежде всего означает оппозиционную деятельность наиболее государственно мыслившей части русского общества по отношению к разрушительной политике Временного правительства, а после и большевиков, поскольку последняя вела к развалу российского государства.

Неспособность пришедших в результате Февральской  революции к власти членов правительства  навести в стране необходимый  порядок привела к тому, что  в различных кругах российской общественности начала вызревать идея военной диктатуры. Отверженные чиновники увидели в ней возможность возвращения к государственной службе и связанным с нею привилегиям; торгово-промышленные и финансовые круги — надежду на восстановление управляемости государства и начало нормальных реформ на благо страны; военные — привести армию в боеспособное состояние; само правительство — добиться установления контроля над страной. Беспорядок надоел и рабочим, что, в частности, сказалось на политике Петроградского Совета, к середине июля уже в сущности не возражавшего против диктатуры. Таким образом, под давлением правых и умеренных кругов А.Ф.Керенский пошел на подготовку к установлению более жесткого гражданского и военного руководства, тесно взаимодействуя при этом с высшими военными кругами.

Именно с  провозглашением внепартийности следует связывать начало кристаллизации «белой идеи». Интересы государства, России, в противовес частным устремлениям отдельных групп и лиц российской общественности, раскалывавших единство русского общества во имя своих партийных программ, составили суть всей идеологии белого дела.

Основные идеи белой борьбы вошли в так называемую «корниловскую программу». В частности  она предусматривала:

  1. Установление правительственной власти, «совершенно независимой от всяких безответственных организаций», до Учредительного собрания.
  2. Продолжение войны «в единении с союзниками до заключения скорейшего мира».
  3. Воссоздание боеспособной армии — без политики, без вмешательства комитетов и комиссаров, и с твердой дисциплиной
  4. Восстановление нормальной работы транспорта и упорядочение «продовольственного дела привлечением к нему кооперативов и торгового аппарата».

Разрешение  основных государственных, национальных и социальных вопросов откладывалось  до созыва Учредительного собрания. Эти  идеи, положившие начало белой борьбе с анархией и антигосударственной политикой центральных московских властей на Юге России, распространились впоследствии по остальным частям страны с помощью особо отправлявшихся миссий и центров. Они снабжались соответствующими инструкциями, как, например, делегация генерала Флуга, командированная Корниловым в Сибирь и на Дальний Восток в первой половине февраля 1918 г.

В этой связи  несомненный интерес представляют фигуры основателя и главного идеолога белого движения Михаила Васильевича  Алексеева и Верховного правителя Александра Васильевича Колчака. Михаил Васильевич Алексеев начал войну 1914-1918 гг. начальником штаба Юго-Западного фронта. Затем был назначен главнокомандующим Северо-Западным фронтом. Летом 1915 г. на этот фронт пришелся главный удар германских войск. Трудную задачу отступления при отсутствии боеприпасов М.В.Алексеев провел с большим умением, заслужив всеобщее уважение не только в военных, но и в думских кругах. В нем видели умного, опытного и образованного генерала.

«Главная идея, — писал генерал, — это возрождение единой неделимой России, восстановление ее территории, ее самостоятельности, насаждение порядка и безопасности всех граждан, возможности приступить к труду, дабы воскресить преступно разрушенные государственность, народное хозяйство и сохранить еще уцелевшие национальные богатства от дальнейшего расхищения. Без осуществления этой центральной идеи теряется смысл существования Добровольческой армии».

В первом же своем  обращении к населению Сибири Верховный Правитель адмирал А.В.Колчак также заявлял, что он не пойдет «ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности» и главной своей целью ставит «создание боеспособной армии, победу над большевиками и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашенные всему миру».

Что касается Северо-Запада России, то и там белое движение проводило те же идеи борьбы. В Декларации, составленной Политическим совещанием при главнокомандующем Северо-Западной русской армией генерале Н.Н.Юдениче, предложенной ему на утверждение 3 августа 1919 г., однозначно проводилась мысль о решительном отказе «от возврата к старому режиму». Там же провозглашалось, что «воссоздаваемая всероссийская власть должна быть укреплена на основе народовластия» немедленным созывом, по водворении законного порядка, Всероссийского Учредительного собрания «на началах всеобщего избирательного права, дабы народ мог беспрепятственно выявить свою волю и установить ту форму правления, которая действительно осуществит великие идеи свободы...». Образованное 2 августа 1918 г. «Верховное Управление Северной области» после того, как 8 сентября его возглавил Н.В.Чайковский, видный деятель российского социалистического движения, также проводило «белую идею». Основная задача для северной власти в одном из первых обращений ее главы к населению сводилась к «воссозданию русской армии и продвижению ее вперед во что бы то ни стало». Всевозможные партийные разногласия должны были быть отложены в сторону во имя освобождения России. Все должны были «сплотиться и работать, не покладая рук, во исполнение своего священного для одних воинского, для других гражданского долга перед родиной...».

Информация о работе Белое движение в России 1917-1922 г