Архитектурно-художественное решение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:12, реферат

Краткое описание

Архитектурно-художественное решение включено в понятие «музейная экспозиция» в качестве обязательного и органичного компонента, воплощающего современные художественно-эстетичсские принципы.
В этом определении выражен современный подход к пониманию музейной экспозиции как единству научного и художественно-образного начал, обеспечивающему эффективность основной формы музейной коммуникации.
Художественное проектирование экспозиций оформляется как специализированная область деятельности на основе накопленного практического опыта и принятых нормативных документов.
Под архитектурно-художественным решением экспозиций понимается художест

Файлы: 1 файл

Архитектурно-художественное решение.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

    Глава 1. Музейная экспозиция. Архитектурно-художественное решение

Архитектурно-художественное решение включено в понятие «музейная  экспозиция» в качестве обязательного  и органичного компонента, воплощающего современные художественно-эстетичсские принципы.

В этом определении  выражен современный подход к  пониманию музейной экспозиции как  единству научного и художественно-образного  начал, обеспечивающему эффективность  основной формы музейной коммуникации.

Художественное  проектирование экспозиций оформляется  как специализированная область деятельности на основе накопленного практического опыта и принятых нормативных документов.

Под архитектурно-художественным решением экспозиций понимается художественное проектирование и осуществление  в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.

Таким образом, основная задача художественного проектирования заключается в том, чтобы средствами различных видов искусств содействовать раскрытию идейного и научного содержания экспозиции, помочь подвести посетителя к пониманию закономерностей развития природы и общества.

Архитектурно-художественное решение призвано также усилить  эмоциональное воздействие, обеспечить оптимальный контакт посетителя с подлинными памятниками и получение заложенной в них информации. Важна его роль и в том, чтобы содействовать эстетическому воспитанию трудящихся созданием высокохудожественного облика экспозиций и методами показа отдельных экспонатов, многие из которых имеют большую художественную ценность. Все это позволяет говорить о музейной эстетике и об «искусстве экспозиции», о творческом произведении особого жанра искусства. По мнению специалистов, искусство архитектурно-художественных решений относится как к изобразительным, так и к выразительным искусствам. Оно опирается на арсенал художественных и технических средств, более широкий, чем другие виды пространственных искусств, такие, как живопись, графика, скульптура, включает элементы драматургии. Прогресс науки и техники увеличивает возможности выразительных средств решения, создает новые материальные предпосылки.

Синтезируя различные  виды искусств, включая аудиовизуальные  и технические средства, художественное проектирование музейных экспозиций свидетельствует о рождении таких новых понятий, как экспозиционный и выставочный дизайн. Искусство экспозиции взаимосвязано с художественной культурой эпохи, развиваясь в русле ее общих художественных тенденций. 

1. Основные принципы художественного проектирования музейных экспозиций

Определяющее  значение для оценки художественного  уровня музейных экспозиций имеет принцип  единства содержания и формы. Нарушение  этого единства в ущерб содержанию может привести к формализму, проникновению художественных приемов, отвлекающих от понимания существа экспозиции, восприятия ее основного компонента - подлинных памятников. Пренебрежение художественной формой оборачивается созданием маловыразительных экспозиций, которые не могут повлиять на эмоциональную сферу человеческой психики, что снижает идейно-воспитательный эффект.

Оптимальной формой современной экспозиции является создание ансамбля, все части которого взаимосвязаны, образуют систему, предметно и образно  построенную художественную структуру.

Характерными  чертами экспозиционного ансамбля являются стройность, согласованность  всех компонентов, подчинение всех частей и деталей одному замыслу. Таким  образом, ансамбль экспозиции - не механическое объединение или сумма самостоятельных  и изолированно решенных экспозиционных залов, а органическое единство таких компонентов, как музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, архитектурно-художественные и технические средства, призванные организовать художественно-осмысленную среду определенного социального направления и целевого назначения.

Умение художника  организовать экспозиционный ансамбль таким образом, чтобы подлинные  памятники истории и культуры приобрели первичное значение и  главный смысл, - одно из важнейших  требований и критериев оценки архитектурно-художественного проекта экспозиции.

В своей основе искусство художественного проектирования имеет ту же образную природу, что  и другие виды искусств, но вместе с  тем и свои существенные особенности. Это позволяет говорить о специфике  музейной образности, о создании своего образного условного языка, позволяющего доходчиво излагать в экспозиции материальные и абстрактные понятия.

Художественный  образ в экспозиционном ансамбле создается во многом творческой фантазией  художника, которая базируется на глубоком, всестороннем знании объекта, т. е. реального исторического процесса и особенностей его отражения музейными средствами.

В художественном проектировании широко используются данные психологии и педагогики, учитываются  психофизиологические особенности человека. Посетитель приходит в музей с намерением познакомиться с предметным миром экспозиции, получить интересующую его информацию. Здесь имеет место целенаправленное, «преднамеренное» восприятие, активный волевой процесс. Заинтересованный посетитель не чувствует усталости, если при восприятии внимание его не рассеивается, а сосредоточивается и становится непроизвольным. В связи с этим художник должен различными методами добиваться у зрителя оптимального внимания, поддержания интереса по ходу осмотра всей экспозиции.

Особенно важно  привлечь внимание к ведущим по содержанию экспозиционным комплексам или отдельным  предметам, удержать его на тех экспонатах, которые играют главную роль в  понимании научной концепции  экспозиции.

Музейная экспозиция воспринимается зрительно, хотя может дополняться и слуховым восприятием при объяснениях экскурсовода или фонокомментария с помощью технических средств. Поэтому задачей художника является создание зрительных рядов, зон активного эмоционального воздействия и маршрутов следования посетителей. Работая над экспозицией, он должен опираться на знание музейной аудитории конкретного музея, социально-демографического состава его посетителей. Только при этом условии возможно организовать восприятие экспозиций с учетом потребностей посетителей, различных по возрасту, образованию и интересам. 

2. Особенности искусства  художественного  решения музейной  экспозиции

В искусстве  художественного проектирования музейных экспозиций воплощается своеобразный творческий метод. Он далек от того, что именовалось художественным оформлением или в лучшем случае оформительским искусством. Творческий метод современного художника проектанта экспозиции ближе к методу архитектора и дизайнера, чем к методу художника прикладного искусства. В палитру его материалов входят музейные предметы-экспонаты, изобразительные, архитектурно-пространственные и технические средства их показа, которые используются не механически, а переосмысливаются в собственный образный язык.

Искусство музейной экспозиции широко, разносторонне, синтетично, поэтому открывает большие возможности для творчества художника. Оно несомненно относится к своеобразному и сложнейшему виду творчества, которое связано с изобразительными искусствами, наукой, архитектурой, техникой.

Подчеркивая значимость образного начала современной экспозиции, теория и практика художественного проектирования еще недостаточно точно определяют средства, которыми пользуются для создания экспозиционного образа. В одних случаях внимание акцентируется на значении включаемых в экспозицию специально создаваемых произведений изобразительного искусства, в других - на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея; наконец, образное начало может достигаться в результате компоновки музейных предметов, их комплексов.

Правомерно возникает  вопрос: какой путь создания образа наиболее соответствует природе  музея, его специфике, каковы возможности  сочетания в экспозиционном ансамбле тех или других приемов? Опыт создания экспозиций музеев говорит о безусловном  приоритете музейных предметов как основы образных решений. «Вещи сами по себе дают чувственный образ. Отбор типичных, характерных вещей, их компоновка, выделение главного, превращение суммы вещей в систему, в содержательный и волнующий научно достоверный общедоступный рассказ, вдохновленный определенной идеей, есть создание образа...».

Современная музейная практика знает, к сожалению, примеры, когда экспозиционный образ создается  главным образом художественно-изобразительными средствами, стилизацией и усилением активности оборудования.

Дальнейшее развитие теории и практики художественного  проектирования позволит глубже осветить эту кардинальную проблему. Отметим, что наиболее соответствующим музейной специфике является создание образа экспозиционного ансамбля на основе музейных памятников, научного содержания при дополняющей роли художественно-изобразительных и технических средств.

Помимо визуального  образного решения экспозиции необходимо изучать также механизм формирования образа в сознании посетителя. Специалисты-художники подчеркивают, что художественный образ в экспозиции нельзя воспринимать только как цепь зрительных ассоциаций. Это более сложное и глубокое понятие. В формировании его участвует знание, размышление, правильное историческое понимание события и оценка его: ассоциации вызываются не только зрительными впечатлениями.

Художественное  проектирование экспозиции включило в  свой арсенал пути и средства создания «музейного зрелища» для повышения  эмоциональной выразительности  экспозиции и эффективности ее восприятия посетителями.

Экспозиция не должна быть монотонной чередой помещений, однообразным рядом витрин и стендов. Одним из апробированных приемов, используемых в советских музеях, является композиционное построение с выделением ударных, акцентных  моментов, связанных с характером содержания, и мощным эмоциональным завершением… Поиски динамичности экспозиции проводятся также на основе сюжетности подачи музейных предметов, создания «рассказов в вещах», интерьеров и обстановочных сцен. В музеях появились «уголки» и тематические комплексы, воссоздающие атмосферу эпохи, которые искусной «музейной режиссурой» были объединены в стройное, своеобразное музейное зрелище. Помимо глубоко научного содержания оно обладает большой эмоциональной силой, будит воображение и то чувство сопереживания, без которого невозможно эффективное восприятие экспозиции.

Как перспективу  дальнейшего развития теории музейной зрелищности, выявления ее специфики  и направлений творческих поисков  специалисты рассматривают создание проблемных ситуаций в экспозиции. Столкновение явлений, утверждение в борьбе нравственных, социальных и культурных ценностей и идеалов, проблемный диалог вещей и документов позволят расширить и усилить взаимодействие экспозиции и посетителя, стать эффективным методом их общения.

Конечно, в искусстве  музейной экспозиции еще много неразработанного и даже спорного. Недостаточно изучены  в теоретическом плане основополагающие принципы художественного проектирования: средства создания музейного, экспозиционного  образа, специфика музейной зрелищности, «законы жанра» - особенности искусства музейной экспозиции. Нуждаются в анализе и обобщении вопросы методики художественного проектирования по широкому спектру проблем, так как явно недостаточно и ограниченно, а порой и неумело используется богатый арсенал художественных и технических средств, особенно развивающихся в условиях научно-технической революции.

Поэтому необходимо поощрять творческую экспериментальную  работу художников, которая, развивая искусство музейной экспозиции, предостерегает от опасности возникновения шаблонов и стереотипов. 

3. Экспозиционный ансамбль. Компоненты. Особенности  творческой работы  художника

Ведущие художники, работающие над созданием экспозиций и выставок, дали четкое определение  экспозиционного ансамбля и воплотили полностью или частично эти особенности в своей практической работе. В специальной литературе дается несколько определений экспозиционного ансамбля. Одним из наиболее развернутых является следующее: «Под экспозиционным ансамблем мы понимаем пространственную среду (внутри здания или под открытым небом), структура которой в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической композицией образно раскрывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра и удовлетворяет требованиям технологии и экономики». Основа всего - единство художественного и образного, функционального, конструктивно-технологического и экономического начал. 

Организация предметно-пространственной среды

Творчество художника  проявляется в умении «подать» посетителю экспонаты-подлинники. Нередко формальный подход к организации экспонирования не позволяет выявить богатые информативные и эстетические свойства подлинных памятников из-за нивелировки или несовместимости их в одном комплексе, из-за активности оформительских приемов, отсутствия пространственной композиции и др. В искусстве музейной экспозиции профессиональное мастерство художника особенно выявляется в композиции всех элементов, составляющих экспозиционный ансамбль. Всеми имеющимися в его распоряжении средствами художнику необходимо выделить главное, существенное, отделить второстепенное, устранить лишнее, затрудняющее восприятие. Правильное соотношение элементов целостного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант, другими словами, организация предметно-пространственной среды - основа создания художественного экспозиционного образа.

Информация о работе Архитектурно-художественное решение