Беларусcкая литература и искусство в 1950-е- 1980-е гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:54, лекция

Краткое описание

Основной темой белорусской литературы в по¬слевоенный период стал подвиг белорусского народа в Вели¬кой Отечественной войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова “Альпийская баллада”, “Журавлиный крик”, “Третья ракета” и др. Известными стали романы И. Шамякина “Сердце на ладони”, “Возьму твою боль” и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.Серьезное осмысление военной темы и глубокий психологизм присущи прозе М. Лынькова, И. Науменко, И. Чигринова.

Файлы: 1 файл

Беларусcкая литература и искусство в 1950-е- 1980-е гг.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Беларусcкая литература и искусство в 1950-е- 1980-е гг.  
 

Литература. 

   Основной темой белорусской литературы в послевоенный период стал подвиг белорусского народа в Великой Отечественной войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова “Альпийская баллада”, “Журавлиный крик”, “Третья ракета” и др. Известными стали романы И. ШамякинаСердце на ладони”, “Возьму твою боль” и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.Серьезное осмысление военной темы и глубокий психологизм присущи прозе М. Лынькова, И. Науменко, И. Чигринова. Белорусских писателей волновали морально-этические проблемы (произведения К. Крапивы, И. Шамякина). Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича “Дикая охота короля Стаха”, “Черный замок Ольшанский”, пробуждавшие интерес к историческому наследию белорусского народа. Успешно развивалась поэзия. В историю белорусской литературы вошли имена таких поэтов, как А. Кулешов, П. Бровка, П. Панченко, П. Глебка, М. Лужанин, Н. Гилевич, Г. Буравкин и др. В 70-е – п/ половине 80-х гг., в бел. литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др. 
 

Театр и кино. 

  Ведущей темой театрального и киноискусства стала Великая Отечественная война. Творческими достижениями белорусских театров были постановки пьес «Константин Заслонов»  А. Мовзона,   Трибунал» А. Макаёнка, «Последний шанс» В. Быкова, «Рядовые» А. Дударева И. Мележа “Люди на болоте”, А. Адамовича “Война под крышами”, И. Чигринова “Плач перепелки”, А. Дударева “Порог” и “Вечер”. На театральных подмостках была создана масштабная и уникальная сценическая летопись подвига белорусского народа во время войны. В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных.

  Популярностью у зрителей пользовались фильмы на военную тему: «Альпийская баллада» (режиссер Б. Степанов), «Возьму твою боль» (режиссер М. Пташук), «Свадебная ночь» (режиссер А. Карпов), «Я родом из детства» (режиссер В. Туров), “Отец”, “Полонез Огинского” и др.

    Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина “Первые испытания”, “Москва - Генуя”, “Крушение империи”.

      Важным событием стала экранизация  В. Туровым романа-эпопеи И. Мележа «Люди на болоте». Значительный вклад в экранизацию русской литературной классики и создание детских фильмов-сказок внесла киностудия «Беларусьфильм». Ежегодно она выпускала на экраны до 70 художественных, документальных и научно-популярных фильмов.  
 

Музыкальное искусство. 

     Тема войны занимала важное место и в музыкальном искусстве. Она объединяла произведения белорусских композиторов Е. Тикоцкого, Г. Пукста, Ю. Семеняко, Г. Вагнера, В. Оловникова. В 1955 г. был утвержден Государственный гимн БССР, музыку к которому написал Н. Соколовский, а слова — М. Климкович.

       В 1960-1980-е гг. расширилась тематика белорусской музыки. Наряду с национальными мотивами появились темы и сюжеты из истории других народов, например, опера «Джордано Бруно» С. Кортеса, балеты «Тиль Уленшпигель», «Маленький принц» Е. Глебова и др. В белорусской музыке раскрылись таланты композиторов А. Богатырёва, Д. Смольского, А. Мдивани.

   Теме современности посвящены оперы “Колючая роза  и “Когда опадает листва” Ю. Семеняки, “Тропою жизни” Г. Вагнера, “Алеся” Е. Тикоцкого.

    Определенное развитие получила и эстрадная музыка. За пределами республики приобрели известность песни композиторов И. Лученка и Э. Ханка. Популяризации белорусской музыки в других республиках СССР способствовало творчество вокально-инструментальных ансамблей «Песняры» под руководством В. Мулявина, «Верасы» под руководством В. Раинчика, «Сябры» под руководством А. Ярмоленко, вокально-хореографический ансамбль “Хорошки”. 
 

Архитектура и изобразительное  искусство. 

      Для архитектуры Беларуси начала 1950-х гг. характерно стремление увековечить победу советского народа в Великой Отечественной войне. Потому не случайным стало возвращение к наследию эпохи классицизма с ее величием и триумфальностью, со зданиями, украшенными богатым декором и скульптурой.

     В едином стиле выдержана композиция  Ленинского проспекта в Минске (ныне проспект Независимости). Бесспорным достижением белорусских архитекторов стал ансамбль площади Победы в Минске (архитекторы Г. Заборский, В. Король). Торжественны и исполнены величия проекты, которые создали архитекторы А. Воинов (здание ЦК КПБ в Минске, в соавторстве), В. Король (здание Минского почтамта; Монумент Победы; мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», в соавторстве), М. Парусников (здание Госбанка, стадион «Динамо», в соавторстве).

   В 1960-1970-х гг. наибольшего расцвета достигло монументальное искусство Беларуси. Создание мемориалов, посвященных подвигу белорусского народа в Великой Отечественной войне, поддерживалось на гос. уровне. В этот период были возведены величественные и масштабные мемориальные комплексы, такие как «Хатынь» (открыт в 1969 г.), «Курган Славы Советской Армии - освободительницы Беларуси», «Брестская крепость-герой», открытый в 1971 г., и др. В создании монументов участвовали лучшие скульпторы Беларуси: 3. Азгур, А. Бембель, С. Селиханов, А. Аникейчик, А. Заспицкий, Л. Гумилевский и др.

      С середины 1950-х гг. произошла  стилевая переориентация белорусской  живописи. Художники отказались  от пафоса и описательности, для их произведений стали характерны лаконичность и простота. Белорусские художники разработали своеобразный стиль, напоминавший монументальную живопись. В таком стиле выполнены работы М. Савицкого, в том числе «Партизанская мадонна».

     Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича “Шахтеры Солигорска”, М. Савицкого “Хлеб”, Г. Ващенки “Август”. Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева “Генерал Доватор”, М. Савицкого  “Витебские ворота”, “Поле”. Некоторые авторы обращались к событиям далекого исторического прошлого, других интересовали темы и мотивы современной жизни. Выдающиеся произведения белорусского искусства 1950-х — середины 1980-х гг. посвящены Великой Отечественной войне.

       

    Дальнейшее  развитие в Беларуси получила сеть культурно-просветительных учреждений. В 1985 г. в республике было 64 культурных комплекса, более 6 300 клубов, около 7 тысяч  библиотек, 28 парков культуры и отдыха, 76 музеев. Важную роль в культурном воспитании трудящихся играла художественная самодеятельность.

    Достижения  белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х – первой половине 80-х гг. были значительны.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Беларусcкая литература и искусство в 1950-е- 1980-е гг